Буклет "Формирование грамматического строя речи у детей 4-5 лет" (поиграйте с детьми дома)
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Полтавцева Ирина Николаевна

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст –5-6 лет- период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаютс» (бодаются), «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому.

Один-много

Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч называя это существительное во множественном числе: мяч – мячи, машина – машины.

Назови ласково

Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен перекинуть мяч и назвать слово ласково.

Чего не стало

Взрослый  выкладывает  перед    ребенком  несколько  различных  предметов 4 – 7 штук.

Затем  просит  ребенка  запомнить  все  предметы  и  отвернуться,   сам  в  это  время  убирает один  любой  предмет. Ребенку  предлагается  посмотреть  внимательно  и  назвать,  чего  не  стало. Обязательно  нужно  обращать  внимание  на  окончания  в  словах.

Сосчитай до 5

Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча…, пять мячей…Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….

Жадина и щедрый.

Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной. Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой.

Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щед­рым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова твоя (или ваша)».

Из чего какой

Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет: дом  из камня – каменный, чашка из фарфора – фарфоровая.

Чей хвост, чьи уши, чья голова

Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного чья она: Голова кошки чья? (кошачья), уши зайца чьи (заячьи), хвост волка чей? (волчий).

  • Верьте в силы ребенка!
  • Обучайте в игре!
  • Умейте выслушать ребенка.
  • Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
  • Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_gram._str._rechi.docx78.24 КБ

Предварительный просмотр:

Жадина и щедрый.

Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной. Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой.

Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова твоя (или ваша)».

Из чего какой

Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет: дом  из камня – каменный, чашка из фарфора – фарфоровая.

Чей хвост, чьи уши, чья голова

Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного чья она: Голова кошки чья? (кошачья), уши зайца чьи (заячьи), хвост волка чей? (волчий).

C:\Documents and Settings\Asus\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\10WL9XFI\MM900356784[1].gif

  • Верьте в силы ребенка!
  • Обучайте в игре!
  • Умейте выслушать ребенка.
  • Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
  • Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:C:\Documents and Settings\Asus\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\I1ITQH85\MC900428261[1].wmf

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 18

города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Поиграйте с детьми дома.

C:\Documents and Settings\Asus\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\C0RNZQYL\MC900432665[1].png

Воспитатели: Полтавцева И.Н.

                                   Волкова О.Н.

2014г.

Грамматический строй речи это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.

 Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения,

грамматически верно сочетать слова в предложении, верно использовать предлоги.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является  повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст –5-6 лет- период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаютс» (бодаются), «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому.

Один-много

Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч называя это существительное во множественном числе: мяч – мячи, машина – машины.

Назови ласково

Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен перекинуть мяч и назвать слово ласково.

Чего не стало

Взрослый  выкладывает  перед    ребенком  несколько  различных  предметов 4 – 7 штук.

Затем  просит  ребенка  запомнить  все  предметы  и  отвернуться,   сам  в  это  время  убирает один  любой  предмет. Ребенку  предлагается  посмотреть  внимательно  и  назвать,  чего  не  стало. Обязательно  нужно  обращать  внимание  на  окончания  в  словах.

Сосчитай до 5

Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча…, пять мячей…Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….