конспект интегрированного занятия по теме "Осень" с использованием игровой обучающей ситуации, в группе для детей с ОНР "Письмо для Лауры"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Славкина Татьяна Николаевна

Это занятие с использованием игровой обучающей ситуацией - проблемная ситуация. Перед детьми ставится проблема - сочинить письмо для Лауры об осени, в этом детям помогают интерактивные герои Березка, Ласточка, Еж. С Осенью (учитель-логопед) дети составляют письмо для Лауры, используя мнемодорожки, составляют с Листочком (воспитатель) портрет Осени из осенних листочков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_po_teme.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по теме «Осень» с использованием игровой обучающей ситуации, в группе для детей с ОНР 3 уровня речевого развития 5 – 6 лет «Письмо для Лауры».

Цели: систематизировать и обобщить знания детей по темам: «Осень», «Деревья», «Листья», «Овощи», «Фрукты», «Перелетные птицы».

Интеграция областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.                    

Задачи

Образовательные:

  • Закреплять представления об обобщающих понятиях: овощи, фрукты, перелетные птицы, деревья, время года.
  • Закреплять представления  детей об изменении природы осенью.
  • Обогащать словарный запас.
  • Закреплять умение составлять предложения, опираясь на мнемосхемы.
  • Обучать умению решать проблему, используя помощь взрослого.

Коррекционно-развивающие:

  • Формировать навыки связной речи.
  • Развивать психические процессы: воображение, фантазию, внимание, мышление.
  • Побуждать к самостоятельности в решении проблем, находить решение ситуативной проблемы.
  • Развивать общую и мелкую моторику, ручную умелость.
  • Формировать умение согласовывать речь с движением.

Воспитательные:

  • Развивать коммуникативные качества, умения работать и играть в коллективе.
  • Воспитывать желание спокойно договариваться, уступать друг другу, помогать окружающим.

Оборудование: музыка Картушиной  , стихи об осени, пословицы, поговорки, загадки, компьютер, экран, проектор, ролики о березе, ласточке, еже, засушенные листья, ватман с изображением силуэта Осени, клей, тряпочки, кисточки.

Предварительная работа: разучивание стихов об осени, поговорок, пословиц, загадок, движений для логоритмики, пальчиковой гимнастики, проведение логопедических занятий по темам, изготовление силуэта Осени, нахождение роликов о березе, ласточке, еже, их озвучивание, ролика –рассказа темнокожего ребенка.

Ход занятия.

Дети с воспитателем проходят в зал и становятся возле экрана.

Воспитатель: Ребята, к нам пришло необычное письмо. Его не принес почтальон. К нам пришло видеописьмо на компьютер. А пришло оно из далекой страны – Африки. Скажите, что это за страна?

Дети: Где очень жарко и растут пальмы.

Воспитатель: Да, в Африке постоянно жарко, растут бананы и другие экзотические фрукты. Давайте посмотрим и послушаем от кого же это письмо. Только оно на иностранном языке, я буду его вам переводить.

Просмотр видеописьма по компьютеру: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лаура. Я живу в далекой стране – Африке, где много-много обезьян, попугаев, бегемотов и других животных. Где растут апельсины, лимоны, ананасы и бананы. У нас в Африке очень-очень жарко. Здесь никогда не бывает зимы и снега. Однажды, я услышала стихотворение и не поняла, о каком времени года здесь говорится. Вот послушайте:

Миновало лето,

На полях и в рощах

Пусто и уныло,

Птицы улетели,

Стали дни короче,

Солнышко не видно,

Темны, темны ночи.

Объясните мне, пожалуйста. Я жду от вас ответа»

Воспитатель: Письмо очень интересное, согласитесь ребята? О каком же времени года говорится в стихотворении?

Дети: В этом стихотворении говорится об осени.

Воспитатель: Ребята, ответим Лауре? Только письмо мы писать не будем, а наговорим его на камеру.

Для того чтобы рассказать об осени, нужно поближе с ней познакомиться, а для этого давайте отправимся в гости к осени.

Но прежде чем отправится, вспомним стихи об осени.

Дети читают стихи.

Где-то остались леса и дубравы,

Ягоды, фрукты, деревья и травы.

Ну, а теперь – только листья желтеют

И опадают, как только умеют!

Ходит осень в нашем парке

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Закружила осень

Рыжие метели,

Золотые листья

С кленов полетели,

Закружился листьев

Пестрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лед.

Воспитатель: пора отправляться.

Звучит музыка, дети маршируют.

Останавливаются у экрана. На экране ролик «Береза».

Береза: «Здравствуйте ребята, узнали меня? Посмотрите, я в белом сарафанчике с черными карманчиками! Ну конечно же, березка. Зачем в гости пожаловали? Наверное, вы хотите знать как я к зиме готовлюсь, ведь уже осень. Я вам расскажу.

Снова осень золотая…

Ветер листьями играет,

Улетает птичий караван…

От реки туман крадется,

Тучка дождиком прольется.

То ли дождик, то ли слезы –

С голых веток капает вода…,

Скоро может так случится,

Что и вьюга закружится,

Так в ноябре бывает иногда…

Листья падают с меня –

Скоро зимние морозы,

Нужно мне скорее засыпать…

Белый снег на ветки ляжет,

Он меня согреет даже,

Но весну я буду ждать…

Надеюсь, что я вам помогла»

Беседа:

-Все ли деревья сбрасывают листья?

-Какие не сбрасывают?

-Какое явление природы, связанное с листьями, бывает только осенью?

