Статья "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"
статья по развитию речи

Андреева Анжела Анатольевна

Как посредством театральной деятельности совершенствовать  все стороны речи, помочь в общении и дальнейшем развитии культуры дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

«Искусство актера заключается в речи и движении тела»

И. Гёте

Актуальность

Сегодня все чаще можно встреть как младших, так и старших школьников, у которых наблюдаются нарушения в звукопроизношении, бедный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, несовершенное  логическое мышление, с несформированной связной  речи. Связано это с тем, что речь активно формируется еще за долго до того, как ребенок пошел в школу, а именно в раннем возрасте, в дошкольном детстве.

Однако, к большому сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяют гаджеты и эта тенденция постоянно увеличивается. Что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и когнитивное развитие.  Каждый педагог заинтересован в том, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.

Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка – это отмечали в своих работах: Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Рудинштейн С.Л. и другие. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Поскольку основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то мною было принято решение сделать основной упор на развитие  речи детей посредством театрализованной деятельности. 

Театрализованная деятельность, в основе которой лежит игра,  оказывает большое влияние не только на эмоциональное развитие ребенка, а так же на его речевое развитие. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат и грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

В театрализованной игре формируются эмоции, что позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся,  в том числе и формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.  Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Цель:

     Создание условий, способствующих развитию речи детей  дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи работы:

  1. Формирование  устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности;
  2. Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй; обогащать словарь детей, активизировать его;
  3. Способствовать развитию речевого дыхания и правильной артикуляции, разнообразной интонации, связной образной речи, творческой фантазии;
  4. Обновление «Центра ряжения», «театрального центра» и пополнение предметно – пространственной развивающей среды в группе.

Проблема

При проведении одного из НОД по развитию речи, воспитанникам нужно  было рассказать про  своих любимых домашних животных. Однако я столкнулась с тем, что у детей бедный активный словарный запас, отсутствует способность выразить свою мысль, наблюдается скованность в творческом воображении, снижена связная речь и возникают трудности, как в монологической, так и диалогической речи.

Большую часть времени в будние дни, ребенок находится в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем, и необходимо создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло. Возникла необходимость внедрения в будни воспитанников чего – то нового, увлекательного и интересного, что позволит не только способствовать развитию речи детей, но и вовлечет  их в мир, наполненный эмоциями, событиями, загадками, позволит развить воображение. Поэтому, в качестве  инновационной деятельности, мною было принято решение использовать деятельность театральную.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие речи ребёнка посредством театрализованной деятельности:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в театрализованной деятельности форм и методов работы с воспитанниками, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития обучающихся);

3) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в театрализованной деятельности;

4) поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников в театрализованной деятельности;

5)Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

6)Поддержка индивидуальности и инициативы воспитанников через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия обучающимися решений, выражения своих чувств и мыслей.

7)Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных, отношений между воспитанниками, развитие коммуникативных способностей обучающихся, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения воспитанников работать в группе сверстников.

Значение театрализованной деятельности в развитии детей:

Театрализованная деятельность затрагивает все образовательные области. Поэтому, используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы можем решать комплекс взаимосвязанных задач:

- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

 - формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

- развитие эмоций;

- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

- приобщение к высокохудожественной литературе;

- развитие воображения;

- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

- создание выразительного художественного образа;

- организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

- согласование действий и сопровождающей их речи;

- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

- выразительность исполнения основных видов движений.

Формы организации театрализованной деятельности:

•        Организованная образовательная деятельность;

•        Показ спектаклей внутри группы;

•        Игры – драматизации;

•        Речевая гимнастика;

•        Заучивание скороговорок, чистоговорок, игры на развитие дыхания;

•        Чтение и обсуждение сказок разбор характера героев;

•        Сочинение и рисование сказки;

•        Просмотр видеозаписей сказок с комментарием;

•        Сюжетно – ролевые игры;

Театрализованные игры дошкольников можно разделить в зависимости от художественного оформления на следующие группы:

  • Игры — драматизации;
  • Театр на фланелеграфе;
  • Теневой театр;
  • Театр би-ба-бо;
  • Пальчиковый театр  и варежковый театр, штоковый театр;
  • Театр марионеток;
  • Настольный театр: — плоскостные фигурки, — объемные фигурки.

