Пересказ сказки «Хитрый козел»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Коршунова Вера Владимировна

Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей логически мыслить, развивать воображение, память, фантазию.)

Закрепить у детей понятие о том, что слова могут быть образованы способами ( с помощью вопроса (под чем?) и путем слияния двух слов) Учить детей придумывать слова - определения (отвечающая на вопрос какая?) к слову «лягушка» и составлять простые, сложные и сложноподчиненные  предложения  с этим словом. Развивать коммуникативные качества детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starshaya_gruppai.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по развитию связной речи в старшей группе детского сада

«Пересказ сказки «Хитрый козел»

Воспитатель: Коршунова В.В.

Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей логически мыслить, развивать воображение, память, фантазию.)

Закрепить у детей понятие о том, что слова могут быть образованы способами ( с помощью вопроса (под чем?) и путем слияния двух слов) Учить детей придумывать слова - определения (отвечающая на вопрос какая?) к слову «лягушка» и составлять простые, сложные и сложноподчиненные  предложения  с этим словом. Развивать коммуникативные качества детей.

Материал к занятию:

 Ёлки - лес, домик; грибы-лягушки или открытки на подставках. Листочки деревьев с заданиями, Куклы-волка и козла; маска волка- ребенку; канат-болото.

У детей: набор геометрических фигур, на каждого ребенка.

Листы квадратов зеленого цвета (для лягушек) по количеству детей.

Ход занятия.

  1. Разминка в кругу - комплекс пальчиковой гимнастики

Долгоносый журавель

На мельницу ездил,

Диковинку видел:

Коза муку мелит

Козел засыпает

А маленькие козлятки

Муку выгребают

А барашки - круты рожки

В дудочку играют

А сороки - белобоки

Пошли примечати

А вороны - стережены

Пошли танцевати:

Ножками топ-топ

Глазками хлоп-хлоп.

Речевая: Козел бредет, бородой трясет.

Разминка: (Дети произносят эту скороговорку с различной интонацией - утвердительно, вопросительно, восклицательно и с различной громкостью-шепотом, обычным голосом, громко.)

Речевая игра:

Ай – дили – дили - дили

А мы кого-то видели

Глазастого, ушастого,

Зубастого, вихрястого.                                          Дети с помощью мимики и жестов

Он сидел под кустом                                          изображают сказочных персонажей.

Громко щелкал языком.

Может это был козел?

Может из лесу пришел

Серый волк?

Может это был медведь?

Не смогли мы разглядеть-

Потому-что испугались,

Разбежались.

Дети садятся за столы.

2. Сказка «Хитрый козел» (каждому ребенку заранее раздать комплекты из геометрических фигур, разного размера и цвета.)

Воспитатель называет и показывает фигуры (по порядку) Дети отыскивают их, показывают и кладут на стол. Выкладывается «дорожка».

Затем воспитатель рассказывает сказку и каждая фигура становится каким-либо героем или предметом.

 - Жил-был у одного хозяина              козел.             Хитрый козел. Лоб          высокий, рога             крутые, копыта                 , бородка          белая да волнистая. Всем хором, только какой-то невезучий. Обгрызут зайцы             яблоню

в саду - хозяин козла без обеда оставил. Опрокинул кот          кринку       с молоком, тоже козлу достается. Надоело козлу за чужие грехи отвечать, и решил он уйти . Взял он сумку          , положил в нее сухарики и ушел. Шел он , шел, вдруг видит: блестит что-то впереди. Думал озеро         подошел поближе, а это зеркальце.

Воспитатель:

 -Козел, вот какую длинную «дорожку» преодолел, давайте и мы попробуем по ней прошагать.

Дети восстанавливают дорожку повторяя сказку.(Илья К., Соня Ш., Настя Г.)

- Ребята сказка продолжается:

- Остановился козел рядом с зеркалом в раздумье: нужна ему эта вещь или нет?

