«Хлеб всему голова».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Глушко Елена Фёдоровна

Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба, учить образовывать прилагательные от существительных.

Познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую.

Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_khleb_vsemu_golova.docx56.57 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе

«Хлеб всему голова».

                                                                                             Воспитатель

                                                                                             подготовительной

                                                                   группы:

                                                                           Глушко Е.Ф.


Программные задачи:

Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба, учить образовывать прилагательные от существительных.

Познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую.

Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.

Оборудование: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, картинки от зерна до хлеба, разные виды хлеба. Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, медиопроектор, презентация.


Предварительная работа:

Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь", экскурсия на хлебокомбинат, разучивание стихов и пословиц о хлебе, беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок", чтение рассказа М.Глинской «Хлеб»,отгадывание загадок о хлебе, зерне, колосе, рассматривание и сравнение колосков ржи и пшеницы,изготовление из соленого теста хлебобулочных изделий.

Словарная работа:

рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, элеватор,  мука,  мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный. Выращивать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, молоть, выпекать, печь,  есть, беречь.

Ход занятия:

Стук в дверь. (Няня передает посылку).
Воспитатель:
 Дети, смотрите, нам принесли посылку, а что в ней, мы сейчас узнаем.
- Как вы думаете? Что там может лежать?
Дети: Хлеб
Воспитатель:  А как вы догадались?
Дети:  По запаху.
Воспитатель:  Конечно, такой аромат идет от посылки.
Воспитатель: Чтение стихотворения С. Погореловского

Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло!

Воспитатель:  Сегодня мы будем говорить о хлебе.
- Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Чтобы узнать, кто выращивает хлеб, мы отправляемся в путешествие.

-Отгадайте  загадку, кто весной выходит в поле? «Овсом не кормят,  кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит». (слайд 3)

Дети: Трактор.

Воспитатель:  Кто работает на тракторе?

Дети: Тракторист.

Воспитатель: Егор  найди  картинку, где весной трактор пашет землю. Он готовит землю для зерна. Ведь недаром говорят: "Весенний день год кормит". (слайд 4)
Воспитатель:   Что делает трактор?

Дети:  Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна.
Воспитатель: Прежде, чем продолжить путешествие, рассмотрим зерна пшеницы, ржи, овса. (слайд 5)
- Ребятишки, эти зерна называются хлебные.  Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый?  Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы. Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье. А сейчас поиграем! (Игра с мячом)

"Назови, какой, какая, какое?"

(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб из ржи - ржаной.
Хлеб из пшеницы - пшеничный.
Каша из пшена - пшенная.
Каша из овса - овсяная.
Каша из ячменя - ячневая.
Каша из кукурузы - кукурузная.
Каша из гречихи - гречневая.
Поле с рожью - ржаное.
Поле с пшеницей - пшеничное.
Поле с овсом - овсяное.
Поле с ячменем - ячменное.
Воспитатель: Зерно маленькое, его росточек пробьется через слой земли. Когда зерно сеять решает агроном. (слайд 6)
- Идет время, зерна прорастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. (слайд 7) Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет. (слайд 8)


Самолет над полем кружит,        
Следом вьюга вьет и кружит.
Летчик сверху всюду – всюду

Сыпет белый порошок.

Воспитатель: Порошок этот от вредителей.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся.

Воспитатель: А теперь еще одна загадка. (слайд 9)

«Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?» 

Дети: Комбайн.
Воспитатель: Владик  найди  картинку комбайна.
Воспитатель: Кто работает на комбайне? 

Дети:  Комбайнер.

Воспитатель: А теперь продолжим свое путешествие.
Хоть и собрано зерно,
Да не хлеб еще оно.  (слайд 10)
- Зерно везут на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?

Дети: Не сопрело, не сгнило. 
Воспитатель: А затем на мельницу. (слайд 11)
Здесь такое с ним  творится,
В  оборот его берут,
В порошок его сотрут!

Воспитатель: Что это за порошок? 

