Конспект интегрированного занятия "Пересказ сказки "Хитрый козел"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Куватова Татьяна Васильевна

Конспект интегрированного занятия "Пересказ сказки "Хитрый козел"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного занятия по развитию связной речи в старшей группе детского сада

«Пересказ сказки «Хитрый козел»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является использование в данном процессе художественных произведений.

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.

Развитие связной речи как одной из составляющих процесса подготовки ребенка дошкольного возраста к обучению в школе, является одним из направлений моей деятельности. Основой данного направления является развитие связной речи средствами развития восприятия произведений художественной литературы, средствами организации взаимодействия между различными участниками образовательного процесса.

Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей логически мыслить, развивать воображение, память, фантазию.)

Закрепить у детей понятие о том, что слова могут быть образованы способами ( с помощью вопроса (под чем?) и путем слияния двух слов) Учить детей придумывать слова - определения (отвечающая на вопрос какая?) к слову «лягушка» и составлять простые, сложные и сложноподчиненные  предложения  с этим словом. Развивать коммуникативные качества детей.

Ход занятия.

  1. Разминка в кругу - комплекс пальчиковой гимнастики

Долгоносый журавель

На мельницу ездил,

Диковинку видел:

Коза муку мелит

Козел засыпает

А маленькие козлятки

Муку выгребают

А барашки - круты рожки

В дудочку играют

А сороки - белобоки

Пошли примечати

А вороны - стережены

Пошли танцевати:

Ножками топ-топ

Глазками хлоп-хлоп.

Речевая игра:

Ай – дили – дили - дили

А мы кого-то видели

Глазастого, ушастого,

Зубастого, вихрястого.                                          

жестов

Он сидел под кустом                                          

персонажей.

Громко щелкал языком.

Может это был козел?

Может из лесу пришел

Серый волк?

Может это был медведь?

Не смогли мы разглядеть-

Потому-что испугались,

Разбежались.

Дети садятся за столы.

2. Сказка «Хитрый козел» (каждому ребенку заранее раздать комплекты из геометрических фигур, разного размера и цвета.)

Воспитатель называет и показывает фигуры (по порядку) Дети отыскивают их, показывают и кладут на стол. Выкладывается «дорожка».

Затем воспитатель рассказывает сказку и каждая фигура становится каким-либо героем или предметом.

 - Жил-был у одного хозяина  козел. Хитрый козел. Лоб  высокий, рога             крутые, копыт , бородка белая да волнистая. Всем хором, только какой-то невезучий. Обгрызут зайцы  яблоню в саду - хозяин козла без обеда оставил. Опрокинул кот   кринку  с молоком, тоже козлу достается. Надоело козлу за чужие грехи отвечать, и решил он уйти . Взял он сумку , положил в нее сухарики и ушел. Шел он , шел, вдруг видит: блестит что-то впереди. Думал озеро, подошел поближе, а это зеркальце.

Воспитатель:

 -Козел, вот какую длинную «дорожку» преодолел, давайте и мы попробуем по ней прошагать.

Дети восстанавливают дорожку повторяя сказку.

- Ребята, сказка продолжается:

- Остановился козел рядом с зеркалом в раздумье: нужна ему эта вещь или нет?

- Ребята, постарайтесь убедить козла в полезности зеркала.

3. Версии детей:

 Дети составляют предположения-рассуждения.

  1. В зеркало можно посмотреться и увидеть красивый ты или нет .
  2.  Если у тебя плохое настроение, и ты это увидишь в зеркале, то захочется улыбнуться.
  3.  С помощью зеркальца можно пускать солнечные зайчики.
  4. Если поставить зеркальце перед собой, то можно увидеть, что делается сзади тебя .
  5. Можно подарить кому-нибудь, или обменять на что-нибудь.

Воспитатель – Убедили козла, взял он зеркальце, положил в сумочку и пошел дальше.

(Раздался стук в дверь. Появился козел - дети его рассматривают в сумочке у него зеркальце.)

- Шел, шел козел, устал, решил отдохнуть. И мы с вами отдохнем.

4. Физкультминутка.

Дети вышли из - за

столов и стоят в кругу.                           Шел мужик дорогою, дорогою, дорогою.

Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

А мужик ругается, ругается, ругается.

А коза бодается, бодается, бодается.

5.- Отдохнул наш козел, пошел дальше. И вот пришел он в лес.

-. Ребята, а вы хотите побывать в сказочном лесу? (Да!)

- Тогда пошли.

Физкультминутка.

В лес мы все пойдём,грибов там наберём.

Дорога коротка,узка.Идём,ступая мы с носка.

И по мосточку мы идём,и приседаем мы на нём.

Потом обходим деревца,и пробежимся мы слегка.

А на полянке отдохнём и снова в лес мы все пойдём!

(дети идут гуськом за воспитателем, переходят через мостик, попадают в лес (под елочками растут грибы, около грибов листочки - клена, липы, осины, березы, на них написаны задания)

- Посмотрите так много здесь грибов!

- Какие грибы вы видите? Назовите!

- Давайте поможем нашему козлу выполнить задания, написанные на волшебных листочках, и двинуться дальше.

Загадка 1     

Не спорю, не белый

Я братцы попроще

Расту я, обычно, в березовой роще. (подберезовик)

- Про какой гриб эта загадка?

Почему вы так думаете?