Игры—драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Прежде чем проводить игры — драматизации, воспитанники должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку, но и эмоционально им воспринято.

Фланелеграф — картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются из старых книг, журналов или создаются самостоятельно. Создавать картинки самостоятельно очень любят воспитанники. Можно дать родителям рекомендации по созданию персонажей сказок в домашних условиях. А затем вместе с детьми, созданными дома совместно с родителями картинками, составить целую сказку.

Теневой театр — для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Пальчиковый театр, штоковый  и варежковый театр — атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате.

Театр бибабо – на пальцы надевают куклы. Они обычно действуют на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки.

Настольный театр игрушек — используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки — персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Нельзя давать их детям для самостоятельных игр, т.к. в этом случае они не будут восприниматься детьми как герои той или иной постановки.

Общие требования к театрализованным играм:

  • Быть содержательными и различными по тематике;
  • Обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих возможностей;
  • Обогащать эмоциональную природу детей, формировать устойчивый интерес к театральному искусству;
  • Развивать эстетической восприятие, пластику движений, выразительность речи, фантазию, критическое образное мышление, художественно-творческие способности;
  • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;
  • Побуждать к сотрудничеству на всех этапах организации театрализованных игр.

Для того чтобы добиться определенных успехов в обучении воспитанников приемам театрализованной деятельности, воспитатели должны четко представлять этапы работы по этой проблеме. В условиях работы в доме ребенка, учитывая возрастные и психофизические особенности наших воспитанников, можно выделить 3 этапа.

1 этап. Ознакомление воспитанников с сюжетными игрушками, когда воспитатель показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь воспитателя должна быть интонационно выразительной. Очень важно обратить внимание на возрастные особенности. Например, для детей раннего и младшего дошкольного возраста, одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. Например: Зайка скачет по дорожке: «прыг- прыг». Лягушка: «прыг-прыг». Воробей: «прыг-прыг».

На этом этапе очень важно предоставлять воспитанникам возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь,  и закрепляются игровые действия.

2 этап. Можно выделить как этап работы с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда воспитанники еще не владеют активной речью. Много разных потешек и напевок есть у Олеси Железновой. Под рассказ воспитателя обучающиеся могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.

В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т.п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…»

3 этап — проведение игр – драматизаций. Подбирать художественное произведение необходимо в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать и для более старшего возраста. Текст —  произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Таким образом, проведению игры — драматизации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру — драматизацию «Колобок», можно организовать дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления воспитанников о зайце, медведе, лисе, научить изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.

В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

  • метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
  • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
  • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Рекомендации при организации театрализованной деятельности:

  • Создать условия в группах для проведения театрализованных игр и игровых упражнений. Пополнять и обновлять атрибуты.
  • Вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизировать его речь.
  • Ежедневно вводить на занятиях и в повседневной жизни игры — инсценировки с сюжетными игрушками, используя фольклорный материал.
  • Ежемесячно планировать демонстрацию сказки с использованием разных видов театра.
  • Формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно-насыщенной,
  • трансформируемой,
  • полифункциональной,
  • вариативной,
  • доступной
  • безопасной.

Создание РППС обеспечивает психологический комфорт ребенка, предупреждает развитие негативных проявлений, обуславливает его активность. Она должна предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть целесообразной, удобной, информативной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать, гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.

Развивающая предметно – пространственная среда в нашей группе регулярно пополняется, обновляется.

Центр речевого развития

  • Картинки с артикуляционной гимнастикой, индивидуальные зеркала.
  • Пособия по развитию мелкой моторики рук (счетные палочки, карандаши-штампы, манка для рисования пальчиками, картинки с изображением пальчиковых упражнений).
  • «Копилка слов».
  • Дидактические игры по речевому развитию.

