Конспекты НОД для средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Елена Тумаева

Три конспекта НОД по речевому развитию "Матрёшки", "Дикие животные", "В гостях у бабушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспекты НОД49.51 КБ

Предварительный просмотр:

КУРАПОВСКИЙ  ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

С. БОГАТОЕ   САМАРСКАЯ  ОБЛАСТЬ

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

«Матрёшка»

 средняя группа

Автор-составитель:  

воспитатель I квалификационной категории Тумаева Е.Ю.

Дата проведения:

11 февраля 2013 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

2012 – 2013

учебный год

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Матрёшка»

в средней группе.

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

  1. Речевое развитие:

– сформировать умение грамматически правильно строить простые предложения;

– обогатить речь детей прилагательными: весёлая, озорная, румяная, яркая, блестящая, большая;

– расширить и активизировать словарный запас (добрые поступки, горница, сундук);

– развивать логическое мышление посредством отгадывания загадки.

  1. Познавательное развитие:

– приобщать детей к истокам русской народной культуры;

  1. Социально-коммуникативное развитие:

– уточнять представления детей о доброте, стремление совершать добрые поступки.  

  1. Художественно-эстетическое развитие:

– формировать интерес к нетрадиционной технике рисования мятой бумагой;

– совершенствовать музыкально-ритмические способности детей.

  1. Физическое развитие:

– развивать двигательную активность.

Методы и приемы:

Практические: физминутка «матрешки», упражнение с шарами су-джок, рисование, игра на ложках, танец «матрешки», дидактическая игра «Посчитай-ка».

Наглядные:  слушание музыкальных фольклорных композиций.

 Словесные:  рассказ воспитателя, отгадывание  загадки, стихи, вопросы, беседа.

Материалы и оборудование: матрешки, сундук, игрушки из соломы, тряпочек, глины, дерева, одежда в русском народном стиле, диск с музыкальным сопровождением, корзина, шарики су-джок, салфетки, силуэты матрешек- вырезанные из бумаги, краски, смятая бумага для печатания, тарелочки, деревянные ложки, платочки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, стихи),беседа о доброте, слушание музыкальных фольклорных композиций, рисование на тему: «Украсим платочек матрешек», дидактическая игра «собери матрешку».

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

Беседа, отгадывание загадки о матрешке, стихотворения, ситуативный разговор на тему: «Как появилась матрешка», вопросы.

Игровая

Дидактическая игра «Посчитай-ка»

Продуктивная

Рисование мятой бумагой сарафан матрешки.

Двигательная

Физминутка «Матрешки», упражнение с шарами су-джок

Музыкально-художественная

Слушание музыкальных произведений во время работы, игра на ложках, танец «Мы – матрешки».

Логика образовательной деятельности.

№ п/п

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Педагог проводит беседу о добре, побуждает детей высказаться о хороших людях, о добрых поступках, кто и как проявляет заботу о них.

Дети слушают, высказы-вают своё мнение.

Демонстрируют пони-мание о нравственных понятиях. Грамматически верно строят предложения.

2.

Педагог показывает бабушкин сундук и предлагает детям отгадать загадку о матрешку:

Ростом разные подружки

И похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка!

Дети отгадывают загадку.

Верно определяют предмет (матрёшку) по устному описанию.

3.

Беседа на тему: «Как появилась матрешка».

Дети слушают рассказ воспитателя, рассматрива-ют матрёшку.

Внимательно слуша-ют рассказ воспитате-ля не отвлекаясь на посторонние предме-ты, эмоционально ре-агируют на услышан-ное. Демонстрируют полученные знания об истории матрёшки.

4.

Физминутка

«Матрешки» – речь в движении

Хлопают в ладошки.

Дружные матрешки.          

На ногах сапожки

Топают матрешки            

Влево, вправо наклонись,  

Всем знакомым поклонись

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

Хлопают в ладоши

Руки на пояс, поочередно вы-ставляют ногу на пятку     вперед

Топают ногами

Наклоны телом влево-вправо

Наклоны головой влево-вправо

Согласовывают речь с движением.

Владеют разными ви-дами движения, верно ориентируются  в пространстве

5.

Дидактическая игра «Посчитай-ка»

Дети считают, определя-ют: самую большую (ма-ленькую) матрешку?»

Верно считают в пре-делах 5. Правильно сравнивают по вели-чине

6.

