Телевизионный журнал как одно из средств решения коммуникативно-речевых задач
методическая разработка по развитию речи на тему

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

          Показателем успешной социализации ребенка в обществе  является уровень развития его  коммуникативных способностей.

Тележурнал - инновационная форма работы, с помощью которой можно решить множество задач. Это и работа с родителями, и развитие речи детей, и социализация детей и мн.др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostromina.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

         Показателем успешной социализации ребенка в обществе  является уровень развития его  коммуникативных способностей.

        Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в успешном воспитании подрастающего поколения. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.

        Одним из основных факторов становления личности в дошкольном детстве является речевое развитие ребенка, определяющее уровень социальных и познавательных достижений дошкольника – потребностей, интересов, знаний, умений, навыков и других психических качеств.

        Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешной социализации.

Эффективность процесса формирования коммуникативно-речевых навыков ребенка во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению.

        

ДОУ – это место, где дети получают первый опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. 

Методика формирования коммуникативно-речевых навыков и умений у детей дошкольного возраста направлена на обучение речевой деятельности, т.е. учить правильно выполнять отдельные акты, речевые действия и операции. В результате правильного выполнения речевых операций формируются автоматизированные речевые навыки (произносительные, лексические, грамматические). Но для речевой деятельности этого не достаточно и поэтому у детей следует формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения. Для усвоения языка требуется процесс повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связи, отношений между элементами языка, правил строит свои высказывания. Главным в обучении должен быть не метод имитации, а организация творческого познания слова и действия с ним. Главным определением работы являются языковые способности, как отражение системы языка в сознании говорящего. Этот механизм формируется у каждого отдельного ребенка на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения. Языковая способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

        Работа по формированию языковой способности в деятельности и научении детей выстраивать продуктивные межличностные взаимоотношения со сверстниками проходит в форме вовлечения детей в словотворчество, путем включения в занятийную деятельность заданий на рифмование, сочинительство.

        «Мир детства существует как объективное и субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское сообщество в целом создают свой, уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания окружающего мира. Детское сообщество – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем.» В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн

Цель: Создать условия для успешного развития коммуникативно-речевых навыков детей через различные формы работы с детьми – средство построения сообщества дошкольников.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

        

I этап: Организованная образовательная деятельность. 

        II этап: Реализация проекта «Учимся общению»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У детей  активизируется словарь, формируется грамматический строй речи и улучшается звуковая культура речи. Важнейшим результатом данного этапа является обучение связной речи, как средства практического овладения языком, а именно работа по развитию диалогической речи, которая направлена на формирование коммуникативно-речевых умений, необходимых для общения. Дети умеют адекватно передавать основные эмоциональные состояния, понимают и могут отразить эмоциональные состояния сверстников. Умеют выполнять правила в игре, освобождаться от негативных эмоций самостоятельно, приемлемыми в ситуации общения способами. Учатся договариваться между собой.

Итог: Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам речевого развития детей. Данная методика, применяющаяся на занятиях, обеспечивает высокий и средний уровень речевого развития большинства обучающихся детей, независимо от их индивидуальных способностей. У детей развивается поисковая активность в сфере языка и речи. Формируются позитивные отношения со сверстниками и взрослыми

 

II этап (Реализация проекта «Учимся общению») Приложение 1

Цель второго этапа: развитие коммуникативных способностей детей.

Задачи:

  • развить у детей умения правильного общения со сверстниками,
  • научить детей правильно воспринимать сверстников,
  • понимать эмоциональные состояния: мимику, движения, прикосновения, интонацию.
  • научить установлению эмоциональных контактов в группе незнакомых и малознакомых детей.
  • обучить детей умению самим адекватно использовать разные языковые виды общения в контакте со сверстниками.

    Общение дошкольников с окружающими их сверстниками, другими детьми, взрослыми постоянно ставит их перед необходимостью решения коммуникативных задач, применением коммуникативно-речевых умений. Но не всегда детям (да и взрослым) удается решить эти задачи, не всегда возможно разрушить психологический барьер, возникающий при общении, не все дети легко вступают в диалог или в совершенстве владеют средствами общения. А можно ли утверждать, что дети могут с достоинством и уважением аргументировать свою точку зрения? Пожалуй, нет. Ребенку трудно быть внимательным слушателем и доброжелательным собеседником, одним словом быть коммуникабельным.

    Было бы неправильно полагать, что можно научить ребенка эффективному общению, проводя занятия или беседы 1 – 2 раза в неделю. Педагогу необходимо постоянно создавать ситуации, побуждающие детей активно применять полученную информацию и совершенствовать коммуникативно-риторические умения; ставить перед ними все более сложные задачи; постоянно создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. И эта работа не даст результатов, если проводить ее спонтанно, хаотично, нецеленаправленно, не внося проблемные ситуации в атмосферу жизни детей.

    Как сделать обучение детей общению максимально эффективным? Как преобразовать абстрактные идеи в хорошо понятные зрительные и словесные ситуации? Как сформировать у детей умение общаться, т.е. ориентироваться в ситуации и умение анализировать и оценивать общение? Какие использовать организационные формы, чтобы дети больше сами говорили? Какие средства обучения позволят оптимизировать образовательный процесс?

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Поэтому ребенку нужно решать разные коммуникативные задачи: как поприветствовать, попрощаться, как выразить просьбу, как вести диалог по телефону, что значит быть внимательным слушателем, какие правила общения использовать и т.д.

    В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свои высказывания в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т. д. /Т.А.Ладыженская/

    Наша задача – обеспечить максимальное раскрытие  потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании  коммуникативно- речевых умений.

3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.