Книжный центр

  • 10-12 книг на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу,
  • 2 – 3 произведения сказочного содержания
  • произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях
  • толстые книги, которые педагог читает детям
  • иллюстрации художников к книгам, тематические альбомы
  • тематические выставки книг
  • тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).
  • Портреты детских писателей
  • библиотечка по книжкам – малышкам

Театральный центр, центр ряжения и музыкальный центр

  • Ширма и набор кукол бибабо для кукольного театра
  • Настольный театр
  • Пальчиковый театр
  • Варежковый театр
  • Штоковый театр
  • Декорации к инсценированию известных сказок
  • Шапочки – маски
  • Костюмы для ролевых игр, народные костюмы
  • Детали костюмов (головные уборы, шапочки – ушки, хвостики, фартучки, кокошники и др.) Украшения (разнообразные бусы, короны, банты)
  • Детали, подчёркивающие профессию, пол, имидж (бескозырка, шляпа – цилиндр, тёмные очки, галстук, парик, платки, шарфы, цельные куски материи для драпировок)
  • Большое зеркало
  • Детские музыкальные инструменты: металлофон, ксилофон, пианино (рояль) гитара, баян (аккордеон), флейты, бубенцы, трещотки, колотушки, колокольчики, ложки,
  • Музыкальные игрушки: игрушки – инструменты (неозвученные) для создания игровых ситуаций; звуковые книжки (иллюстрации к знакомым песенкам и текст песни); звуковые картинки, магнитофон (музыкальный центр)
  • Музыкальные игрушки озвученные: музыкальные волчки, музыкальные молоточки, музыкальные книжки, музыкальные игрушки с фиксированной мелодией, озвученные образные игрушки, изображающие различных животных.

Такая организация театрализованной деятельности – толчок для глубинного   всестороннего развития личности ребенка. И все, что мы делаем, не просто забава и развлечение, возможность подготовить выступления на праздниках, продемонстрировать достижения и таланты, это является еще и открытием вместе с детьми сложного мира, в том числе и такого, как волшебный мир театра.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Список, использованной литературы:

  • Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в д/саду. – М.,2003
  • Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.
  • Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.
  • Дороновой Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. Ребенок в детском саду, 2001.
  • Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999.
  • Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974
  • М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», М. 2004.
  • М. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», М. 2004.
  • Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.:ТЦ сфера, 20009
  • Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание , 2006. - N4
  • Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду», М. 2004.
  • Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М. ОООТЦ «Сфера», 2002
  • Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ, Издательство «Лань», 2001
  • Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. – СПБ, Издательство «Лань»,2001

Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – М. «Пр.», 2006

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет».


Приложение        

Театрализованные игры.

Театральные этюды:

Задачи: развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

1.Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»), Но это же мама — простили, улыбнулись.

2.Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

3.Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла

4.       Я работник сладкий,

Целый день на грядке:

Ем клубнику, ем малину,

Чтоб на всю наесться зиму...

  1. Впереди арбузы — вот!..

Где мне взять второй живот?

  1. На носочках я иду —

Маму я не разбужу.

          Ах, какой искристый лед,

          А по льду пингвин идет.

  1. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки.
  2. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает детей, которые берут их и благодарят его. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

9.     Жадный пес  

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам.

Гам, гам, гам!

10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже.

11.Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.

12.Снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.

13.Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку, спокойно, с наслаждением.

14.  Был у зайца дом как дом

       Под развесистым кустом,

       И доволен был косой:

        -Крыша есть над головой! —

       А настала осень,

     Куст листочки сбросил,

    Дождь как из ведра полил,

      Заяц шубу промочил.

      Мерзнет заяц под кустом:

       -Никудышный этот дом!

         Шерсть чесать — рука болит,

 Письмо писать — рукаболит,

Воду носить — рука болит,

Кашу варить — рука болит,

А каша готова — рука здорова.

У забора сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Может, кем обижена?

Подошел поближе я,

А она-то, злюка,

 Обожгла мне руку.

15. Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки.

Весь перецарапали!

Лопнул шар,

А две подружки посмотрели-  

Нет игрушки, сели и заплакали...

16. Что за скрип?

      Что за хруст?

      Это что еще за куст?

     -Как же быть без хруста

     Если я — капуста.

     Полюбуемся немножко,

     Как ступает мягко кошка.

    Еле слышно: топ-топ-топ,

    Хвостик книзу: оп-оп-оп.

    Но, подняв свой хвост пушистый,

    Кошка может быть и быстрой.

     Ввысь бросается отважно,

     А потом вновь ходит важно.

Игры-драматизации

«Самолет»

 Поиграем в самолет? (Да.)

 Вы все — крылья, я — пилот.

 Получили инструктаж —

Начинаем пилотаж.