Загадка 2

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту

Зовусь я …(подосиновик)

Воспитатель:

- Подберезовик  … Подосиновик

- Что общего в названии этих грибов?

- Как образованы эти слова? (с помощью вопроса- под чем?)

- Какие слова вы еще знаете, которые образованы также (под чем растут?, под чем находятся?)

Дети называют слова, воспитатель обговаривает их ответы.

(Подснежник, подсолнух, подбородок, подоконник, …)

Загадка 3

В красной шапке модной

Никуда не годный

Он в лесу стоял

Никто его не брал.

(Дети находят гриб, объясняют, почему его никто не берет)

- Как образовалось слово МУХОМОР (сложное слово, состоит из двух слов, муха и морить)

- Какое еще слово также образовано, им называется другой съедобный гриб? (сыроежка)

- Назовите, какие еще сложные слова вы знаете? (пароход, паровоз, теплоход, ледокол, луноход, самолет, вездеход, водолаз, скалолаз…)

Воспитатель читает на листочке следующее задание:

Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шляпкой, а мухомор несъедобный.

- Правильно ли проведено сравнение?

- Почему нет?

- Объясните, как надо составить предложение?

(Дети составляют: Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шляпкой, а мухомор  с тонкой ножкой и красной шляпкой в горошек.

Воспитатель:

- А если у этого предложения оставить вторую часть, тогда измените первую часть?

Белый гриб съедобный, а мухомор не съедобный .

Воспитатель:

- Подберите слова синонимы к слову несъедобный - ядовитый .

- Какие еще грибы растут в нашем лесу?

(Рыжик, масленок, лисички)

- Попробуйте объяснить их название? (Дети объясняют название грибов.)

- Сказка продолжается. (Дети проходят в глубь леса. Садятся на ковер перед домиком.)

6.- Пошел наш козел дальше. А солнце уж к земле клонится. Решил козел ночлег поискать, а тут как раз домик увидел, обрадовался: Кто бы в домике не жил, а путнику в ночлеге не откажут. Открыл козел скрипучую дверь, да так и обомлел: сидит возле печки волк. Увидел он козла и засмеялся: - «Я только думаю, чем бы мне поужинать , а ужин сам ко мне в дом явился!»

Тут-то козел, хоть и трясся весь от страха, решил перехитрить волка, ведь не зря он был умным козлом.

- Ребята давайте придумаем конец этой сказки.

(Дети сочиняют и рассказывают сказку).

Версии:

  1. Козел достал из сумки сухарики, пока волк их ел, козел убежал.
  2. Козел стал пускать зеркальцем солнечных зайчиков, волк подумал, что зайчики настоящие и стал их догонять. Козел тем временем убежал.
  3. Козел стал пускать зеркальцем солнечных зайчиков. Волк стал гоняться за ними, врезался в стену и набил себе огромную шишку.
  4. Волк захотел съесть козла, испечь его как пирог. А козел не знал, как сесть на противень и попросил волка показать, как это делается. Волк сел на противень, а козел его задвинул в печь и закрыл. Волк изжарился, а козел убежал.
  5. Козел достал снотворное, подсыпал их волку в бокал и предложил выпить. Волк уснул, а козел тем временем, ушел к своему хозяину.

После ответов детей, Воспитатель обыгрывает конец сказки.(куклы волка и козла)

Версия автора сказки.

- Подумал козел и достал из сумки зеркальце. Смотрит козел в зеркальце и так повернет и эдак. А волка любопытство разбирает: что это гость бородатый делает?

- Ты что разглядываешь? – не утерпел волк.

- Да вот перед смертью с отцом – батюшкой прощаюсь.

- А ну, покажи, что у тебя за родитель? Взял волк зеркальце, глянул, а на него из зеркала волчья пасть щурится!

Удивился волк: «Никогда бы не подумал, что у волка могут быть такие дети! Что ж ты мне раньше не сказал, что ты мой родственник!

- А ведь я тебя и съесть мог!

- Не сразу, но догадался волк, что козел его обхитрил.

7. – Ребята , а давайте все вместе придумаем другой конец этой сказки.

- Задумал козел навсегда прогнать волка из этого леса.

- Узнал козел, что волк до смерти боится лягушек.

- Ребята, а мы с вами уже умеем делать лягушек из бумаги! Давайте поможем козлу! (Дети садятся за стол и делают из бумаги, зеленого цвета лягушек- оригами, упрощенный вариант.)

- Какие красивые получились лягушки!

- А сейчас давайте придумаем к слову «лягушка» слова, отвечающие на вопрос (какая?) (зеленая, прыгучая, пучеглазая, большеротая…)

- А теперь давайте попробуем оживить наших лягушек: надо сказать о них или от их имени добрые слова.

(Дети делятся на подгруппы. Каждая подгруппа составляет предложения о лягушке, «оживает» и «прыгает» в болото»)

Волк-мальчик подбегает к болоту, чтобы попить. Лягушки громко квакают, волк от страха и отвращения к лягушкам, убегает из леса навсегда.

- Убежал волк без оглядки, а козел пригласил своих друзей, лесных зверей, и стали они жить поживать, да горя не знать.

- Тут и сказке конец, а кто помогал мне, тот –МОЛОДЕЦ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват

Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...

Конспект интегрированного занятия «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел» (подготовительная к школе группа)

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел»....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...