Воспитатель проводит игру «Какой листочек упал?»:

Посмотрите ребята и у нас листочки упали с разных деревьев, возьмите по листочку, рассмотрите его и скажите какой это листочек.

Дети отвечают – рябиновый, кленовый, дубовый и т.д.

Воспитатель: отправляемся дальше.

Дети шагают под музыку по залу и останавливаются у экрана.

На экране появляется ролик «Ласточка»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого мы встретили?

Дети: Мы встретили птичку.

Воспитатель: Птичка, расскажи нам про себя, как ты осень встречаешь?

Ласточка: «Тивит – тивит – тивит,

                     У меня приметный вид:

                     Я летаю низко –

                      Значит дождик близко.

                     Угадайте, что я за птичка –

                      Темненькая невеличка?

                      Белый у меня животик.

                      И двойной как будто хвостик.

                      Всех быстрее я летаю,

                       Мошек на лету хватаю»

Дети: Это ласточка.

Угадали, я птичка перелетная, как только приходит осень, мы ласточки, собираемся в стаи и улетаем на юг, в Африку, а по весне возвращаемся в родные края. А теперь мне пора, прощайте»

Воспитатель: Ребята, какие птицы еще улетают в теплые края?

Дети отвечают.

Воспитатель: отправляемся дальше, а чтобы было веселей идти, давайте споем.

Логоритмика «Ходит осень по дорожкам»

Дети садятся на стульчики у экрана.

На экране появляется еж.

Воспитатель: ребята, посмотрите, кого мы встретили?

Дети: это еж.

Еж: Здравствуйте, конечно же вы меня узнали. Знаете, почему я такой колючий?

Это я на всякий случай:

Знаете, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

А вообще я не колючий,

Ты узнай меня получше!

Это колются иголки.

А под ними я не колкий.

Протопал немало стёжек

По лесам колючий ёжик

Я трудился не напрасно-

Делал на зиму запасы.

Пусть морозы не страшат

Ни ежиху! Ни ежат!

Потому что, на зиму, мы ежи ложимся спать, а когда станет теплеть, мы проснемся. Некогда мне тут с вами, дел много, мне еще норку найти надо, где укрыться до весны»

Воспитатель: каких животных вы еще знаете, которые на зиму впадают в спячку?

А есть ли животные, которые не спят? Что же они делают осенью?

Дети отвечают.

Звучит музыка, в зал входит Осень.

Осень: «Здравствуйте ребята, отгадайте, кто я?

«Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен.

Так кто же я? Я… осень»

Угадали, а зачем в гости пожаловали?»

Воспитатель: нам пришло видеописьмо из Африки, и нас попросили рассказать о тебе, об осени, помоги нам, пожалуйста, наговорить ответ на камеру.

Осень: хорошо, я вам помогу, но прежде, скажите, знаете ли вы загадки обо мне, пословицы, поговорки?

Дети рассказывают.

Всех наградила, все загубила.

                              (осень)

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья.

                               (осень)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется,

Во мгле,

Только ноги на земле.

                               (дождь)

Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень.

В ноябре зима с осенью борется.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Холоден сентябрь, да сыт.

Осень: есть у меня волшебные рисунки, которые помогут вам составить рассказ обо мне, посмотрите на экран.

Составление предложений  по мнемодорожкам.

«Осенью:

Солнце светит тускло.

Листья становятся желтыми, красными, оранжевыми, бордовыми, коричневыми и падают на землю.

Люди собирают овощи, фрукты, грибы, ягоды.

Перелетные птицы улетают на юг.

Медведь, еж ложатся в спячку.

Лиса, белка, заяц меняют шкурку.

Идет дождь и снег.

Люди одевают теплую одежду»

Осень: молодцы, у вас получилось.

Воспитатель: спасибо тебе Осень, ты нам очень помогла.

Осень: до свидания дети, мне пора, до следующего года.

Осень уходит под музыку.

Звучит музыка, в зал входит Осенний листочек (воспитатель).

Здравствуйте ребята, я -  осенний листочек, прилетел к вам на помощь. Я слышал, что вы сочиняете письмо в Африку.

Дети: Да, нам Осень помогла.

Листочек: А мне бы хотелось, чтобы дети из Африки, увидели, какие бывают листочки осенью. Но, как это сделать?

Воспитатель: Листочек, не печалься, я кажется знаю, как это сделать.

Давай вместе с ребятами сделаем портрет Осени из осенних листочков.

Листочек: с удовольствием.

Воспитатель: Давайте пройдем к столу, но прежде чем приступить к работе, сделаем гимнастику для пальчиков «Осень».

Выполнение пальчиковой гимнастики.

«Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели.

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года – осенью зовется»

- Выполнение коллективной работы «Портрет Осени», из сухих листьев.

Объяснение:

Необходимо взять аккуратно листочек, не забывайте, что листья очень хрупкие, с помощью кисточки нанесите клей, не оставляя пустых мест.

Возьмите листик и аккуратно приклейте его, убирая лишний клей салфеткой.

Работаем дружно.

Воспитатель: Посмотри листочек, какой портрет у нас получился!

Листик: Молодцы ребята! Теперь я полечу в Африку и покажу всем африканским детям портрет Осени из сухих листьев. А за то, что вы старались, составили рассказ об осени, сделали портрет и помогли детям из жаркой Африки узнать об осени, мы, с Осенью дарим вам сладкое угощение. А мне пора отправляться в Африку, до свидания ребята.

Воспитатель и дети под музыку отправляются в группу.