Литературная викторина.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пигасова Ольга Евгеньевна

Литературная викторина для детей 5-6 лет  способствует уточнению  и обогащению  знаний детей о русских народных сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина.

Программное содержание.

  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
  2. Учить узнавать сказку по заданию.
  3. Развивать умение действовать согласованно.
  4. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
  5. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

 Методы:

 Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный,  ИКТ, самостоятельный.

          Приемы:

 Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Словарная работа:

 Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал: диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование:

Стенд с книгами русских сказок, мультимедиа,  «волшебный клубок»,  «сказочная избушка».

Ход мероприятия:

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Посмотрите, что это к нам прикатилось? (клубок). Для чего он нужен? Где мы его можем встретить?(волшебный клубок в сказке). Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Все что создано умом

 Все к чему душа стремится

 Как янтарь на дне морском,

 В книгах бережно хранится.

 Вспомните пословицы о книге.

Дети. Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Будешь книги читать – будешь много знать.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека.

                Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Приглашаю вас принять участие в викторине сказок. Есть определенные правила викторины, которые необходимо соблюдать:

  1. Ваша задача выполнить все задания, за каждый правильный ответ, участник получает жетон
  2. В конце викторины выявляется победитель, набравший большее количество жетонов

Воспитатель.  Отправляемся друзья

 В чудо сказку – вы и я

 В театр кукол и зверей,

 Для девчат и для ребят!

 Здесь экран волшебный есть,

 Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)

Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

 Сказки разные живут.

 На полянке есть загадки

 Отгадайте без подсказки

 Называйте, посмелей

 Этих сказочных друзей!

(загадывает загадки, я дети отгадывают их)

 1. Красна девица грустна,            

    Её не нравится     весна.  

     Ей на солнце тяжко,                                                    

    Слезы льет бедняжка.

                       ( Снегурочка)

2.В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

                (Баба-Яга)

3. Летела стрела и попала в болото,        

И в этом болоте поймал ее кто-то.

 Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

4. Посадил ее дед в поле

 Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

(Репка)

5. Шестерых её детей
Волк обидел — съел, злодей!
Лишь седьмой в живых остался,
Волку в зубы не попался.
Кто она и кто они?
Если знаешь, назови!

          (Волк и козлята)

 6. Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

        (Три поросенка)

7. Бабушка девочку очень любила. 

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

            (Красная шапочка)

8. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

                 (Три медведя)

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

 Был Кощей вчера в гостях

 Что наделал, просто - Ах!

Сказки все он перепутал:

Вы сможете их отгадать?

(Воспитатель задают сказки-перевертыши, а дети исправляют ошибки)

«По собачьему велению»;

 «Иван царевич и зеленый волк»;

«Дарьюшкина избушка»;

«Плавучий корабль»;

 «Лапша из топора»; « Крылатый, мохнатый да обезжиренный».

Молодцы ребята, все перевертыши отгадали.

Воспитатель. В круг вставайте дружно,

 В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

 Мышка быстренько бежала (бег на месте)

 Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

 Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

 Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

 Вот ее мы посадили (наклониться)

 И водой ее полили (имитация движения)

 Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

 А теперь ее потянем (имитация движения)

 И из репы кашу сварим (имитация еды)

 И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

 Мы славна семья козлят

 Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

 Мы любим, бегать и играться

 Любим рожками бодаться

 (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Воспитатель: Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание

Воспитатель: Кощей перепутал все иллюстрации. Найдите ошибки.

Воспитатель. Молодцы! Найти сумели!

 Проделки Кощея преодолели!

А вот еще одна беда

Вся запуталась я.

Помогите мне друзья.

«Отгадать мелодию». Ваша задача, отгадать какой сказочный герой поет песню, и заработать фишку. Вы готовы? Слушайте внимательно (звучит музыка, а дети отгадывают).

Воспитатель. Посмотрим, как вы справитесь с последним заданием викторины – «Что изменилось?»

Сейчас я вам буду читать сказку, а вы внимательно будете слушать её и говорить, что в ней неправильно. Итак, начинаем, сказка называется «Волк и семеро козлят».

«Жила – была коза. И было у нее шестеро козлят. Уходила коза на пастбище есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, дёрнет за дверной колокольчик и запоет свою песенку.

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет на пастбище, а козлята запрутся крепко-накрепко и ложатся спать.

Однажды медведь подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, медведь побежал к избушке и закричал толстым голосом песенку козы. Козлята ему отвечают:

- Слышим, слышим - да не матушкин это голосок! Наша матушка поет высоким голосом и не так причитает.

Медведю делать нечего. Пошел он к леснику и велел себе горло перековать, чтоб петь высоким голосом.  Лесник  ему горло перековал. Медведь опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза, дёрнула за дверной колокольчик и запела свою песенку.

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил медведь, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

- Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь  отворяйте, всех впускайте.

Только ушла коза, медведь опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом песню козы.

Козлята отворили дверь, медведь кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился под столом.

Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула под стол и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать:

Услыхал это медведь, входит в избушку и говорит козе:

- Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, потанцуем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит медведю:

- Давай, медведь, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а медведь прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить - поживать по-прежнему».

Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины. Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете сказки.

Воспитатель. За руки умелые,

 За ум и смекалку

 Сказать я спасибо хочу!

 Тем, кто трудился,

 Тем, кто старался

 Подарок свой всем сейчас покажу.

Верить в сказку – это счастье.

 И тому, кто верит

 Сказка обязательно

 Отворит все двери.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературная викторина по рассказам Н.Носова

Шуточная литературная викторина по рассказам Н.Носова.Викторину можно использовать, как итоговое мероприятие после знакомства детей с творчеством Н.Носова, рассказы которого дети просто обожают и гото...

литературная викторина

викторина по ознакомлению с художественной литературой...

литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"

Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...

Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста

         Музыкально-литературная  викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»...

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Литературная викторина в подготовительной группе

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»Литературная викторина в подготовительной группе...

Конспект занятия «Литературный калейдоскоп по басням И. А. Крылова». Литературная викторина с решением кроссворда, разгадыванием ребусов, с использованием ЭОР, игр и игры драматизации. Для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаКраткая аннотация с указанием основной цели: Знакомство с книжным  Санкт-Петербургом. Жизнью и  творчеством И. А. Крылова, памятником поэту в летнем саду, «домом К...