Упражнение для мелкой моторики рук с шарами су-джок

«Лепим снежки»

Мы катаем, мы катаем,

И снежки все получаем,

Вверх, вниз, вправо, влево-вправо

Вот такое у нас дело,

Будем вместе мы катать,

И в снежки скорей играть.

А снежки-то не простые,

Ох, какие озорные.

Пальчики умелые, а ребята смелые.

Выполняют движения в соответствии с текстом

Развивают мелкую моторику

7.

Практическая часть.

Рисование мятой бумагой сарафана матрешки (под русские народные наигрыши).

Дети подходят к столам и самостоятельно украшают одежду матрёшки мятой бумагой.

Развивают мелкую моторику. Демонстрируют  тех-нику рисования мятой бумагой.

8.

Игровое упражнение на развитие чувства ритма «Музыкальные ложки и матрешки».

Дети выполняют движе-ния под музыку.

Проявляют интерес к услышанному, закре-пляют чувства ритма. Мальчики правильно демонстрируют навы-ки игры на ложках, а девочки правильно выполняют движения под ритм музыки.

9.

Подведение итога

Дети перечисляют добрые дела.

Демонстрируют пони-мание нравственной категории добра

КУРАПОВСКИЙ  ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

С. БОГАТОЕ   САМАРСКАЯ  ОБЛАСТЬ

План-конспект НОД по речевому развитию

«Дикие животные»

 средняя группа

Автор-составитель:  

воспитатель I квалификационной категории Тумаева Е.Ю.

Дата проведения:

11 декабря 2013 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

2013 – 2014

учебный год

План-конспект НОД по речевому развитию в средней группе.

Тема «Дикие животные»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; физическое развитие.

Задачи:

1. Речевое развитие:

–   Обогатить словарь  детей глаголами прыгает, идет вразвалочку, скачет, рыщет.

– Закреплять умение образовывать наименования детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и родительном падеже единственного числа.

–  Сформировать умение четко и правильно произносить звук ч в словах и фразах.

2. Познавательное развитие:

 – Учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаках  диких животных.

– Упражнять детей в подборе определений к словам.

– Закрепить и расширить знания детей о диких животных, их внешнем виде, среде обитания.

3. Социально – коммуникативное развитие:

–  Развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх.

4. Физическое развитие: 

–  Способствовать формированию умения координировать движения с речью.

 

Методы и приёмы:

– практические: игровое упражнение, физкультминутка, сюрпризный момент;

– наглядные: рассматривание иллюстраций;

– словесные: беседа, загадывание загадок, словесные игры.

Материалы и оборудование:

 игрушка Буратино, опорные картинки с изображением животных (белка, заяц, лиса, волк, медведь и их детеныши), картинки жилья животных, шапочки зверей, магнитная доска.

Формы организации совместной деятельности

Виды детской деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игровые упражнения, физминутка «Буратино»

Игровая

Игровые ситуации.

Коммуникативная

Беседа, отгадывание загадок, словесные игры, вопросы.

Восприятие художественной литературы  и фольклора

Игра-драматизация «Похвалялись звери»

Логика образовательной деятельности

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Вносит куклу Буратино.

Предлагает детям поздороваться с ним. От его имени просит детей помочь выполнить задания Мальвины.

Высказывают жела-ние помочь Бурати-но.

Проявляют интерес к об-щению и игровой ситуа-ции.

Демонстрируют знания этических норм.

2.

    Загадывает загадку про зайца.

Его обижают и звери и птицы,

Он каждого кустика в поле боится

Зимою под елкой он так замерзает,

Что летом шубейку свою  не снимает.

Задает вопросы для подбора определений к словам.

Какие у зайца уши?

Какой у зайца хвост?

Какая у зайца шубка?

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

а в рыжей шубке летом.

Какие у белки уши?

Какой у белки хвост?

Какая у белки шубка?

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под волчий вой спит

В избушке снеговой.

Какие у медведя  уши?

Какой у медведя хвост?

Какая у медведя шубка?

Я, сознаюсь виновата:

Я хитра и плутовата,

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком.

Какие у лисы  уши?

Какой у лисы хвост?

Какая у лисы  шубка?

 

Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный?

Какие у волка  уши?

Какой у волка хвост?

Какая у волка  шубка?

Отгадывают загадку.

Называют слова оп-ределения.

Понимают смысл зага-док, отгадывают их.

Верно подбирают опре-деления к словам.

Соотносят описание жи-вотного и его название. Обладают навыками ло-гического мышления.

3.

 На доске картинки с  местами обита-ния животных. Воспитатель раздаёт детям нарисованных животных.

