Главные вкладки

    конспект интегрированного занятия по теме "Осень" с использованием игровой обучающей ситуации, в группе для детей с ОНР "Письмо для Лауры"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Славкина Татьяна Николаевна

    Это занятие с использованием игровой обучающей ситуацией - проблемная ситуация. Перед детьми ставится проблема - сочинить письмо для Лауры об осени, в этом детям помогают интерактивные герои Березка, Ласточка, Еж. С Осенью (учитель-логопед) дети составляют письмо для Лауры, используя мнемодорожки, составляют с Листочком (воспитатель) портрет Осени из осенних листочков. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_po_teme.docx26.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия по теме «Осень» с использованием игровой обучающей ситуации, в группе для детей с ОНР 3 уровня речевого развития 5 – 6 лет «Письмо для Лауры».

    Цели: систематизировать и обобщить знания детей по темам: «Осень», «Деревья», «Листья», «Овощи», «Фрукты», «Перелетные птицы».

    Интеграция областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.                    

    Задачи

    Образовательные:

    • Закреплять представления об обобщающих понятиях: овощи, фрукты, перелетные птицы, деревья, время года.
    • Закреплять представления  детей об изменении природы осенью.
    • Обогащать словарный запас.
    • Закреплять умение составлять предложения, опираясь на мнемосхемы.
    • Обучать умению решать проблему, используя помощь взрослого.

    Коррекционно-развивающие:

    • Формировать навыки связной речи.
    • Развивать психические процессы: воображение, фантазию, внимание, мышление.
    • Побуждать к самостоятельности в решении проблем, находить решение ситуативной проблемы.
    • Развивать общую и мелкую моторику, ручную умелость.
    • Формировать умение согласовывать речь с движением.

    Воспитательные:

    • Развивать коммуникативные качества, умения работать и играть в коллективе.
    • Воспитывать желание спокойно договариваться, уступать друг другу, помогать окружающим.

    Оборудование: музыка Картушиной  , стихи об осени, пословицы, поговорки, загадки, компьютер, экран, проектор, ролики о березе, ласточке, еже, засушенные листья, ватман с изображением силуэта Осени, клей, тряпочки, кисточки.

    Предварительная работа: разучивание стихов об осени, поговорок, пословиц, загадок, движений для логоритмики, пальчиковой гимнастики, проведение логопедических занятий по темам, изготовление силуэта Осени, нахождение роликов о березе, ласточке, еже, их озвучивание, ролика –рассказа темнокожего ребенка.

    Ход занятия.

    Дети с воспитателем проходят в зал и становятся возле экрана.

    Воспитатель: Ребята, к нам пришло необычное письмо. Его не принес почтальон. К нам пришло видеописьмо на компьютер. А пришло оно из далекой страны – Африки. Скажите, что это за страна?

    Дети: Где очень жарко и растут пальмы.

    Воспитатель: Да, в Африке постоянно жарко, растут бананы и другие экзотические фрукты. Давайте посмотрим и послушаем от кого же это письмо. Только оно на иностранном языке, я буду его вам переводить.

    Просмотр видеописьма по компьютеру: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лаура. Я живу в далекой стране – Африке, где много-много обезьян, попугаев, бегемотов и других животных. Где растут апельсины, лимоны, ананасы и бананы. У нас в Африке очень-очень жарко. Здесь никогда не бывает зимы и снега. Однажды, я услышала стихотворение и не поняла, о каком времени года здесь говорится. Вот послушайте:

    Миновало лето,

    На полях и в рощах

    Пусто и уныло,

    Птицы улетели,

    Стали дни короче,

    Солнышко не видно,

    Темны, темны ночи.

    Объясните мне, пожалуйста. Я жду от вас ответа»

    Воспитатель: Письмо очень интересное, согласитесь ребята? О каком же времени года говорится в стихотворении?

    Дети: В этом стихотворении говорится об осени.

    Воспитатель: Ребята, ответим Лауре? Только письмо мы писать не будем, а наговорим его на камеру.

    Для того чтобы рассказать об осени, нужно поближе с ней познакомиться, а для этого давайте отправимся в гости к осени.

    Но прежде чем отправится, вспомним стихи об осени.

    Дети читают стихи.

    Где-то остались леса и дубравы,

    Ягоды, фрукты, деревья и травы.

    Ну, а теперь – только листья желтеют

    И опадают, как только умеют!