    Условия реализации проекта: организация активных форм работы с детьми и родителями и использование технических средств обучения.

    В литературе и на практике имеют место такие формы как занятия, экскурсии, театрализованные представления и др., а также методы и приемы, как вступительное и заключительное слово педагога, беседа, риторические задачи, риторические игры, речевая разминка, игры-путешествия, театрализация, инсценировки, средства наглядности (раздаточный изобразительный материал, грамзаписи, аудиокассеты, видеоматериалы) Мы предлагаем разнообразить формы организации деятельности детей и проводить следующие мероприятия: художественно-речевая гостиная, издание детско-родительского журнала, моделирование ситуации переписки между группами, театр пантомимы, дошкольный бал, интервью, создание телевизионной программы.

     Сделать процесс реализации поставленных задач более интересным поможет использование таких средств обучения, как видеокамера, электронные носители  информации, проектор и экран, мультимедийные программы. Обоснуем применение заявленных средств обучения.

- Как сформировать у ребенка умение анализировать и оценивать общение? Даже взрослому человеку трудно посмотреть на себя со стороны и оценить свое поведение, провести рефлексию. А если ребенок увидит себя на экране в  видеозаписи – это облегчит процесс анализа.

- Увидеть себя или героев мультфильма, киносказки лучше на большом экране. Ведь необходимо заметить нюансы речевого поведения, увидеть речевое поведение в динамике, увидеть мимику, жесты героев (т.е. невербальные средства общения) Большое изображение на экране – это намного ярче, четче, контрастнее, более детально и широко.

- Любая из предложенных организационных форм - это диалог, беседа двух или несколько людей и трудно удержать внимание детей без ярких, интересных моментов, выводящих за пределы непосредственного общения. И включение видеофрагмента привнесет яркость и разнообразит речевую деятельность.

- С помощью технических средств можно не раз вернуться к увиденному, провести рефлексию, проанализировать как было до… и что изменилось, как совершенствовались коммуникативно-речевые умения у детей.

Подготовительный этап.

Исследовательский этап.

Основной этап.

  1. Организация и проведение обучающих занятий.
  2. Организация и проведение разнообразных форм работы с использованием технических средств обучения.

    Тема: Для чего люди общаются. Задачи: показать, что общение предполагает взаимодействие и взаимопонимание людей, доброжелательное общение предполагает доброжелательную ответную реакцию. Закрепить компоненты речевой ситуации (Кто? Кому? Зачем? Как?) Форма: художественно-речевая гостиная «В гостях у …», «Литературные вечера» В ходе общения в гостиной стремиться, чтобы информация, которую мы передаем, была понятна другими. Упражняем в решении таких коммуникативных задач, как передать информацию, убедить собеседника, поделиться своими эмоциями или оказать некое воздействие на эмоциональное состояние партнера.  Средства: технические средства, электронные носители информации (аудио, видеозапись).

    Тема: Что такое общение. Задачи: показать что такое общение, закреплять основные коммуникативные цели, показать значимость правил общения. Форма: мастерская, издание журнала «Собеседник», презентация рубрик и своих статей в журнале. Пресс-конференция по презентации журнала. Средства: технические средства обучения, расходные материалы: бумага, карандаши. Родителям совместно с детьми предлагается подготовить статью в групповой журнал по проблемам «слово – не воробей, вылетит не поймаешь» (словом можно пожалеть, приободрить, обидеть и т.д.), «речевые формулы» (не забудь извиниться, как обратиться с просьбой и др.), «управляем своим голосом» (техника речи: речевое дыхание, интонация, уровень громкости и др.), «говори правильно» (правила русского языка), также можно придумать самим темы своей статьи по вопросам общения, например «говорят дети» (образец неправильной речи) и др.

    Тема: Можно ли общаться без слов? Ты – зритель. Задачи: закреплять представления о невербальных средствах общения (мимика, жесты, телодвижения), формировать умение адекватно воспринимать несловесную информацию. Продолжать формировать зрительскую культуру. Форма: театр пантомимы. Средства: декорации для театра, костюмы, маски с различной мимикой, зеркало,  технические средства обучения. Дети готовят этюды, театрализованные сценки.

    Тема: Разговор по телефону. Задачи: упражнять в том, как нужно вежливо отвечать на телефонный звонок, закреплять речевой этикет. Форма: моделирование ситуации «Вот зазвонил телефон». Средства: радиотелефон, аудио, видеозапись. Детям предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывания. Аудио, видеозапись используются для анализа речевых высказываний.

    Тема: «Давайте говорить друг другу комплименты». Задачи: закрепление правил общения (формула речевого этикета в ситуации прощания, обращения с просьбой, при извинении). Вести этикетный диалог. Форма: дошкольный бал. Средства: музыкальные аудиозаписи, атрибуты для «фуршета», костюмы.

    Тема: Как вести диалог. Задачи: закреплять представление о том, что в ходе общения необходимо стремиться, чтобы информация, которую мы передаем, была понятна другими. Упражнять в решении таких коммуникативных задач, как передать информацию, убедить собеседника, поделиться своими эмоциями или оказать некое воздействие на эмоциональное состояние партнера. Слушать – значит принимать активное участие в диалоге (культура слушателя). Средства: аудио, видеозапись, технические средства обучения. Формы: интервью, видеорепортаж, телевидение – съемка программы. Предварительная работа: снять на видеокамеру видеорепортажи, моделирование ситуации «интервью». Итог: съемка программы на телевидении Дошкольный телеканал детского сада представляет…тележурнал «Веснушки»

    Оценочный этап.

  1. Итоговая диагностика уровня речевого развития детей. Сравнительные данные.
  2. Творческий отчет.