«Хлеб всему голова».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба, учить образовывать прилагательные от существительных.
Познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую.
Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_khleb_vsemu_golova.docx | 56.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе
«Хлеб всему голова».
Воспитатель
подготовительной
группы:
Глушко Е.Ф.
Программные задачи:
Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба, учить образовывать прилагательные от существительных.
Познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую.
Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.
Оборудование: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, картинки от зерна до хлеба, разные виды хлеба. Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, медиопроектор, презентация.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь", экскурсия на хлебокомбинат, разучивание стихов и пословиц о хлебе, беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок", чтение рассказа М.Глинской «Хлеб»,отгадывание загадок о хлебе, зерне, колосе, рассматривание и сравнение колосков ржи и пшеницы,изготовление из соленого теста хлебобулочных изделий.
Словарная работа:
рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный. Выращивать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.
Ход занятия:
Стук в дверь. (Няня передает посылку).
Воспитатель: Дети, смотрите, нам принесли посылку, а что в ней, мы сейчас узнаем.
- Как вы думаете? Что там может лежать?
Дети: Хлеб
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: По запаху.
Воспитатель: Конечно, такой аромат идет от посылки.
Воспитатель: Чтение стихотворения С. Погореловского
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло!
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о хлебе.
- Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Чтобы узнать, кто выращивает хлеб, мы отправляемся в путешествие.
-Отгадайте загадку, кто весной выходит в поле? «Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит». (слайд 3)
Дети: Трактор.
Воспитатель: Кто работает на тракторе?
Дети: Тракторист.
Воспитатель: Егор найди картинку, где весной трактор пашет землю. Он готовит землю для зерна. Ведь недаром говорят: "Весенний день год кормит". (слайд 4)
Воспитатель: Что делает трактор?
Дети: Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна.
Воспитатель: Прежде, чем продолжить путешествие, рассмотрим зерна пшеницы, ржи, овса. (слайд 5)
- Ребятишки, эти зерна называются хлебные. Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы. Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье. А сейчас поиграем! (Игра с мячом)
"Назови, какой, какая, какое?"
(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)
Хлеб из ржи - ржаной.
Хлеб из пшеницы - пшеничный.
Каша из пшена - пшенная.
Каша из овса - овсяная.
Каша из ячменя - ячневая.
Каша из кукурузы - кукурузная.
Каша из гречихи - гречневая.
Поле с рожью - ржаное.
Поле с пшеницей - пшеничное.
Поле с овсом - овсяное.
Поле с ячменем - ячменное.
Воспитатель: Зерно маленькое, его росточек пробьется через слой земли. Когда зерно сеять решает агроном. (слайд 6)
- Идет время, зерна прорастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. (слайд 7) Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет. (слайд 8)
Самолет над полем кружит,
Следом вьюга вьет и кружит.
Летчик сверху всюду – всюду
Сыпет белый порошок.
Воспитатель: Порошок этот от вредителей.
Физкультминутка.
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся.
Воспитатель: А теперь еще одна загадка. (слайд 9)
«Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?»
Дети: Комбайн.
Воспитатель: Владик найди картинку комбайна.
Воспитатель: Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: А теперь продолжим свое путешествие.
Хоть и собрано зерно,
Да не хлеб еще оно. (слайд 10)
- Зерно везут на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?
Дети: Не сопрело, не сгнило.
Воспитатель: А затем на мельницу. (слайд 11)
Здесь такое с ним творится,
В оборот его берут,
В порошок его сотрут!
Воспитатель: Что это за порошок?
Дети: Мука.
Воспитатель: Как называется человек, который работает на мельнице? (слайд 12)
Дети: мукомол, мельник.
Воспитатель: Дальше муку везут в пекарню.
-Как называется человек, который работает в пекарне?
Дети: пекарь.
Воспитатель: Он из муки делает тесто.
На большом хлебозаводе,
Станет тестом та, мука,
Хлебу путь теперь недолгий…
Воспитатель: Наконец-то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим. (слайд 13)
Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".
Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе. (слайд 14)
Дети: "Хлеб - наше богатство";
"Не трудиться - хлеба не добиться";
"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";
"Кто не работает - тот не ест"
Воспитатель: Да, ребята, действительно:
Хлеб ржаной, батон и булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: Из зерен злаков люди выпекают вкусный и ароматный хлеб.
Вы знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного. (слайд 15)
Игра «Какой он – хлеб?» ( Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите).
Дети: Аппетитный, вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий.
Воспитатель: Вот почему нужно к хлебу, относится с большим уважением, дорожить каждым кусочком хлеба.
-Ребята, мы с вами много говорили о хлебе.
-И сейчас мы с вами будем настоящими поварами и испечем печенье. Надо вымыть руки и надеть фартуки и колпаки. ( Дети с воспитателем моют руки, надевают фартуки и колпаки).
- Подойдите и встаньте вокруг стола. Чтобы испечь печенье, мы возьмем муку.
- Какая она? Потрогайте.
Дети: белая, пушистая, мягкая, легкая, воздушная.
Воспитатель: Добавим сахар. Какой он?
Дети: белый, рассыпчатый, мелкий, блестящий сладкий.
Воспитатель: Немного соли. Посмотрите, а соль - какая?
Дети: белая, рассыпчатая, а на вкус соленая.
Воспитатель: Немного соды. Сода - какая?
Дети: белая, рассыпчатая.
Воспитатель: Все перемешаем, сделаем горку, а в ней ямку. Добавим яйцо, посмотрите, у яйца есть белок и желток, скорлупа, какая она?
Дети: хрупкая, тонкая, нежная.
Воспитатель: Немного молока, какое оно?
Дети: белое, жидкое, полезное, вкусное.
Воспитатель: Масло, какое оно?
Дети: желтое, мягкое, эластичное.
Воспитатель: А теперь замешиваем тесто. Какое получилось тесто?
Дети: мягкое, белое, доброе
Воспитатель: Что мы положили в тесто?
Дети: муку, сахар, соль, соду, молоко, масло, яйцо
Воспитатель: Тесто готово. Сейчас нужно его раскатать, берем скалку и ровным слоем раскатываем тесто. А теперь возьмите формочки для печенья и вырезайте, обратите внимание, что один край более острый, его и нужно втыкать в тесто. Готовое печенье выкладывайте на противень. Печенье готово, какое оно получилось красивое.
- А что сейчас нужно с ним сделать? (слайд 16)
Дети: Испечь.
Воспитатель: Где мы будем их печь?
Дети: Отнесем наше печенье на кухню, а там наши повара поставят их в духовку и испекут.
Воспитатель:А сейчас поиграем в игру "Цепочка"
- Откуда хлеб пришел?
Дети: Из магазина.
Воспитатель: В магазин, откуда попал?
Дети: Из пекарни.
Воспитатель: Что делают в пекарне?
Дети: Пекут хлеб.
Воспитатель: Из чего пекут хлеб?
Дети: Из муки.
Воспитатель: Из чего мука?
Дети: Из зерна.
Воспитатель: Откуда зерно?
Дети: Из колоса.
Воспитатель: Откуда пшеница?
Дети: Выросла в поле.
Воспитатель: Кто вырастил пшеницу?
Дети: Агроном.
Воспитатель: Вот как много людей работают, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом - хлеборобы. (слайд 17)
Вот он, каравай душистый. (слайд 18, 19)
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно.
Потрудились на земле.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки -
Вырастай богатырем!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область
Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе
Цель: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при...
Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.
Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....
Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"
Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....