    Ходит осень в нашем парке

    Дарит осень всем подарки:

    Бусы красные – рябине,

    Фартук розовый – осине,

    Зонтик желтый – тополям,

    Фрукты осень дарит нам.

    Закружила осень

    Рыжие метели,

    Золотые листья

    С кленов полетели,

    Закружился листьев

    Пестрый хоровод,

    Заблестел на лужах

    Первый тонкий лед.

    Воспитатель: пора отправляться.

    Звучит музыка, дети маршируют.

    Останавливаются у экрана. На экране ролик «Береза».

    Береза: «Здравствуйте ребята, узнали меня? Посмотрите, я в белом сарафанчике с черными карманчиками! Ну конечно же, березка. Зачем в гости пожаловали? Наверное, вы хотите знать как я к зиме готовлюсь, ведь уже осень. Я вам расскажу.

    Снова осень золотая…

    Ветер листьями играет,

    Улетает птичий караван…

    От реки туман крадется,

    Тучка дождиком прольется.

    То ли дождик, то ли слезы –

    С голых веток капает вода…,

    Скоро может так случится,

    Что и вьюга закружится,

    Так в ноябре бывает иногда…

    Листья падают с меня –

    Скоро зимние морозы,

    Нужно мне скорее засыпать…

    Белый снег на ветки ляжет,

    Он меня согреет даже,

    Но весну я буду ждать…

    Надеюсь, что я вам помогла»

    Беседа:

    -Все ли деревья сбрасывают листья?

    -Какие не сбрасывают?

    -Какое явление природы, связанное с листьями, бывает только осенью?

    Воспитатель проводит игру «Какой листочек упал?»:

    Посмотрите ребята и у нас листочки упали с разных деревьев, возьмите по листочку, рассмотрите его и скажите какой это листочек.

    Дети отвечают – рябиновый, кленовый, дубовый и т.д.

    Воспитатель: отправляемся дальше.

    Дети шагают под музыку по залу и останавливаются у экрана.

    На экране появляется ролик «Ласточка»

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого мы встретили?

    Дети: Мы встретили птичку.

    Воспитатель: Птичка, расскажи нам про себя, как ты осень встречаешь?

    Ласточка: «Тивит – тивит – тивит,

                         У меня приметный вид:

                         Я летаю низко –

                          Значит дождик близко.

                         Угадайте, что я за птичка –

                          Темненькая невеличка?

                          Белый у меня животик.

                          И двойной как будто хвостик.

                          Всех быстрее я летаю,

                           Мошек на лету хватаю»

    Дети: Это ласточка.

    Угадали, я птичка перелетная, как только приходит осень, мы ласточки, собираемся в стаи и улетаем на юг, в Африку, а по весне возвращаемся в родные края. А теперь мне пора, прощайте»

    Воспитатель: Ребята, какие птицы еще улетают в теплые края?

    Дети отвечают.

    Воспитатель: отправляемся дальше, а чтобы было веселей идти, давайте споем.

    Логоритмика «Ходит осень по дорожкам»

    Дети садятся на стульчики у экрана.

    На экране появляется еж.

    Воспитатель: ребята, посмотрите, кого мы встретили?

    Дети: это еж.

    Еж: Здравствуйте, конечно же вы меня узнали. Знаете, почему я такой колючий?

    Это я на всякий случай:

    Знаете, кто мои соседи?

    Лисы, волки и медведи!

    А вообще я не колючий,

    Ты узнай меня получше!

    Это колются иголки.

    А под ними я не колкий.

    Протопал немало стёжек

    По лесам колючий ёжик

    Я трудился не напрасно-

    Делал на зиму запасы.

    Пусть морозы не страшат

    Ни ежиху! Ни ежат!

    Потому что, на зиму, мы ежи ложимся спать, а когда станет теплеть, мы проснемся. Некогда мне тут с вами, дел много, мне еще норку найти надо, где укрыться до весны»

    Воспитатель: каких животных вы еще знаете, которые на зиму впадают в спячку?

    А есть ли животные, которые не спят? Что же они делают осенью?

    Дети отвечают.

    Звучит музыка, в зал входит Осень.

    Осень: «Здравствуйте ребята, отгадайте, кто я?

    «Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

    Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

    Но не касаюсь елочек и сосен.

    Так кто же я? Я… осень»

    Угадали, а зачем в гости пожаловали?»

