Проект "Сказки народов мира"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Штефан Наталья Леонидовна

Проект разработан для детей старшей группы для привития интереса к фольклору других стран, воспитания уважительного и бережного отношения к фольклору малых народов севера Росси и стран мира.  В проекте прописаны этапы работы по теме проекта, связь с родителями, с социумом. Проект разработан на основе интеграции познавательного, речевого, художественно-эстетического и социально-личностного разития ребенка. Авторами проекта разработаны дидактические игры и альбомы для рассматривания детьми, родитлями сделаны костюмы для драматизации сказок. Сказки народов мира продемонстрированы родителям детей группы, детям других групп ДОУ микрорайона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki_narodov_mira.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Сказки народов мира»

Выполнили:

Воспитатель старшей группы № 6

 Штефан Наталья Леонидовна,

учитель-логопед

Рожкова Светлана Валерьевна

г. Чайковский, 2014 год

1. Тема: «Сказки народов мира»

2. Тип проекта: краткосрочный, педагогический

З. Участники проекта: воспитатель Штефан Наталья Леонидовна учитель-логопед Рожкова Светлана Валерьевна.

Целевая группа: дети и родители старшей группы № 6

4. Масштаб проекта

время реализации: январь - май 2014г.,

количество детей: 22 человека

5. Актуальность:

        В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Не секрет, что современные мультфильмы и кинофильмы развращают детей, которые в силу своего возраста не всегда могут сделать правильный выбор в пользу добра. Сказка возвращается в культуру и это, на наш взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного.

        Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влияние на становление  личности в целом.

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

Джанни Родари.

        Сказки для детей – это первая школа жизни в любой стране, в любом государстве, для любых детей.

        Благодаря развитию книгопечатания, переводам с иностранных языков и сети интернет наши дети с раннего возраста встречаются со сказками разных стран.        Следует отметить, что все программы воспитания и обучения в детском саду включают в себя раздел зарубежной литературы.

        Почему же нам так интересно знакомиться не только с творчеством своего народа, но и с фольклором, пришедшим из других частей света?

        Потому что любая сказка «обучает» и «воспитывает».  Она несет в себе  большой образовательный и воспитательный потенциал.

        «Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

Х.К. Андерсен.

На основании выше изложенного и  с целью повышения интереса к сказкам малых народов России и народов мира, нами был разработан проект под названием «Сказки народов мира», который объединил коммуникативную деятельность в форме литературного творчества и изобразительную деятельность детей (рисование и лепка) в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при котором ребенок полностью раскрепощается.

        Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в повышении ручной умелости детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.

6.  Цель проекта: приобщение ребенка к волшебному миру сказок малых народов России и народов мира через художественно-эстетическое и личностное развитие ребенка, через приобщение к прекрасному.

7. Задачи проекта:

  • Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре малых народов России и к культуре народов мира.
  • Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, их ручную умелость.
  • Развивать творческое мышление
  • Развивать способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
  • Развивать эмпатию и умение слушать других.

Содержание:

        Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от учебной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий потенциал и освоение новых знаний.

        Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, т.е. в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома детям мало читают, зачастую они знают персонажей диснеевских мультфильмов гораздо лучше, чем героев традиционных русских сказок и народов мира.

        Данный проект был разработан нами, в том числе, для решения этих непростых задач. Такой проект может быть реализован как в рамках старших и подготовительных групп детского сада, так и в младших классах общеобразовательных школ, творческих студий.

Ведущими идеями проекта являются создание:

  • нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;
  • отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и ребенка.

В рамках проекта мы составили совместный перспективный план педагогической деятельности, рассчитанный с января по май 2014 года.

        Этапы реализации проекта:

I этап –  Подготовительный

II этап – Практический

III этап – Презентационный

IV этап – Итоговый

На каждом этапе поставили свои задачи:

  1. Подготовительный этап. Задачи:
  • Определить цель и задачи проекта.
  • Изучить и создать информационную базу по проекту.
  • Составить план проекта.
  • Познакомить родителей с идеей проекта.
  1. Практический этап. Задачи:
  • Знакомить детей со сказками малых народов России (нанайские, ненецкие), и народов мира (китайские, японские, африканские), учить понимать жанровые особенности сказки.
  • Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
  • Обогащать и активизировать словарный запас.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать интерес к художественной литературе.
  • Развивать  творческие способности детей в таких видах художественной деятельности, как лепка, рисование и аппликация.
  • Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
  • Прививать художественный вкус.
  • Воспитывать интерес и любовь к литературному творчеству.
  • Создать развивающую среду по данной тематике.
  • Оформить книжки-самоделки.
  1. Презентационный этап. Задачи:
  • Выставка книжек-самоделок.
  • Выставка детских работ и их родителей.
  • Фотоальбом творческих работ группы по выбранным сказкам малых народов России («Кукушка», «Айога») и сказок народов мира («Самый красивый наряд на свете», «Желтый аист», «Заяц по имени Лек»)
  1. Итоговый этап. Задачи:
  • Подвести итоги проекта.
  • Проанализировать полученные результаты.
  • Определить перспективу на будущее.

