Тренинг для детей и родителей в рамках Клуба "Будущий первоклассник" на тему:"Развиваем речь"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пичикина Юлия Васильевна

Материал представлен в форме практических  рекомендаций  родителям для самостоятельных занятий с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budushchiy_pervoklassnik_2012-2013.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб «Будущий первоклассник»

Тренинг  для детей и родителей «Развиваем речь»

21 ноября 2013 г.

Подготовили:

Азаренкова Е.Н.  педагог – психолог

Пичикина Ю.В.  учитель-логопед

Павлова Н.А.  педагог – психолог

Цели:

  1. Познакомить родителей с теоретическим аспектом речевой готовности к школьному обучению
  2. Продемонстрировать на практике упражнения и игры для развития речи и фонематического слуха

План

 

  1. Вступление, налаживание контакта:
  • Игра «Лабиринт» (Павлова Н.А. предлагает пройти препятствия на пути к знаниям. Взрослые закрывают глаза, дети ведут их через пространство, заполненное мягким конструктором);
  • Играем в сказку (Проводит Павлова Н.А.  Между детьми распределяют роли персонажей сказки «Репка», раздают атрибуты костюмов и называют реплики, которые дети должны произносить, услышав от ведущего название своей роли, родители подсказывают);
  • Репка –Ух-ты
  • Дед – Ай, да я!
  • Бабка – Ох, ох, ох!
  • Внучка – Здорово!
  • Жучка – Гав, гав- вот и я!
  • Кошка – Мяу, - мур – я хороша!
  • Мышка – пип-пип – я всех сильней!

Ведущий читает сказку, делая паузы в тех местах, где дети должны вставить свои реплики. (Тренировка памяти, внимания, эмоционально объединяет участников)


  • Репка –Ух-ты
  • Жучка – Гав, гав- вот и я!
  • Дед – Ай, да я!
  • Кошка – Мяу, - мур – я хороша!
  • Бабка – Ох, ох, ох!
  • Мышка – пип-пип – я всех сильней!
  • Внучка – Здорово!

РЕПКА

Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая-пребольшая. Стал тянуть дед(…) репку (…), тянет-потянет – вытянуть не может.

Позвал дед (…) бабку (…). Бабка (…) за дедку(…), дедка ( …) за репку (…). Тянут потянут – вытянуть не могут.

Позвала бабка(…) внучку (…). Внучка(…) за бабку(…),бабка (…) за дедку(…), дедка ( …) за репку (…). Тянут потянут – вытянуть не могут.

Кликнула внучка(…) Жучку(…). Жучка (…) за внучку(…),внучка(…) за бабку(…),бабка (…) за дедку(…), дедка ( …)за репку (…). Тянут потянут – вытянуть не могут.

Кликнула Жучка(…) кошку (…). Кошка(…) за Жучку (…),Жучка (…) за внучку(…),внучка(…) за бабку(…),бабка (…) за дедку(…), дедка ( …)за репку (…). Тянут потянут – вытянуть не могут.

Кликнула кошка(…) мышку (…). Мышка (…) за кошку(…) кошка (…) за Жучку (…),Жучка (…) за внучку(…),внучка(…) за бабку(…),бабка (…) за дедку(…), дедка ( …) за репку(…). Тянут-потянут – ВЫТЯНУЛИ РЕПКУ (…)!

  1. Расширение кругозора:

- игра «Подбери пословицу к сказке»:

Павлова Н.А. зачитывает пословицы, разбирает с детьми в чем их смысл и предлагает подобрать сказку к пословице (книги сказок стоят на мольбертах):

  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей - «Заюшкина избушка»
  • Как аукнется, так и откликнется – «Гуси-лебеди»
  • Не было бы счастья, да несчастье помогло – «Царевна – лягушка»
  • В согласии жить – никто не одолеет - «Зимовье зверей»
  • В тесноте, да не в обиде – «Теремок»

  1. Развитие речи и фонематического слуха:
  • Игра «Собери слово» (Пичикина Ю.В.  вместе с ребятами составляет слова из предложенных букв: ПАРТА, ШКОЛА, ЗАМОК, УЧЕБНИК);
  • Игра «Живые звуки» (Пичикина Ю.В.  называет слово по звукам, дети произносят его слитно  М-Е-Л,    М-Е-Л-О-К,    У-Р-О-К,    Р-У-Ч-К-А);
  • Игра «Повтори не меняя» (Пичикина Ю.В.  называет цепочки звуков и бросает мяч ребенку, тот ловит мяч и повторяет цепочку звуков : ДА-ДА-ТА, БА-МА-НА и т.д.);
  •  Игры на развитие психомоторики (проводит Пичикина Ю.В. )

  1. Развитие логики, внимания, памяти, речи:

- Игра «Последовательные картинки» (Азаренкова Е.Н. предлагает, разложить в правильном порядке 4 картинки и составить по ним рассказ. Далее предлагается внимательно рассмотреть картинки и запомнить, что на них нарисовано. Затем картинки убираются и детям задаются вопросы по ним):

Кто празднует свой день рождения?