В снег летаем и пургу, У-у-у-у!

Видим чьи-то берега. А-а-а-а!

Ры-ры-ры — рычит мотор,

 Мы летаем выше гор.

 Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж — закончен наш полет.

До свиданья, самолет.

«Умываемся»

 Кран откройся,

 Нос умойся,

 Воды не бойся!

 Лобик помоем,

 Щечки помоем,

 Подбородочек,

 Височки помоем,

Одно ухо, второе ухо —

Вытрем сухо!

    Ой, какие мы чистенькие стали!

    А теперь пора гулять,

    В лес пойдем мы играть,

    А на чем поедем — вы должны сказать.

   (Самолет, трамвай, автобус, велосипед).

      Стоп!

      Дальше ехать нам нельзя,

Шины лопнули, друзья.

Будем мы насос качать,

Воздух в шины надувать.

Ух! Накачали.

«Кошки – мышки»

Кошки-мышки поиграть

 Можем мы немножко.

 Мышка лапками скребет,

 Мышка корочку грызет.

 Кошка это слышит

И крадется к Мыши.

Мышка, цапнув Кошку,

Убегает в норку.

Кошка все сидит и ждет:

«Что же Мышка не идет?»

«Мишка»

 Косолапые ноги,

 Зиму спит в берлоге,

 Догадайся и ответь,

 Кто же это спит? (Медведь.)

 Вот он Мишенька-медведь,

 По лесу он ходит.

 Находит в дуплах мед

 И в рот себе кладет.

 Облизывает лапу,

 Сластена косолапый.

 А пчелы налетают,

 Медведя прогоняют.

 А пчелы жалят Мишку:

«Не ешь наш мед, воришка!»

 Бредет лесной дорогой

 Медведь к себе в берлогу,

 Ложится, засыпает

 И пчелок вспоминает...

«Звонкий день»

 (на мотив песни «Ах вы, сени»)

 Взял Топтыгин контрабас:

«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Не к чему ворчать и злиться,

Лучше будем веселиться!»

 Тут и Волк на поляне

Заиграл на барабане:

 «Веселитесь, так и быть!

Я не буду больше выть!

Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,

Лиса-пианистка — рыжая солистка!

Старик-барсук продул мундштук:

«До чего же у трубы

 Превосходный звук!»

От такого звука убегает скука!

        В барабаны стук да стук

Зайцы на лужайке,

Ежик-дед и Ежик-внук

Взяли балалайки...

Подхватили Белочки

Модные тарелочки.

Дзинь-дзинь! Трень-брень!

Очень звонкий день!

Театр в руке

Цель: позволяет повысить общий тонус, развивает внимание , память и снимает психоэмоциональное  напряжение.

«Бабочка»- сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный  и средний пальцы , а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения (трепетание пальцев).

«Сказка» - детям предлагается разыгрывать сказку, в которой каждый палец- какой- либо персонаж.

«Рыбки» -   кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».

«Осьминожки»- правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы- пальцы, путешествует поморскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское  дно вместе. Дети учатся играть с пальцами с первой младшей группы во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками.

                          Этот пальчик    хочет спать,

                          Этот пальчик прыг в кровать,    

                          Этот пальчик прикорнул,

                          Этот пальчик уж уснул.

                          Встали пальчики. Ура!

                          В детский сад идти пора!

В средней и старшей группах  пальчиковую гимнастику включают в режим дня.

1.Утром с небольшой группой детей или индивидуально.

                         Здравствуй, солнце, золотое!  

                         Здравствуй, небо голубое!  

                         Здравствуй, вольный ветерок!        

                         Здравствуй, маленький дубок!      

                         Мы живём в одном краю-  

                         Я вас всех приветствую  (пальцами правой руки по очереди                  « здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

2.Во время утренней гимнастики.

Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами ( обруч, гимнастическая палка, кубик  и др.)   детям предлагают «поиграть с предметом» , например передавая мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?».     (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.)  Если детям предлагают  комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»:

На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули ( руки тянутся в стороны),

Покрутили (круговые движение пальцев от себя),

Постучали (основание ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы).