Дети: Мука.
Воспитатель:  Как называется человек, который работает на мельнице?  (слайд 12)

Дети: мукомол, мельник.
Воспитатель: Дальше муку  везут в пекарню.
-Как называется человек, который работает в пекарне?

Дети: пекарь.

Воспитатель: Он из муки делает тесто.
На большом хлебозаводе,
Станет тестом та, мука,
Хлебу путь теперь недолгий…

Воспитатель: Наконец-то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.  (слайд 13)

Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".

Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе.  (слайд 14)

Дети: "Хлеб - наше богатство";

         "Не трудиться - хлеба не добиться";

         "Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

         "Кто не работает - тот не ест"

Воспитатель: Да, ребята, действительно:

Хлеб ржаной, батон и булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: Из зерен злаков люди выпекают вкусный и ароматный хлеб.

Вы знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.  (слайд 15)

Игра «Какой он – хлеб?» ( Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите).

Дети: Аппетитный, вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий.

Воспитатель: Вот почему нужно к хлебу, относится с большим уважением, дорожить каждым кусочком хлеба.

-Ребята, мы с вами много говорили о хлебе.

-И сейчас мы с вами будем настоящими поварами и испечем печенье. Надо вымыть руки и надеть фартуки и колпаки. ( Дети с воспитателем моют руки, надевают фартуки и колпаки).

- Подойдите и встаньте вокруг стола. Чтобы  испечь печенье, мы возьмем муку.

- Какая она?  Потрогайте.

Дети: белая, пушистая, мягкая, легкая, воздушная.

Воспитатель: Добавим сахар. Какой он?

Дети: белый, рассыпчатый, мелкий, блестящий сладкий.

Воспитатель: Немного соли. Посмотрите, а соль - какая?

Дети:  белая, рассыпчатая, а на вкус соленая.

Воспитатель: Немного соды. Сода - какая?

Дети: белая, рассыпчатая.

Воспитатель:   Все перемешаем, сделаем горку, а в ней ямку. Добавим яйцо, посмотрите, у яйца есть белок и желток, скорлупа, какая она?

Дети: хрупкая, тонкая, нежная.

Воспитатель: Немного молока, какое оно?

Дети: белое, жидкое, полезное, вкусное.

Воспитатель: Масло, какое оно?

Дети:  желтое, мягкое, эластичное.

Воспитатель: А теперь замешиваем тесто. Какое получилось тесто?

Дети: мягкое, белое, доброе

Воспитатель: Что мы положили в тесто?

Дети: муку, сахар, соль, соду, молоко, масло, яйцо

Воспитатель: Тесто готово. Сейчас нужно его раскатать, берем скалку и ровным слоем раскатываем тесто. А теперь возьмите формочки для печенья и вырезайте, обратите внимание, что один край более острый, его и нужно втыкать в тесто. Готовое печенье выкладывайте на противень. Печенье готово, какое оно получилось красивое.

- А что сейчас нужно с ним сделать?   (слайд 16)

Дети: Испечь.

Воспитатель: Где мы будем их печь?

Дети:  Отнесем наше печенье на кухню, а там наши повара поставят их в духовку и испекут.

Воспитатель:А сейчас поиграем в игру "Цепочка"
- Откуда хлеб пришел? 

Дети: Из магазина.
Воспитатель: В магазин, откуда попал?

Дети: Из пекарни.
Воспитатель: Что делают в пекарне? 

Дети: Пекут хлеб.
Воспитатель: Из чего пекут хлеб?

Дети: Из муки.
Воспитатель: Из чего мука?

Дети:  Из зерна.
Воспитатель: Откуда зерно?

Дети:  Из колоса.
Воспитатель: Откуда пшеница?

Дети:  Выросла в поле.
Воспитатель: Кто вырастил пшеницу?

Дети:  Агроном.

Воспитатель: Вот как много людей работают, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом - хлеборобы.  (слайд 17)

Вот он, каравай душистый.          (слайд 18, 19)
С хрупкой корочкой витой, 
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно. 
Потрудились на земле.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки - 
Вырастай богатырем!

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....