Кто приглашен на праздник?

Кто пришел первым?

Кто опоздал?

Кто съел пирожные?

Сколько их было?

Почему кот съел все пирожные?

Как звери поступила с котом?

  • Игра «Головоломки» (Азаренкова Е.Н. предлагает  исправить неправильные предложения):

 ДИВАН ЛЕЖИТ НА КОШКЕ,

У КЛЮВА ДЛИННАЯ ВОРОНА,

ДОМ СТОИТ У МАШИНЫ,

В ЧАЕ ГОРЯЧАЯ КРУЖКА,

МАЛИНА МЫЛА МИЛУ,

ПО ДОЖДЮ СТУЧИТ ПОДОРОЖНИК);

Игра «Продолжи фразу» ( Азаренкова Е.Н. зачитывает незаконченные фразы – дети должны внимательно их послушать и придумать завершение):

ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЬЯХ ПОЖЕЛТЕЛИ, ПОТОМУ ЧТО …

СОЛНЦЕ ЯРКО СВЕТИЛО, И ПОЭТОМУ …

СНЕГУРОЧКА РАССТАЯЛА, ПОТОМУ ЧТО …

ЕСЛИ НА УЛИЦЕ ИДЕТ ДОЖДЬ, ТО …

  • Игра «2 волшебные палочки»( Азаренкова Е.Н. показывает 2 волшебные палочки – большую и маленькую, большая заставляет ребят и слова вырасти, мальнькая – уменьшиться. Далее она касается детей по очереди большой и маленькой палочкой и называет слова кот., надо «увеличить или уменьшить»):

Ты был

Стал маленьким

Стал большим

дом

домик

домище

слон

слоник

слонище

нога

ножка

ножища

кот

котик

котище

рука

ручка

ручища

мост

мостик

мостище

Игра «Скажи наоборот» (Пичикина Ю.В  кидает детям по очереди мяч и называет слова, дети должны вернуть мяч и сказать слово противоположное по значению):

ЗИМА – ЛЕТО

ГОРЬКИЙ - СЛАДКИЙ

ЖАРА – ХОЛОД

ПОЛЕЗНЫЙ – ВРЕДНЫЙ

ПРАВДА – ЛОЖЬ

БЛИЗКИЙ – ДАЛЕКИЙ

БОГАЧ – БЕДНЯК

ЛОЖИТЬСЯ - ВСТАВАТЬ

СМЕЯТЬСЯ - ПЛАКАТЬ

ГОВОРИТЬ - МОЛЧАТЬ

ГЛУПЫЙ - УМНЫЙ

ТИХИЙ - ГРОМКИЙ

  • Игра «ОТГАДАЙ СЛОВО»  (Азаренкова Е.Н. предлагает детям по очереди загадывать предмет, но не называть его словом, а описать так, что бы остальные смогли его отгадать, кто отгадал первым загадывает следующий предмет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по теме: "Развиваем речь у детей с ОНР"

Консультации для родителей  по теме: "Развиваем речь у детей с ОНР"...

Консультация для родителей на тему: Развиваем речь у детей трёх лет

Актуальной проблемой в группе раннего возраста является неумение детей разговаривать и общаться друг с другом.И в этом нам помогут речевые игры....

Сценарий досуга для родителей и детей старшей логопедической группы на тему: "Развиваем речь, играя!"

В статье описывается опыт работы с родителями в области развития речи старших докшольников....

Статья рекомендации для родителей детей средней группы по теме: «Развиваем речь во время новогодних каникул»

Рекомендации и примеры игр для развития речи ребенка, для расширения его кругозора во время новогодних каникул...

Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь детей 4-5 лет"

МАДОУ детский сад общеобразовательного вида №5 г. ТуймазыМуниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан         Консультация для родителе...

Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь детей используя русский народный фольклор»

Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь детей используя русский народный фольклор» ...