Конспект НОД. Путешествие в мир звуков.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Горбатова Людмила Петровна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_zvukov.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в мир звуков».

Доминирующее направление: речевое развитие.

Интеграция направлений:  социально – коммуникативное развитие,  физическое развитие.

Интегрированные задачи:                                                                                         Закреплять навыки звукового анализа слова,  умение различать гласные и согласные звуки, характеризовать согласные звуки,  умение делить слова на слоги, умение составлять предложение из нескольких слов.                                                                Развивающие задачи:                                                                                             Развитие речевого слуха. Развитие диалогической речи. Развивать умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.                        Воспитательные задачи:                                                                                            Воспитание  инициативы, стремления к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Виды детской деятельности: коммуникативная; познавательно - игровая; двигательная; продуктивная.

Формы организации: беседа, дидактические игры, физминутка.      Предварительная работа: занятие по ЗКР, разучивание чистоговорок и скороговорок.

Оборудование: набор для звукового анализа слова, ноутбук, аудиозапись «Звуки природы», «По дороге с облаками»,   иллюстрации  школьных принадлежностей,  звуковая  «ромашка», схемы предложений,  атрибуты для драматизации сказки «Теремок».                                                                          

Ожидаемые результаты: дети выполняют звуковой анализ слова, составляют предложения из нескольких слов,  различают гласные и согласные звуки, характеризуют согласные звуки,  называют слова-предметы, слова-действия, имеют хорошо развитую двигательную активность.                                                                              

Мотивация: за ширмой раздается плач.                                                                                                                                                                          Вос-ль: Ой, что это? (предположения детей).  Хотите посмотреть? (сидит Заяц с букварем в руках  и плачет).                                                                                                     Дети: Здравствуй милый заинька! Почему ты плачешь? Что случилось?

Зайка: - Недавно я пошел учиться в лесную школу, в ней учится много моих друзей.                                                                                                                               Дети: Ну и замечательно, значит ты совсем вырос.

Зайчик: - А плачу я,  потому что у меня ничего не получается, учу, учу буквы и звуки и все время забываю, да и писать у меня не получается. Беда а а а (плачет).

Вос-ль:- Да вот беда, так беда, ребята, что можем сделать? (предложения детей, нужно помочь).                                                                                                   Заяц: Да, ребята, помогите. Я очень люблю учиться, для этого у меня все есть: и большие уши, и рот замечательный, и глаза красивые. Я принимаю ваше предложение. Приглашаю вас в Лесную школу. Ребята, только у меня к вам просьба. Я очень боюсь, что опять все забуду.                                                   Дети: Не беспокойся, Заинька, мы запишем все это на видео, и ты сможешь освежить свои знания, а так же  провести видео урок со своими друзьями.   (Выбрать желающего работать с  камерой).                                                                                                   Вос – ль: Что ж, Зайка, показывай дорогу в свою Лесную школу.                                              Звучит мелодия «По дороге с облаками».  Физкультминутка.

Заяц: Всех вас в лес я приглашаю,

(Руки на поясе, повороты вправо и влево)

В лес ко мне пойдём сейчас,

В гости жду сегодня вас.

(Шагаем по кругу)

Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ!

(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)

Ножки выше поднимаем –

По сугробам мы шагаем.

(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)

Солнцу в небе улыбнись,

(Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)

А деревьям - поклонись.

(Наклониться вперед)

Прыгнем мы через канаву,

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

К зайцу мы идём в дубраву!

(Шагаем по кругу)

Вот мы с вами и пришли.

Слышатся звуки природы.

Вос – ль: Что это? Вы слышите?                                                                                Дети: птицы поют, ручей журчит, корова мычит.                                                                                                             Вос-ль: - Слышите, сколько разных звуков существует в природе, их очень, очень много. Звуки произносят птицы, животные, окружающие нас предметы. А самое главное,  что мы с вами люди, единственные существа на планете, которые умеют говорить,  т. е обладают речью. А еще мы умеем читать, а помогают нам в этом буквы.  (На экране появляются изображение птиц, животных, окружающих предметов).

Вос-ль: А чем отличаются буквы от звуков?                                                                            Дети: Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем.                            Вос - ль: Из каких звуков состоит наша речь?                                                              Дети: Гласных и согласных.  На лесной поляне растет необычное дерево, у которого вместо листьев растут звуки. Игра «Назови звук».                                                                                 Игровое упражнение с клубочками «Произнеси гласный звук».                             Вос-ль: А чем они отличаются?                                                                                       Дети: Гласные мы произносим при помощи голоса, можем их пропеть, а согласные нам помогают произносить голос, зубы, язык, губы.                                                                                          Вос – ль: Легко вам было проговаривать гласные? А согласные?                                                                                                                                             Ребенок: Помните, мы читали сказку, в которой звуки не хотели дружить между собой?                                                                                                                          Вос – ль: Хотите поиграть, я непротив.                                                                                   Драматизация сказки «Теремок».  (Дети самостоятельно распределяют роли.)

 Ребенок: Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, невысок теремок. Бежит звук Б и спрашивает

- Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт?

Ребенок: - Никто не отвечает. И стал звук Б жить в теремочке. Бежит мимо звук  Д и спрашивает

-  Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Ребенок: А звук Б отвечает

-  Это я звук Б, согласный звук. Буквой Б меня зовут. А ты кто?