    Воспитатель: нам пришло видеописьмо из Африки, и нас попросили рассказать о тебе, об осени, помоги нам, пожалуйста, наговорить ответ на камеру.

    Осень: хорошо, я вам помогу, но прежде, скажите, знаете ли вы загадки обо мне, пословицы, поговорки?

    Дети рассказывают.

    Всех наградила, все загубила.

                                  (осень)

    Пришла без красок

    И без кисти

    И перекрасила все листья.

                                   (осень)

    Без пути и без дороги

    Ходит самый длинноногий,

    В тучах прячется,

    Во мгле,

    Только ноги на земле.

                                   (дождь)

    Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень.

    В ноябре зима с осенью борется.

    Лето со снопами, осень с пирогами.

    Холоден сентябрь, да сыт.

    Осень: есть у меня волшебные рисунки, которые помогут вам составить рассказ обо мне, посмотрите на экран.

    Составление предложений  по мнемодорожкам.

    «Осенью:

    Солнце светит тускло.

    Листья становятся желтыми, красными, оранжевыми, бордовыми, коричневыми и падают на землю.

    Люди собирают овощи, фрукты, грибы, ягоды.

    Перелетные птицы улетают на юг.

    Медведь, еж ложатся в спячку.

    Лиса, белка, заяц меняют шкурку.

    Идет дождь и снег.

    Люди одевают теплую одежду»

    Осень: молодцы, у вас получилось.

    Воспитатель: спасибо тебе Осень, ты нам очень помогла.

    Осень: до свидания дети, мне пора, до следующего года.

    Осень уходит под музыку.

    Звучит музыка, в зал входит Осенний листочек (воспитатель).

    Здравствуйте ребята, я -  осенний листочек, прилетел к вам на помощь. Я слышал, что вы сочиняете письмо в Африку.

    Дети: Да, нам Осень помогла.

    Листочек: А мне бы хотелось, чтобы дети из Африки, увидели, какие бывают листочки осенью. Но, как это сделать?

    Воспитатель: Листочек, не печалься, я кажется знаю, как это сделать.

    Давай вместе с ребятами сделаем портрет Осени из осенних листочков.

    Листочек: с удовольствием.

    Воспитатель: Давайте пройдем к столу, но прежде чем приступить к работе, сделаем гимнастику для пальчиков «Осень».

    Выполнение пальчиковой гимнастики.

    «Если на деревьях листья пожелтели,

    Если в край далекий птицы улетели.

    Если небо хмурится, если дождик льется,

    Это время года – осенью зовется»

    - Выполнение коллективной работы «Портрет Осени», из сухих листьев.

    Объяснение:

    Необходимо взять аккуратно листочек, не забывайте, что листья очень хрупкие, с помощью кисточки нанесите клей, не оставляя пустых мест.

    Возьмите листик и аккуратно приклейте его, убирая лишний клей салфеткой.

    Работаем дружно.

    Воспитатель: Посмотри листочек, какой портрет у нас получился!

    Листик: Молодцы ребята! Теперь я полечу в Африку и покажу всем африканским детям портрет Осени из сухих листьев. А за то, что вы старались, составили рассказ об осени, сделали портрет и помогли детям из жаркой Африки узнать об осени, мы, с Осенью дарим вам сладкое угощение. А мне пора отправляться в Африку, до свидания ребята.

    Воспитатель и дети под музыку отправляются в группу.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей

    В материале представлены фрагменты непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп с использованием ИОС...

    Использование игровых обучающих ситуаций в процессе экологического воспитания дошкольников.

    Воспитатель МБДОУ «Атемарский  д/с № 1  «Теремок» Глазкова И.В.Детский сад – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитани...

    Конспект игровой обучающей ситуации в группе раннего возраста. Кошка с котятами

    Занятие о домашних животных для детей младшего дошкольного возраста...

    Конспект игровой обучающей ситуации в группе раннего возраста на зимнюю тему: Заяц и лиса

    Конспект занятия в детском саду для детей младшего дошкольного возраста. Ознакомление с обитателями леса....

    Мастер -класс "Использование игровых обучающих ситуаций для организации познавательной деятельности детей 3-4 лет."

    Цель: Ознакомление педагогов с игровыми обучающими ситуациями и их использованием для организации познавательной деятельности детей. Материалы:- кукла-Лесовичок, заяц, лиса, белка, волк;- мягкий ...