3. На физкультминутках (три-четыре упражнения)

Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса ( плечо , предплечье),  поскольку на занятии , как правило, устаёт вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами , локтевыми суставами . Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с характерных движений - сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочерёдно каждой рукой). Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые  упражнения : сначала с несложным  движением ( «Пальчики здороваются» или «Коготки» ) , далее в сочетании с самомассажем  кисти с помощью пальцев другой руки ( «Надеваем перчатку») и предметов – прокатывание карандаша , грецкого  ореха.

На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используется пальчиковые кинезиологические упражнения –из серии « гимнастики мозга».

4.На физкультурных занятиях.

Пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих  упражнений, а самомасаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части. С целью формирования у детей элементарных представлений о своём организме и практических умений по уходу за ним  используются  движение пальцев кисти  в сочетании с движением рук.

Кто  зубы не чистит,

Не моется с мылом (пальцы рук поочерёдно, начиная с указательного , «здороваются» с большими пальцами),

Тот вырасти может

Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой , изображая рост ребёнка).

Дружат с грязнулями

Только грязнули (пальцы рук соединены в замок).

Которые сами

В грязи утонули ( движение , имитирующее пловца).

У них вырастают

Противные бяки (пальцы сжать в кулак ; затем выпрямить , руки согнуть в локтях , ладони друг за другом около носа),

За ними гоняются злые собаки ( руки вперёд ,правая ладонь лежит на левой , пальцы чуть согнуть , каждый палец правой руки касается одноимённого пальца левой руки).

Грязнули бояться

Воды и простуд,

А иногда вообще не растут (руки скрещены на груди , согнуться , выпрямиться, поднять руки вверх).

В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живёшь?».

Как  живёшь?

- Вот так! ( Большие пальцы обеих рук - вверх , остальные собраны в кулак.)

А плывёшь?

-Вот  так! (Руками изображают движение пловца.)

Как бежишь?

-Вот  так!  (Руки согнуть в  локтях , движение вдоль туловища.)

Вдаль глядишь?

-Вот  так!  (Поочерёдно прикладывать ладони ко лбу.)

Машешь вслед?

-Вот  так!  (Энергичные движения кистями рук.)

Ночью спишь?

-Вот так!  (Ладони под голову.)

А шалишь?

-Вот так! ( Кулачками  обеих рук хлопнуть по надутым щекам.)

5.Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.

Детям очень нравится показывать « театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик.  В нем живет кошка . Она любит сидеть на своём стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней . Мышка прыгнула на пароход , а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес , в котором растут зелёные , пушистые ели…» (дети сопровождают текст движение рук и пальцев).

6.На прогулке в тёплое время года.

После наблюдения  за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить : дом , скворечник , кошку , собаку, цепочку , дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

«Гусь»

Гусь гнездо своё чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

 Заучить считалку хочет

«Зайчик - кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашёл колечко.

А колечко непростое-

Блестит, словно золотое.

7.В зачине подвижной игры или в ходе игры.

 Например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.

В море  бурном, море синем    (кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное движение , начиная с правого плеча).

Быстро плавают дельфины ( волнообразное движение руки , согнутой в локте, кисть на уровне плеча).

Не пугает их волна, Рядом плещется она ( рука согнута в локте , на уровне лица, волнообразные движения кистью).

В подвижной игре « Ловля обезьян» при помощи пальцев ребёнок изображает обезьяну (руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание  кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев ;  руки согнуты в локтях, кисти рук  друг за другом на уровне  носа , ладонями в стороны, пальцами вверх- « обезьянка дразнится».

8. С добрым утром!

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «С добрым утром!» и самомассаж пальцев « Помоем руки».

С добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз.)

Вы проснулись? ( «Смотрим в бинокль».)

С добрым утром, ушки! (Поглаживаем ушки.)

Вы проснулись? (Прикладываем ладонь к ушам.)

С добрым утром, ручки! (Поглаживаем кисти рук.)

Вы проснулись? (Хлопаем в ладоши.)  

С добрым утром, ножки! (Поглаживаем ноги.)

Вы проснулись? (Притопываем.)

С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку.)

Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)

Пальчиковая гимнастика, проводится   ежедневно,  способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи.

Скороговорки на развитие дикции.

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

 Книга книгой, а мозги двигай.

Волки рыщут – пищу ищут.

Везёт Санька Сеньку

С Сонькой на санках.

Вопрос: кто где находится?

Санька – скок!-

Сеньку с ног!

