Формирование речевой активности детей с РАС с учетом коммуникативных способностей
методическая разработка по логопедии по теме

Цыганова Татьяна Юрьевна

Логопедическая работа с детьми с РАС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речевой активности детей с РАС с учетом коммуникативных способностей

В современных исследованиях понятие «Речевая активность» рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

  • с одной стороны, это свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации;
  • с другой — качественно-количественная характеристика речевой деятельности.

Применительно к детскому возрасту, это понятие тесно переплетается с понятием познавательная активность  и мы говорим о познавательно-речевой активности ребенка.

Речевая активность так же как и познавательная выражается:

  • в  увлеченности ребенка деятельностью;
  • в стремлении выполнить задание;
  • в проявлении самостоятельности;
  • в общении со взрослым;
  • в эмоциональном отношении к деятельности.

 У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в силу нарушения и искажения психического развития такие проявления отсутствуют или слабо выражены:

  • речь не несет коммуникативную функцию;
  • не направлена на познание;
  • у большинства детей речь отсутствует.

В работе по формированию речевой активности детей с РАС основной целью является формирование речевого высказывания у ребенка с учетом  его коммуникативных способностей.   Логопедические занятия включают элементы сенсорного воспитания, т.к. дети лучше понимают и запоминают, если в обучении присутствует комплекс зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений.

Мы выделяем следующие этапы формирования речевого высказывания у детей с РАС:

  1. Подготовительный.
  2. Формирование «высказывания» в диалоге.
  3. Формирование собственного «высказывания».

Содержание, объем, продолжительность каждого этапа зависят от уровня речевого развития и коммуникативных способностей  ребенка.

Содержание работы,  методы и приемы отобраны и адаптированы для данной категории детей.

Рассмотрим содержание каждого из этапов.

1 этап. Подготовительный:

  1. Установление и поддержание зрительного контакта как важного условия для развития навыков речи.
  2. Развитие способности соблюдать очередность (в невербальных играх) как важного навыка становления диалога – по очереди класть кубики в коробку, складывать пазлы, рисовать и др.
  3. Развитие восприятия и понимания речи (инструкции, бытовые и игровые ситуации, формирование  словаря).
  4. Использование жестов (да, нет, указательный, дай).
  5. Поддержание положительного эмоционального контакта.
  6. Формирование экспрессивной речи ( завершение этапа не у всех детей с РАС определяется сформированностью фразы, у некоторых речь отсутствует или появляются звуки  и отдельные слова).

2 этап. Формирование высказывания в диалоге

Основная задача этапа – научить отвечать на поставленные вопросы:

  • репродуктивные вопросы (кто это? что это? что делает?);
  • поисковые вопросы (куда? какой? где? как? и т.д.).

Если у ребенка по прежнему речь отсутствует, это не повод с ним не общаться. В работе используются средства альтернативной коммуникации (пиктограммы, карточки, подписи), при помощи которых ребенок может ответить на элементарный вопрос, построить фразу.

Например: - Кто это? Ребенок выбирает соответствующую подпись.

- Яблоко какое? Ребенок выбирает соответствующие карточки.

3 этап. Формирование собственного высказывания

Основная задача этапа - научить ребенка самостоятельно высказываться.

Виды речевых высказываний (озвученных ребенком или педагогом): фразы, потешки, короткие стихи, короткие тексты.

Применяются приемы с использованием  жестов, опорных картинок, пиктограмм, подписей.

При работе с коротким текстом мы используем следующие приемы:

  1. Отбор и выкладывание картинок ребенком по ходу рассказывания педагогом текста.
  2. Договаривание слов в предложении.
  3. Самостоятельное воспроизведение ребенком текста с опорой на картинки.

Пример. Изучение темы «Зима».

Обучение собственному рассказыванию детей на примере лексической темы «Зима»:

1. Взрослый читает текст, ребенок отбирает соответствующие картинки.

«Наступила зима. Часто идет снег. Деревья стоят голые. Дети надели теплую одежду. Зимой дети катаются на санках, на лыжах и лепят снеговика.»

2.Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает однословно или показывает картинку.

Вопросы к тексту:

  • Что наступило? (Какое время года наступило?)
  • Что часто идет?
  • «Стоят голые» это про что?
  • Что надели дети?
  • На чем катаются дети?
  • Кого лепят дети зимой?

3. Взрослый читает текст, ребенок договаривает слова в предложении.

«Наступила … зима. Часто идет… снег. Деревья стоят… голые. Дети надели теплую… одежду. Зимой дети катаются на… санках, на… лыжах и лепят… снеговика.»

4. Ребенок с опорой на картинки рассказывает текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формирование речевой активности детей через понимание пословиц и поговорок».

Этапы усвоения пословиц и поговорокСвязь сказки с пословицейИгры для лучшего запоминания пословиц и поговорок...

Формирование речевой активности детей посредством развития мелкой моторики рук.

Здесь приводятся несколько примеров пальчиковой гимнастики, которые можно использовать ежедневно в виде игры с детьми раннего возраста:...

Формирование связного высказывания у детей с РАС с учетом коммуникативных способностей

Коррекционная логопедическая работа с детьми  с расстройствами аутистического спектра (РАС)...

Развитие речевой активности детей раннего возраста по средствам коммуникативных игр

Игровая ситуацияЗадачи: - совершенствовать навыки речи детей в процессе коммуникативных игр;- развивать звуковую культуру речи, ее интонационный строй;- умение общаться друг с другом, активизировать с...