- Ребята постарайтесь убедить козла в полезности зеркала.

3. Версии детей:

 Дети составляют предположения-рассуждения.

  1. В зеркало можно посмотреться и увидеть красивый ты или нет ( Никита М.)
  2.  Если у тебя плохое настроение, и ты это увидишь в зеркале, то захочется улыбнуться. (Коля Л.)
  3.  С помощью зеркальца можно пускать солнечные зайчики. (Илья К.)
  4. Если поставить зеркальце вертикально, то можно увидеть, что делается сзади тебя (Марина П.)
  5. Можно подарить кому-нибудь, или обменять на что-нибудь. (Дима А.)

Воспитатель – Убедили козла, взял он зеркальце, положил в сумочку и пошел дальше.

(Раздался стук в дверь. Появился козел - дети его рассматривают в сумочке у него зеркальце.)

- Шел, шел козел, устал, решил отдохнуть. И мы с вами отдохнем.

4. Физкультминутка.

Дети вышли из - за

столов и стоят в кругу.                           Шел мужик дорогою, дорогою, дорогою.

Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

А мужик ругается, ругается, ругается.

А коза бодается, бодается, бодается.

5.- Отдохнул наш козел, пошел дальше. И вот пришел он в лес.

-. Ребята, а вы хотите побывать в сказочном лесу? (Да!)

- Тогда пошли.(дети идут гуськом за воспитателем, переходят через мостик, попадают в лес (под елочками растут грибы, около грибов листочки - клена, липы, осины, березы, на них написаны задания))

- Посмотрите так много здесь грибов!

- Какие грибы вы видите? Назовите! (Спросить детей II уровень развития - Алеша, Кирилл)

- Давайте поможем нашему козлу выполнить задания, написанные на волшебных листочках, и двинуться дальше.

Загадка 1     

Не спорю, не белый

Я братцы попроще

Расту я, обычно, в березовой роще. (подберезовик)

- Про какой гриб эта загадка?

Почему вы так думаете?

Загадка 2

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту

Зовусь я …(подосиновик)

Воспитатель:

- Подберезовик          Подосиновик

- Что общего в названии этих грибов?

- Как образованы эти слова? (с помощью вопроса под чем?)

- Какие слова вы еще знаете, которые образованы также (под чем растут?, под чем находятся?)

Дети называют слова, воспитатель обговаривает их ответы.

(Подснежник, подсолнух, подбородок, подоконник, подлокотники…)

Загадка 3

В красной шапке модной

Никуда не годный

Он в лесу стоял

Никто его не брал.

(Дети находят гриб, объясняют, почему его никто не берет)

- Как образовалось слово МУХОМОР (сложное слово, состоит из двух слов, муха и морить)

- Какое еще слово также образовано, им называется другой съедобный гриб? (сыроежка)

- Назовите, какие еще сложные слова вы знаете? (пароход, паровоз, теплоход, ледокол, луноход, самолет, вездеход, водолаз, скалолаз…)

Воспитатель читает на листочке следующее задание:

Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шляпкой, а мухомор несъедобный.

(для детей I уровня)

- Правильно ли проведено сравнение?

- Почему нет?

- Объясните, как надо составить предложение?

(Дети составляют: Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шляпкой, а мухомор  с тонкой ножкой и красной шляпкой в горошек. (Настя Г.))

Воспитатель:

- А если у этого предложения оставить вторую часть, тогда измените первую часть?

Белый гриб съедобный, а мухомор не съедобный (Соня Ш.)

Воспитатель:

- Подберите слова синонимы к слову несъедобный - ядовитый (Рома К.)

- Какие еще грибы растут в нашем лесу?

(Рыжик, масленок, лисички)

- Попробуйте объяснить их название? (Дети объясняют название грибов.)

- Сказка продолжается. (Дети проходят в глубь леса. Садятся на ковер перед домиком.)

