Статья «Формирование речевой активности детей через понимание пословиц и поговорок».
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

  • Этапы усвоения пословиц и поговорок
  • Связь сказки с пословицей
  • Игры для лучшего запоминания пословиц и поговорок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechevoy_aktivnosti.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование речевой активности детей через  понимание

пословиц и поговорок»

«К.Д. Ушинский очень высоко ценил воспитательные возможности пословиц и поговорок. Он писал: « По форме это животрепещущие проявления народного слова, вылетавшие прямо из его живого, глубокого источника - вечно юной, вечно развивающейся души народа. По содержанию наши пословицы важны для первоначального  обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская  народная жизнь со всеми живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя им значение народных пословиц и поговорок».  

     Одной из главных задач воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении, по программе «Детство», является развитие речи, речевое общение. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

  • Расширение, обогащение и активизация словаря;
  • Воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;
  • Формирование грамотной разговорной речи.

   Учёные отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания.

Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные формы. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы и поговорки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание, осудить неверное или грубое действие.

Практически каждый педагог в своей работе обращается к пословицам и поговоркам, которые можно использовать в любой ситуации и во всех режимных моментах.

Но отсутствие системы, недостаточная разработанность вопроса о развитии образной речи детей средствами пословиц и поговорок не позволяет добиться ожидаемых результатов в этом направлении.

Всё это побудило  использовать специальные упражнения, направленные на формирование речевой деятельности в процессе поэтапного усвоение фольклорного материала:

  1. Первичное понимание пословиц:
  • Формирование готовности к восприятию пословиц  на основе организации предметно-пространственной среды;
  • Формирование смыслового и художественного восприятия.
  1. Анализ отдельных частей пословиц:
  • Определение значения незнакомых слов;
  • Разбор пословицы по частям с использованием иллюстрационного материала;
  • Запоминание пословиц с помощью опорных картинок.
  1. Самостоятельное применение пословиц и поговорок;
  • Использование словесных  дидактических  игр;
  • Умение подбирать пословицы и поговорки к прочитанному, рисование пословиц;
  • Закрепление пословиц и поговорок в играх, игровых упражнениях, самостоятельной художественной  деятельности.
  1. Творческое использование поговорок и  пословиц  в собственной описательной, повествовательной  и доказательной речи.

 

Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать  сравнения. Анализ содержания сказки и установление связи содержания, метким выражением (пословицами и поговорками), приучают детей мыслить, определять значение  произведения, находить в нём поучение. И если удаётся провести аналогию между сказкой и поговоркой, то смысл поговорки  становится доступным детям.

Сказка

Пословицы и поговорки

«Волк и козлята»

«Страшись волка в овечьей шкуре»

«Зимовье зверей»

«Доброе дело не горит и не тонет»

«Дружно-не грузно, а врозь-хоть брось»

«Лиса журавль»

«Нет друга-ищи, а нашёл-береги»

«У страха глаза велики»

«За глупой головой и ногам плохо»

«По щучьему велению»

«Доброе дело сто раз возвернётся»

«Заяц-хваста»

«Знай больше, а говори меньше»

«Крылатый, мохнатый, да масляный»

«Друг за дружку держаться-ничего не бояться»

«Где дружба да совет, тогда в деле будет успех»

«Хаврошечка»

«При солнышке тепло, при матери-добро»

«Мальчик-с-пальчик»

«Мал золотник, да дорог»

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и дивно снискали себе заслуженную славу.

Л.Н. Толстой считал, что произведения устного народного творчества- поговорки и пословицы-интересно и полезно читать детям.

«Знай, сверчок  «свой шесток», «Собака на сене», «Знает  кошка, чьё мясо съела», «От добра, добра не ищут».

Без игры немыслим  мир детей. Игра для детей - естественная форма  существования и помогает понять и запомнить  пословицы, что ведёт к их использованию в устной речи.

Игра «Пропущенное слово»

Ведущий раздаёт игрокам листочки, на которых написаны пословицы, в каждой  из них одно слово заменено точками. Сколько точек, столько и букв  в пропущенном слове. Задача игроков - вписать нужное  слово.

Например:

1.Чем…… в лес, тем больше дров.

2.Старый…. лучше  новых двух.

3.За двумя ……. погонишься, ни одного не поймаешь.

Игра «Собери пословицу»

Ведущий пишет на листке бумаги пословицы.

Например:

Слово не воробей, вылетит-не поймаешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Листки разрезаются ножницами на  две части так, чтобы на одной было начало пословицы, на другой конец. Все карточки раздаются играющим поровну. Тот, кому попадутся парные  карточки, составляют из них пословицу и откладывает в сторону. Затем каждый участник по очереди вытягивает по одной карточке у соседа и, если у него составится пословица, также откладывает её.

Выигрывает тот, кто первым соединит все имеющиеся у него листочки в пословицы.

Обобщение и усвоение  речевых  понятий в процессе работы с фольклорным  материалом происходит естественным для ребёнка путём.

Использование малых фольклорных  форм  не требует выделение отдельного времени и поиска  особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников во всех режимных  моментах.

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевой активности детей посредством развития мелкой моторики рук.

Здесь приводятся несколько примеров пальчиковой гимнастики, которые можно использовать ежедневно в виде игры с детьми раннего возраста:...

Статья "Активизация речевой активности детей через лингвистические игры"

В статье описано теоретическое обоснование игрового метода речевой активизации детей старшего дошкольного возраста и приведены примеры лингвистических игр из опыта работы....

Статья. Развитие речевой активности детей.

Статья. Развитие речевой активности детей....

Статья "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"

Как посредством театральной деятельности совершенствовать  все стороны речи, помочь в общении и дальнейшем развитии культуры дошкольника....

Статья «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) ивоспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как ониразговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют рече...