Дети прикрепляют животных к своим домикам и прогова-ривают,  кто в каком домике живет.

Демонстрируют  знания о местах проживания животных.

4.

Физминутка «Буратино»

Выполняют движе-ния по тексту.

Согласовывают текст и движения.

Рационально расходуют и своевременно возобно-вляют запас воздуха.

5.

Игра «Назови детенышей»

Называют животных и их детенышей.

Соотносят картинки жи-вотных с их детенышами и верно называют.

Образовывают наимено-вания детенышей живот-ных в именительном па-деже множественного числа.

Четко и правильно про-износят звук ч в словах и фразах.

6.

Игра «Поделись с другом»

Затем предлагает  поменяться друг с другом картинками и назвать, кого они отдали, а кого получили.

Берут в руки по од-ной картинке – дете-нышу животного и называют кто у них.

Образовывают наимено-вания детенышей живот-ных в родительном паде-же единственного числа.

Четко и правильно про-износят звук ч в словах и фразах.

7.

Игра – имитация

«Кто как двигается»

Изображают живот-ного в движении и называют слова-  действия.

Используют в речи гла-голы: прыгает, идет враз-валочку, скачет, рыщет.

Изображают характер-ные движения животно-го.

8.

Игра «Похвалялись звери»

Воспитатель дает образец диалога.

Надевают маски, разговаривают друг с другом от имени животного, маску которого надели.

Демонстрируют  знания о диких животных, их внешнем виде, среде обитания.

Вступают в диалог от имени животного.

9.

Буратино хвалит детей.

Итоговое мероприятие: изготовление панно «Где чей домик».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

С. БОГАТОЕ   САМАРСКАЯ  ОБЛАСТЬ

План-конспект НОД по речевому развитию

«В гостях у бабушки»

 старшая группа

Автор-составитель:  

воспитатель I квалификационной категории Тумаева Е.Ю.

Дата проведения:

5 декабря 2014 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

2014 – 2015

учебный год

Тема «В гостях у бабушки»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

  1. Речевое развитие:

–  активизировать словарь существительных по теме «посуда»;

–  закрепить употребление антонимов, упражнять в образовании относительных прилагательных;

2.  Познавательное развитие:

– уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана, о правилах обращения с посудой.

3.  Социально-коммуникативное развитие:

– воспитывать у детей аккуратность, чистоплотность, бережное отношение к посуде.

4. Художественно-эстетическое развитие:

–  развивать сенсомоторные способности, фантазию, воображение;  

–  прививать любовь к стихотворному творчеству.

Методы и приёмы:

– практические: игровые упражнения, художественная деятельность;

– наглядные: рассматривание изображения,  иллюстраций глиняной  посуды, чугунка, ухвата; образцы керамической, стеклянной, металлической, пластмассовой, деревянной, плетеной посуды;

– словесные: загадывание, беседа, повторение, художественное слово, вопросы.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, шаблоны посуды, цветные карандаши; образцы  керамической, стеклянной, металлической, пластмассовой, деревянной, плетеной посуды; иллюстраций глиняной посуды, чугунка, ухвата.

Формы организации совместной деятельности

Виды детской деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игровые упражнения, двигательные паузы

Игровая

Игровые ситуации, творческая игра.

Изобразительная

Деятельность в изостудии.

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, решение проблемных ситуаций.

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации.

Трудовая

Коллективные проекты, совместный (коллективный) труд.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент.

Бабушка встречает детей.

– Здравствуйте, мои друзья.

Рада видеть всех вас я.

В гости вас давно ждала.

Все помыла, убрала.

Дети входят в зал, слушают воспитателя.

Дети внимательно слуша-ют воспитателя, не от-влекаясь на посторонние предметы.

2.

Дидактическая игра

 «Скажи наоборот»

Вставайте в круг. У меня есть волшебный клубочек, давайте поиграем и расскажем, какой стала моя посуда.

Раньше она была грязная, а теперь…(чистая)

– Так мне нравится моя посуда, что изобразить ее хочется!!! А да-вайте вместе со мной изобразим посуду.

Дети ловят клубочек и рассказывают, какая стала посуда, употребляя антонимы.

Демонстрируют навыки ловли мяча. Верно, упо-требляют антонимы, от-мечая признаки предмета.

3.

Физкультминутка «Посуда».

Вот большой железный чайник –

Очень важный, как начальник,

Вот керамические чашки,

Очень хрупкие, бедняжки

Вот фарфоровые блюдца,

Очень весело смеются;

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке;

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

– Молодцы! Здорово получилось!