6.- Пошел наш козел дальше. А солнце уж к земле клонится. Решил козел ночлег поискать, а тут как раз домик увидел, обрадовался: Кто бы в домике не жил, а путнику в ночлеге не откажут. Открыл козел скрипучую дверь, да так и обомлел: сидит возле печки волк. Увидел он козла и засмеялся: - «Я только думаю, чем бы мне поужинать , а ужин сам ко мне в дом явился!»

- Тут-то козел, хоть и трясся весь от страха, решил перехитрить волка, ведь не зря он был умным козлом.

- Ребята давайте придумаем конец этой сказки.

(Дети сочиняют и рассказывают сказку)

  1. Козел достал из сумки сухарики, пока волк их ел, козел убежал. (Миша)
  2. Козел стал пускать зеркальцем солнечных зайчиков, волк подумал, что зайчики настоящие и стал их догонять. Козел тем временем убежал. (Марина)
  3. Козел стал пускать зеркальцем солнечных зайчиков. Волк стал гоняться за ними, врезался в стену и набил себе огромную шишку. (Соня)
  4. Волк захотел съесть козла, испечь его как пирог. А козел не знал, как сесть на противень и попросил волка показать, как это делается. Волк сел на противень, а козел его задвинул в печь и закрыл. Волк изжарился, а козел убежал. (Маша)
  5. Козел достал снотворное, подсыпал их волку в бокал и предложил выпить. Волк уснул, а козел тем временем, ушел к своему хозяину.

После ответов детей, Воспитатель обыгрывает конец сказки.(куклы волка и козла)

Версия автора сказки.

- Подумал козел и достал из сумки зеркальце. Смотрит козел в зеркальце и так повернет и эдак. А волка любопытство разбирает: что это гость бородатый делает?

- Ты что разглядываешь? – не утерпел волк.

- Да вот перед смертью с отцом – батюшкой прощаюсь.

- А ну, покажи, что у тебя за родитель? Взял волк зеркальце, глянул, а на него из зеркала волчья пасть щурится!

Удивился волк: «Никогда бы не подумал, что у волка могут быть такие дети! Что ж ты мне раньше не сказал, что ты мой родственник!

- А ведь я тебя и съесть мог!

- Не сразу, но догадался волк, что козел его обхитрил.

7. – Ребята , а давайте все вместе придумаем другой конец этой сказки.

- Задумал козел навсегда прогнать волка из этого леса.

- Узнал козел, что волк до смерти боится лягушек.

- Ребята, а мы с вами уже умеем делать лягушек из бумаги! Давайте поможем козлу! (Дети садятся за стол и делают из бумаги, зеленого цвета лягушек- оригами, упрощенный вариант.)

- Какие красивые получились лягушки!

- А сейчас давайте придумаем к слову «лягушка» слова, отвечающие на вопрос (какая?) (зеленая, прыгучая, пучеглазая, большеротая…)

- А теперь давайте попробуем оживить наших лягушек: надо сказать о них или от их имени добрые слова.

(Дети делятся на подгруппы. Каждая подгруппа составляет предложения о лягушке, «оживает» и «прыгает» в болото»)

Волк-мальчик подбегает к болоту, чтобы попить. Лягушки громко квакают, волк от страха и отвращения к лягушкам, убегает из леса навсегда.

- Убежал волк без оглядки, а козел пригласил своих друзей, лесных зверей, и стали они жить поживать, да горя не знать.

- Тут и сказке конец, а кто помогал мне, тот –МОЛОДЕЦ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия речевое развитие (старшая группа) на тему: Пересказ сказки «Хитрый козел»

Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей ло...

НОД по развитию связной речи в старшей группе.Пересказ сказки «Хитрый козёл»

Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры....

Конспект интегрированного занятия "Пересказ сказки "Хитрый козел"

Конспект интегрированного занятия "Пересказ сказки "Хитрый козел"...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки "Хитрый козел"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки "Хитрый козел"...

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...