Статьи о совершенствовании инновационной деятельности в ДОУ
статья по развитию речи на тему

Зинина Марина Владимировна

Статьи о совершенствовании инновационной деятельности в дошкольных учреждениях, коррекционно -развивающей работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Использование современных информационных технологий в

коррекционной работе с дошкольниками с ОНР

1 слайд.  Добрый день, я хочу представить вашему вниманию выступление на тему.

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательно-воспитательного процесса на всех этапах педагогической

деятельности.

2 слайд.     Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования ведущих сфер личности, развития творческих способностей.

 3 слайд.   Одним из необходимых условий речевого развития ребенка является создание мотивации общения. В процессе занятий необходимо создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. Из  опыта работы становится ясно, для того чтобы обучение ребёнка проходило успешно, необходимо чтобы сам ребёнок был в этом заинтересован.

4 слайд. Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, сократить время на поиски, изготовление или приобретение нужного материала. Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.  Также он позволяет осуществлять гибкую организацию занятий исходя из возможностей учебного заведения. У меня это ноутбук в логопедическом кабинете и проектор.

5 слайд. В своей практике, на индивидуальных и обобщающих занятиях, использую компьютерные презентации, состоящие  из красочных  слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по постановке диафрагмально-речевого дыхания, автоматизации произношения и дифференциации звуков, расширении словаря, совершенствования грамматического строя речи.

   6 слайд. Тематика компьютерных презентаций может быть разнообразна, но обязательно обусловлена требованиями программы и календарно-тематическим планом. Согласно тематическому планированию нашего сада, я разработала и составила занятия с использованием презентаций. На данный момент собран банк презентаций по лексическим темам, в дальнейшем планирую составить банк презентаций по обучению грамоте рассчитанный на детей старшей и подготовительной группы 7 слайд. Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо знать, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически.

Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.

8 слайд. Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать речь детей, все виды восприятия у детей, памяти, что необходимо и очень актуально в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

9 слайд. Формы и место использования презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. Мультимедийные презентации позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

    10 слайд Для ребёнка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребёнка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

    11 слайд.  Конечно же, логопедическая работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Именно с помощью ИКТ качественнее и легче реализуется задача – повышения педагогической компетенции родителей, а также предоставляется возможность родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками коррекционно-развивающего процесса.

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью традиционных и нетрадиционных форм работы.

Одна из форм работы по закреплению изученного на занятиях материала представляет тетрадь взаимосвязи между логопедом, родителями и детьми.

За последнее время мною создана в электронном варианте, картотека домашних заданий, каждое задание строится по определённой структуре. В будущем я планирую еженедельно выкладывать задания на сайте ДОУ, т.к. надеюсь все родители освоят компьютер.

    12 слайд. В заключении хочется отметить, что при условии систематического использования в обучающем процессе информационно - компьютерных  технологий в сочетании с традиционными методами обучения эффективность работы по развитию речи детей с ОНР значительно повышается.

Однако нужно отметить, что использование мультимедийных презентаций не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой,

мотивирует и ребёнка и его наставника, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

13 слайд.  Список источников

1.Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: Творческий центр, 2005. – 112 с.

2. Свириденко С. С. Современные информационные технологии в науке и образовании. М: Школа-Пресс, 2002. – 320 с.

3. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликова А.В. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании.- М. Изд.Мозаика- Синтез,2011. – 98 с.

4. Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология — М., 2001. — № 3

5. Учимся, говорим, играем. Коррекционно – развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп./Автор-составитель Г.Н. Сергиенко – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. – 206 с.



Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИИ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

     В переводе с английского innovation означает инновация, нововведение, новшество, новаторство. Новшество – это улучшение существующей технологии или технического средства. Нововведение – изменение технологии, в т.ч. и её усложнение. А инновация – это что-то абсолютно новое, но абсолютно нового технического или технологического решения практически не существует, т.к. изобретатель не работает в вакууме и его изобретение должно опираться на общечеловеческие знания и опыт. Таким образом, в сфере дошкольного образования мы имеем дело скорее с нововведениями и новшествами. Однако слово это устойчиво вошло в наш деловой лексикон. Итак, «инновация» означает процесс использования какого-либо новшества.

    Логопедия – серьёзная и строгая наука со своими отработанными принципами, традиционными подходами и методами воздействия, с устоявшимися приёмами общения с детьми. Но она никогда не стала бы такой, если бы среди логопедов не было большого числа людей ищущих, не останавливающихся на достигнутом. Применение в логопедической работе проектного метода, компьютерных технологий  - многообещающие начинания.