Почему? (Он шёл впереди.)

Саньку – в бок,

Соньку – в лоб,

Все в сугроб.

Курочка по зёрнышкам

Кудах-тах-тах,

Уточка - кря-кря-кря,

Индюшонок- фалды-балды,

Кисонька – мяу- мяу,

Собачка -  гав-гав,

Поросёнок -  хрюки-хрюки,

Коровёнка - муки-муки,

Лошадёнка – ноки-ноки.

 Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,

Рожица, жук, моржонок, флажок.

Виноград, трава, топор,

Шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, Каркуша.

Маша шла, шла, шла

И игрушку нашла:

Кошку, матрёшку, шишку, мартышку,

Мышку, машинку,  пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, кутушку, лягушек,-

Кто потерял столько игрушек?

Артикуляционная гимнастика

Покусайте кончик языка – «мама шинкует капусту».

Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.

Язык, как жало змеи.

Язык, как тоненькая иголочка – «ставим укольчики» поочерёдно в каждую щеку.

Почистите верхние и нижние зубки языком.

Закройте глаза, представьте ночь – «сели на лошадку и поехали». Цокайте.

Достаньте кончиком языка нос.

Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая зубы.

Погладьте зубками губы.

Натяните губы на зубы, широко открыв рот.

Нарисуйте открытыми губами солнце.

Представьте, что заводите мотоцикл – поехали. На пути – гора. Взбирайтесь (усиливается звук). Теперь спускайтесь. Остановитесь.

Язык поднимите к верху:

 Ша-ша-ша,

Наша шуба хороша.

 – Здравствуйте, котята!

-Мяу, мяу.    

-Здравствуйте, телята!

Му, му, му.

-Здравствуйте, мышата!

- Пи, пи, пи.

- Здравствуйте, лягушки!

- Ква, ква, ква.

15.Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

А сейчас я – дудочка,

Дудочка – погудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю-ка всё опять.

16. Поцелуйчик. На счет «раз» сомкнутые губы вытянуть вперед, как для поцелуя; на счет «два» губы растянуть в улыбку, не обнажая зубов.

Сомкнутыми вытянутыми губами двигать вверх-вниз, вправо- влево; делать круговые вращения по часовой стрелке и против нее.

Хомячок. Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, добавляется хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

      17.Рожицы. Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу» или «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и ! опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу («кто смешнее» или «кто страшнее»).

    18.Баня. Это упражнение выполняется в двух позициях.

Дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, коленям, голеням, бедрам. Похлопывание производится поочередно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно с похлопыванием произнести звук [м] на удобной ноте.

Стоя, тело согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание | переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы.

   19. Самолетик. Это упражнение лучше выполнять в конце. На нем удобно проверять, каких результатов достигли ребята. Все участники делятся на четыре группы. Каждая группа — это один «мотор» «самолета». Педагог поочередно включает каждый «мотор». «Моторы» «работают» на звуке [а] и очень тихо. Когда все «моторы» «включены», педагог начинает медленно поднимать руки, увеличивая «мощность» «моторов» до самой высшей точки звучания, потом звук резко уменьшается.

  20. Цыпленок вылупляется. Губы сомкнуть. Язычок перемещать вверх-  вниз, вправо-влево с убыстрением темпа.

  21. Колокольчик. Рот приоткрыть, языком бить о края губ, подобно язычку колокольчика.

  22. Жало. Рот приоткрыть, язычок высовывать волнообразными движениями вперед и обратно.

  23. Лопата. Попытаться достать высунутым языком до носа или ) подбородка.

  24. Гримаса. В течение 3 мин корчить гримасы, задействуй все мышцы лица.

Упражнения повторяются по 5—6 раз, затем пауза и расслабление губ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Часть ООП, формируемая участниками Образовательных отношений Программа «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Цель, задачи программы. Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Формирование интереса к театрализованной деятельности, как одного из видов речевого развит...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Консультация «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольн...

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Автор-составитель: Самойленко Ольга Ивановна МАДОУ д/с № 10 город Новосибирск.Срок реализации: 3года ( младшая, средняя, старшая группы)Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник раз...

"Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из...

Социально – значимый творческий проект по формированию речевой культуры на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и о...

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, движения, музыку.Театрализация стимулирует интер...