Развитие речи дошкольников
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Валентина Алексеевна Пастушкова

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается становление и развитие речи. В Федеральных государственных требованиях в образовательной области «Коммуникация» определены задачи, предполагающие развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.                                                                                                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_rechi_uznayut_cheloveka.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Развитие речи  дошкольников

«По речи узнают человека» - гласит народная пословица. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человек. Речь, во всём её видовом  многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается становление и развитие речи. В Федеральных государственных требованиях в образовательной области «Коммуникация» определены задачи, предполагающие развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.                                                                                                                                      В настоящее время педагоги дошкольных учреждений довольно часто сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Это особенно заметно при подготовке детей к выступлениям на праздниках, исполнении  ролей в играх-драматизациях.

Важнейшей предпосылкой совершенствования  речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Ведя работу в этом направлении, мы большое внимание уделяем созданию условий для общения детей друг с другом, с окружающими взрослыми. Создаём проблемные ситуации, ставим перед детьми поисковые вопросы, требующие коллективного обсуждения и разрешения, привлекаем к самостоятельному поиску решения проблемы, способствуем возникновению коллективных разговоров.

В непосредственно-образовательной деятельности для развития  связной, четкой и образной речи используем элементы риторики. Актуальность риторики очевидна – приобщение дошкольника к элементам ораторского искусства имеет большое воспитательно-образовательное развивающее значение. Ведь дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи.

Для речевого развития необходима работа с образцами правильной  русской речи. С этой целью мы выбираем наиболее выразительные и полнозвучные литературные произведения русских авторов и образцы малого детского фольклора.

Большую помощь в решении этой проблемы оказывает изобразительная деятельность. Она является для дошкольников интересным видом деятельности, позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. В процессе деятельности задействованы руки детей, что способствует сенсорному развитию и составляет фундамент умственного развития: рука «познаёт», а мозг фиксирует.

Помимо традиционных видов изобразительной деятельности в своей работе мы применяем нетрадиционные технологии. Именно они создают атмосферу непринужденности, развивают творческие способности, а творческая работа побуждает ребёнка обозначить полученный образ или сюжет словом, предложением. Кроме того, во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе выполнения работы, а в дальнейшем способствует возникновению диалога. В процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним происходит формирование словаря. Объём словаря увеличивается постепенно: от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний и предложений, обозначающих действия и сюжеты.

Непосредственно-образовательная  деятельность с использованием нетрадиционных методов изобразительной деятельности развивает логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, координацию глаза и руки. Способствует развитию трудовых навыков. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче высказать ему свои мысли.

Обучение выразительной речи становится и частью режимных моментов, свободного общения взрослых с детьми, когда педагоги показывают образец разной интонационной окраски своей речи в обращениях, приглашениях, одобрениях и других высказываниях.

Закреплению приобретенных навыков способствует совместная деятельность с детьми по разучиванию диалогов, разыгрыванию сюжетов по ролям, игр-драматизаций.

Свою работу мы ведем в тесном контакте с родителями: регулярно проводим индивидуальные консультации по проблемам развития речи детей. На родительских собраниях организовываем практикумы  с элементами непосредственно-образовательной деятельности, организовываем обмен и передачу опыта за «Круглым столом». Привлекаем родителей  к проведению театрализованных представлений. Такая работа с родителями способствует повышению педагогической компетентности родителей, даёт возможность привлечь их к участию в воспитательно-образовательной работе, улучшить работу по развитию речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...