     Проектный метод вкупе с традиционным подходом в работе способствует всестороннему развитию дошкольников с речевыми проблемами. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В логопедической группе детского сада, проекты планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР,  и проводятся совместно с воспитателями. Так по темам ·“Овощи и Фрукты” планируются проекты: “Где растут витамины?”, “Во саду ли, в огороде”; по теме “Одежда” – проект: “Вещи из бабушкиного сундука”; по теме “Зима. Новый год” – проект: “В гостях у Снежной Королевы” и т.д. Кроме того, он должен носить коррекционную направленность, то есть, участвуя в нем дети должны упражнять свои речевые возможности,  тренировать языковые навыки и умения.  На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка, в которой выделяются центры развития: центр математики, центр развития речи, центр книги, центр игры, центр искусства, центр движения и центр Звуковичок (в котором планируются логопедические задания по  теме). В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки. В то же время и  логопед, и воспитатели проводят свои занятия в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития. Такие занятия интересны. На них важно продуманно, на качественно новом уровне объединять разные виды деятельности, чередовать их. Интеграция, довольно легко вписывается в систему проектной деятельности, так логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду. Включая разные виды деятельности, в том числе компьютерные презентации в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми с ОНР и стабильность полученных результатов.                        

    Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую историю. А вот использование компьютеров на занятиях в детских садах только начинается, т.к. это новшество требует тщательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, но и медиков.

     Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала.

           Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, сократить время на поиски, изготовление или приобретение нужного материала. Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.  Также он позволяет осуществлять гибкую организацию занятий исходя из возможностей учебного заведения. У меня это ноутбук в логопедическом кабинете и проектор.

В своей практике, на интеграционных и обобщающих занятиях, использую компьютерные презентации, состоящие  из красочных  слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по постановке диафрагмально-речевого дыхания, автоматизации произношения и дифференциации звуков, расширении словаря, совершенствования грамматического строя речи. Цикл презентаций охватывает большой  материал по развитию речи:

  • «Артикуляционная гимнастика»
  • «Дыхательная гимнастика»
  • «Автоматизация свистящих звуков в слогах, словах, предложениях»
  • «Автоматизация шипящих звуков в слогах, словах, предложениях»
  • «Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях»
  • «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях»
  • «Весёлые скороговорки»
  • Мини – игры «Кто спрятался на картинке», «Угадай – ка»
  • «Эмоции»
  • «Все работы хороши»
  • «Наш детский сад»
  • «Живая и неживая природа»

     Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.  Овладевая навыками создания презентаций, педагог постепенно входит в мир современных технологий. Надеюсь, в будущем появится возможность создания виртуального детского сада для родителей, чьи дети по каким–либо причинам не посещают дошкольные учреждения.

       Использование в процессе коррекционного обучения компьютерных технологий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с нарушением речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.

Список источников

1.Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: Творческий центр, 2005. – 112 с.

2. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода,  М.Б.Зуйкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

4.Урмина И.А., Данилина Т.А.  Инновационная деятельность в ДОУ: програм.- метод. обеспечение: М., Линка – Пресс, 2009. – 320 с.

5. Учимся, говорим, играем. Коррекционно – развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп./Автор-составитель Г.Н. Сергиенко – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. – 206 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ"

В  статье освещаются вариативные программы, используемые мной при перспективном планировании музыкальной деятельности в ДОУ (с опорой на музыкально-ритмическую деятельность)....

Статья о инновационной деятельности в ДОУ

В статье говорится о эксперементальной деятельности, которая ведётся в детском саду музыкальным руководителем...

Статья "Инновационная деятельность ДОУ - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"

В данный статье представлен опыт по работе детского сада в области приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры...

Статья на тему: "Инновационная деятельность воспитателя в решении задач по здоровьесбережению детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В данной работе раскрываются понятия "инновация", "здоровьесберегающие технологии". Представлены разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, а также условия по решению...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития творческих способностей детей и совершенствования психических процессов »

Программа направлена на формирование у детей эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности, а также на развитие эмоционально-чувственного мира ребенка....

Инновационная деятельность.Физкультурно-оздоровительный проект в ДОУ на тему «Развитие степ-аэробики как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка»

Особенностью степ – аэробики является использование специальной степ – платформы. Платформа позволяет выполнять различные шаги («степ» в переводе с английского «шаг...