Сценарий досуга для родителей и детей старшей логопедической группы на тему: "Развиваем речь, играя!"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Маракаева Светлана Евгеньевна

В статье описывается опыт работы с родителями в области развития речи старших докшольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание клуба молодой семьи в старшей логопедической группе

на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме заседания клуба, а она действительно заслуживает внимания: «Развитие речи старших дошкольников»

1 часть: «Совсем немного науки»

Учитель-логопед (предлагает презентацию опыта работы): основные задачи речевого развития детей:

— овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

-развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Работа по развитию речи ребёнка в д./с. осуществляется в разных видах деятельности; на  занятиях по развитию речи,  вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

И сейчас я предлагаю вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Мы отправляемся на корабле в путешествие на острова «развития речи».

2часть: «Игра- путешествие по островам «развития речи»

Первый остров «Творческий»

Воспитатель: Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Предлагаю разделиться на две команды: команда родителей и команда детей и выполнять задания по очереди.

Упражнение «Скажи одним словом»

Воспитатель называет два слова, а дети и взрослые по очереди объединяют два слова в одно. Например: если у страуса длинные ноги, значит он длинноногий (у бегемота толстая кожа, у цапли длинный клюв, у воробья короткие ноги, у девочки карие глаза, у слона длинный хвост, у орла большие крылья, у голубя сизые крылья, у петуха звонкий голос, у мальчика большие глаза и т.д)

Упражнение «Загадай загадку»

Воспитатель предлагает картинки двум командам и предлагает загадать загадку (например: мяч, матрёшка, телефон, муравей, лев и др.)

Упражнение «Назови предмет» (с мячом)

Воспитатель: Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Воспитатель задает вопрос, на который взрослый и ребёнок, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч обратно воспитателю.

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр…)

2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок…)

3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало,…) и т.д.

4. Что бывает квадратным?

5. «Кто кем будет?»

Второй остров «Художественное слово»

Воспитатель: В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту — всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям  в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

Предлагаю вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой.

Памятка  «Как читать детям»

Правило №1.  Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.

Правило №2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.

Правило №3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы. 

Правило №4.  Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

Правило №5.  Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.

Правило №6.  Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному. 

Правило №7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней. 

Воспитатель: А сейчас я предлагаю отгадать загадки про сказки. Если вы её отгадываете, то иллюстрация из сказки появляется на экране.

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…(Колобок)

2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (Репка)

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (Теремок)

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком, и разбилось яйцо! (Курочка ряба)

5)В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались: Ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)

6) Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. (По щучьему веленью)

7) Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего же братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три поросенка)

8) Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь, Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. (Золушка)

9) В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка)

10) Красна девица грустна: ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

Третий остров  «Игровой»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Чистоговорки»

Воспитатель предлагает родителям повторить чистоговорки:

Уп , уп , уп – мама варит суп (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы (зв. Б)

Жа- жа –жа, есть иголки у ежа (зв. Ж)

Жу-жу-жу молоко дадим ежу (зв. Ж)

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки (зв. Ж)

Воспитатель: А теперь придумайте чистоговорки сами. Воспитатель предлагает карточки родителям и детям с разными слогами (Например: Ра-ра-ра…, Зу-зу-зу…, За-за-за…, Ши-ши-ши…, Ла-ла-ла… и др.)

Словесная игра « Почемучка»

Воспитатель предлагает определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножки, соковыжималка, листопад, снегопад.

Речевая игра «Чего не стало?»

        Воспитатель предлагает картинки, которые нужно запомнить. Участники запоминают, педагог убирает одну картинку и задаёт вопрос «Чего не стало?» (Например: сапоги, яблоки, носки, апельсины, куклы, шапки, карандаши)

Четвёртый остров  «Исследовательский»

В заключительной части педагог предлагает вниманию родителей исследовательские проекты «Почему не тонут корабли?» и «Создаём мультфильм сами», которые описывают дети.

Воспитатель: Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг с участием родителей и детей старшей коррекционной группы «К» «С пальчиками мы играем – речь детишек развиваем»

В данном тренинге представлена подборка игр, направленных на развитие мелкой моторики детей старшей группы с диагнозом "Задержка психического развития"...

Конспект интегрированного занятия с участием родителей для детей старшей логопедической группы с ОНР «Путешествие в страну Транспорта» (сказка Н.Павловой «На машине»)

Конспект интегрированного занятия, в котором гармонично переплетается работа воспитателей  и  логопеда группы. Активно используется участие родителей детей. Дети отвечают на вопросы, поют пе...

Сценарий совместного с родителями развлечения в старшей логопедической группе к «Дню матери»

Сценарий совместного с родителями развлечения в старшей  логопедической группе к  «Дню матери»...

Сценарий совместного с родителями развлечения в старшей логопедической группе ко «Дню матери»

Сценарий непринужденного игрового развлечения, приуроченного ко Дню Матери в старшей логопедической группе детского сада....

Сценарий праздника «8 марта» для детей старшей логопедической группы «Один день из жизни мамы»

Репертуар:«Песенка для мамы»  М. Еремеевой«Песенка  про папу» В. ШаинскогоПесня «Дорогие бабушки и мамы» М. Еремеевой«Песня о бабушке» А. Фили...

Сценарий совместного досуга детей старшей логопедической группы и родителей «Уроки правильной речи»

Цели: Способствовать укреплению детско – родительских отношений, доверительных отношений между родителями, детьми и педагогами, обогащению опыта игрового взаимодействия взрослого с ребенком....