- Я звук Д, согласный звук, буквой Д меня зовут. Давай вместе жить?

Ребенок: И стали они жить вместе.  Бежит мимо звук Р и спрашивает

-  Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Ребенок:  А звуки  Б и Д отвечают                                                                                      - Это я звук Б, согласный. Я звук Д, согласный звук ты кто?

- Я звук Р, согласный звук. Буквой Р меня зовут. Давай вместе жить?

Ребенок: И стали они жить вместе. Бежит мимо звук Ж и спрашивает

- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Ребенок: А звук Б отвечает

- Это я звук Б, согласный звук, я звук Д согласный звук, я звук Р согласный звук. А ты кто?

- Я звук  Ж согласный звук, давайте жить вместе!

Ребенок: И стали они жить вместе. Бегут мимо звук А и У и спрашивают :

- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живет?

Звуки отвечают, а вы кто?                                                                                                - Мы звуки  А и У,  мы гласные звуки. А давайте вместе жить?

Звук  Р говорит:  Мы звуки согласные, а вы гласные и жить мы с вами не будем.

Ребенок: Обиделись звуки и ушли. А согласные звуки вышли гулять и стали пробовать собрать слова. И ничего у них не вышло. Тогда поняли они, что нельзя им жить без гласных звуков, позвали они гласные звуки, извинились и с тех пор стали жить дружно в одном большом и уютном доме и назвали этот дом Алфавит. Главным словом для них стало слово – дружба.  (Дети выстраиваются в слово «дружба»).                                                                                   Вос-ль: В чем смысл этой сказки?                                                                                                        Дети: Звуки должны дружить между собой.                                                                             Воспитатель: А какими бывают согласные звуки?                                                          Дети: Твердые, мягкие, звонкие и глухие.

Задание № 1.  Игра «Собери цветок».  В лесу был сильный ветер, сорвал лепестки с цветов и разбросал по всей поляне. Сердцевинкам скучно без лепестков.  Нужно собрать лепестки.  Дети должны составить цветок с серединкой синего цвета, то есть из лепестков на поляне выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый звук.  Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых есть мягкий звук.                                                                                                                                                                                                                              Задание №2.    Зайка: В школе нас учат обозначать звуки в словах  символами, у меня это никак не получается. Может быть, мы все вместе попытаемся разобраться?                                                                                                               Вос – ль: Что вы видите на экране? (ручка, пенал, книга, доска). Помогите Зайке выложить  слова символами.  (Один ребенок  у доски).

Задание № 3. Как назвать эти изображения,  одним словом? (Предметы). Вы знаете, предметы называем словами, а слова состоят из слогов.                                                                                                                             Игра «Прохлопай  по слогам».                                                                                                                - Стукнешь о стенку, а я отскочу. Бросишь на землю, а я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу. Смирно лежать я совсем не хочу! (Мяч)

- Я скачу туда-сюда по деревьям ловко. Не пустует никогда у меня кладовка. (Белка)                                                                                                                                      - Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)                                                        - Он от дедушки ушел, он от бабушки ушел, И от зайца, и от волка, и от медведя ушел, А от лисицы не ушел. (Колобок).                                                                                                                                        

Вос - ль: Какой сделаем вывод?  (Слова состоят из 1, 2, 3 слогов).                                   Вос – ль: А из слов мы составляем предложения.                                                                                  Задание № 4. Из предметов, изображенных на экране составить предложение и выложить схему. (Предложить Зайке).                                                                           Вос - ль: Ну,  ребята,  молодцы.                                                                                          Зайка: Спасибо, ребята, вам большое. Я запомнил, какие бывают звуки, что слова состоят из звуков. Научился из слов составлять предложение.

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

Центр развития ребенка д/с №23

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы

Тема: «Путешествие в мир звуков».

                                                                                              Выполнила воспитатель:                                             Горбатова Л.П.

                                                                                                               

Ишим,2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Путешествие в страну звуков и букв"

Конспект комбинированного занятия по обучению грамоте   детей старшей группы компенсирующей направленности...

Конспект занятия « Путешествие в мир звуков»

Цель; экспериментирование со звуками, помочь детям получить ответы на вопросы: « Как распространяется звуковая волна,  выявить причины усиления звука, выделить  характерные звуки стеклянных ...

Конспект НОД "Путешествие в страну звуков" средняя гр.

Конспект НОД "Путешествие в страну звуков" средняя гр.  ...

Конспект НОД "Путешествие в страну звуков" средняя гр.

Конспект НОД "Путешествие в страну звуков" средняя гр....

Конспект занятия «Путешествие в Звукоград». Звук и буква Д.

Проведения занятия в логопедической группе с детьми 5-6 лет по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Учить детей четко произносить звук Д. Познакомить с буквой Д. Развив...

Конспект занятия "Путешествие в космос" (звуки Т-ТЬ)

Конспект занятия "Путешествие в космос" (звуки Т-ТЬ)...

Конспект занятия "Путешествие в страну звуков. Звук [А], и буква А "(знакомство)

Путешествие в страну звуков. Звук [А], и буква А (знакомство)...