Дети сопровождают слова движением:

– надули живот: одна рука на поясе – «ручка», др.– изогнута – «носик»; «сделали важное лицо», приподняв подбородок

– присели, одна рука на поясе – «ручка»;  испуганное выражение – вдруг кто разобьет,

– кружатся, «рисуя руками круг»; смеются,

– потянулись, руки вверх, сомк-нутые над головой; «удивились» –  какие они высокие!

– взялись за руки, сделали боль-шой круг.

Выполняют движения пластично и выразитель-но.

Владеют разными видами движений. Изображают позами – посуду, мими-кой – разные чувства. Развивают мелкую мото-рику.

4.

Дидактическая игра «Из чего сделана посуда»

Ребята, а из чего еще делают посуду?..

Молодцы! А у меня для вас есть игра. Вставайте. Подойдите к столу. Возьмите любую посуду. Рассмотрите ее. Называем посуду и говорим, из чего она сделана. Из чего твоя посуда? Из стекла. Значит она какая? Стеклянная.

– Молодцы! Знаете, из чего дела-ют посуду. А теперь давайте по-кажем, как нужно за ней ухаживать.

Дети отвечают на вопрос воспитателя об изготовлении посуды – из дерева, из бумаги, из металла, из пластмассы, из дерева, из фарфора, из стекла.

Дети рассматривают посуду, называют и говорят, из чего она сделана.

Правильно образуют грамматические формы. Демонстрируют знания названий и материала изготовления посуды.

5.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ложку, вилку

И стеклянную бутылку.

Полотенцем все протрем

И на место уберем.

Чашка пусть стоит в серванте

Ну а чайник на столе

Вилку с ложкой в шкафчик спрячем

А бутылку на окне.

Всю расставили посуду

Чистота теперь повсюду.

– Ребята, еще посуду можно укра-шать, раскрашивать. А давайте украсим нашу посуду, думаю, она обрадуется этому!

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок

и хлопают в ладоши.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

Осваивают навыки ухода за посудой.

Согласовывают речь с движениями. Правильно употребляют падежные окончания существитель-ных в В.п. и Тв.п.

6.

Упражнение «Укрась посуду»

– Подходите к столам. Ребята, перед вами посуда, узор на ней белый. Сделайте его цветным с помощью цветных карандашей. Берите карандаш и раскрасьте посуду, оставляя белым только кружочки на ней.

– Каким  цветом ты украшаешь ее?

– Замечательная получается посу-да. Такая посуда украсит мою избу. Несите ее сюда (вешают посуду на стену)

– Красивая получилась у вас по-суда. Давайте отойдем и полюбу-емся ею.

– Ваня, назови посуду, которую ты украсил.

– А ты, Маша, что украсила?

– Как мы, одним словом назовем эту посуду? Какая она? (Чайная)

Дети подходят к столам и украшают посуду цветными шариками (чайник, чашку, блюдце, кружку).

Отвечают на вопросы воспи-тателя, обобщают и делают вывод: посуду, из которой пьют чай, называют чайной.

Грамматически верно строят предложения при ответе на вопрос воспи-тателя.

Развивают мелкую мото-рику рук. Устанавливают партнёрские взаимоотно-шения в общих трудовых действиях. Демонстрируют технику ровного штриха.

7.

Подведение итогов занятия.

– Теперь вы знаете, как можно украсить посуду, из каких мате-риалов она бывает, и для чего она нам служит. И на прощание  на-помню вам:

Помогать готова всюду

Нам различная посуда.

На нее еду кладут,

Из нее едят и пьют;

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты;

В ней готовят сотни блюд,

Варят, жарят и пекут.

Благодарны мы посуде,

И ее за это будем

За собою убирать,

Чисто мыть и протирать!

Дети внимательно слушают стихотворение.

Внимательно слушают воспитателя, не отвлекаясь на посторонние предметы. Эмоционально реагируют на услышанное.

Итоговое мероприятие: выставка «Чайная посуда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия в средней группе по теме «Овощи и фрукты» (средняя группа)

Конспект занятия в средней группе по теме«Овощи и фрукты» (средняя группа) Цель:Закреплять умение различать овощи и фрукты. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать память, м...

Конспект НОД В средней группе на тему: «Беседа к 23 февраля в средней группе»

Конспект НОДВ средней группена тему:«Беседа к 23 февраля в средней группе»...

Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группе Тема: «Счёт до 5.».

Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группеТема: «Счёт до 5»....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...