Модель реализации проекта:

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

Педагогическая деятельность с детьми

Чтение и обсуждение сказок малых народов России (ненецкой, нанайской) и сказок народов мира (китайской, японской, африканской).

С января по май 2014года

Рассматривание иллюстраций к сказкам малых народов России (ненецкой, нанайской) и сказок народов мира (китайской, японской, африканской).

1-2 раза в неделю

Дидактические игры и игры-драматизации.

В течение марта-апреля 2014 года

Театрализованная деятельность: инсценировка сказок.

В течение марта-апреля 2014 года

Слушание музыки народов выбранных сказок.

С января по май 2014 года

Продуктивная деятельность с детьми:

  • Рисование иллюстраций к прочитанным сказкам.
  • Оформление «Книги сказок».
  • Организация выставок, поделок
  • Создание картотеки пословиц, поговорок о жадности, лени, трудолюбии.

С января по май 2014 года

Оформление фотоальбома детского художественного труда.

С января по май 2014 года

Методическое сопровождение

Организация предметно-развивающей среды в группе.

С января по май 2014 года

Подборка литературы по данной тематике.

С января по май 2014 года

Подборка технологических карт к занятиям.

С января по май 2014 года

Конспекты интегрированных занятий.

С января по май 2014 года

Консультационный материал для педагогов.

С января по май 2014 года

Консультационный материал для родителей.

С января по май 2014 года

Обобщение наработанного материала.

С января по май 2014 года

Работа с родителями

Анкетирование родителей.

Январь, май 2014 года

Проведение семинара-практикума «Создаем сказку вместе»

Март 2014 года

Работа с педагогами

Выступление на педагогических советах.

С января по май 2014 года

Консультация для педагогов.

С января по май 2014 года

Взаимопосещения и обмен опытом.

С января по май 2014 года

Работа в социуме

Оформление выставки в группе.

Апрель-май 2014 год

Показ инсценированных сказок детям детского сада.

На первом, подготовительном этапе, нами был разработан план проекта, подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания, было проведено родительское собрание на тему «Уроки сказки». Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогом в этом направлении.

Второй, практический этап, охватывает непосредственную деятельность педагога и детей, а также работу с родителями.

        Начинали мы с чтения и обсуждения сказок малых народов России («Кукушка», «Айога») и сказок народов мира («Самый красивый наряд на свете», «Желтый аист», «Заяц по имени Лек»), нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов и сказочных персонажей. Рассматривая иллюстрации, сравнивая сюжеты, мы постепенно приводили детей к пониманию структуры сказки как литературного жанра.

8. предполагаемый конечный результат:

  • Продолжится дальнейшее сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где родители смогут принять непосредственное и большое участие в работе группы.
  • Возродится традиция семейного чтения разных видов сказок (русских, народных, авторских и т.д.).
  • Родители и дети станут активными и постоянными читателями детской библиотеки.
  • Родители вместе с детьми смогут создать небольшие мини-музей или проекты по прочитанным произведениям.

9. Трансляция проекта:

  • Презентация проекта на педагогическом совете внутри детского сада.
  • Обмен опытом среди воспитателей групп и других детских садов.
  • Представление проекта на родительских собраниях в старших группах.

10. Перспектива проекта:

Организация совместной работы детей, родителей и библиотеки самодельных книг.

Оформление совместного творческого альбома детей и родителей пословиц, поговорок о жадности, лени, трудолюбии.

Составление картотеки по орнаментам одежды прочитанных сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное и культурное наследие народов мира. Развлечение "Откуда мы родом?"

Цель: формирование предпосылок основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной и социальной активности)....

Подвижные игры народов мира (практическое пособие для воспитателей)

Материал преднозначен для ознакомление дошкольников с подвижными играми разных народов. Цель данного пособия: через ознакомление с подвижными играми, способствовать формированию толерантного отношения...

Методическая разработка. Проект "Куклы народов мира"

групповой среднесрочный проект, направленный на формирование толлерантного поведения у дошкольников...

Методическая разработка мероприятия к проекту Толерантность тропинка к Миру «Игры разных народов мира»

Цель:использование территории детского сада для ознакомления дошкольников с играми и национальными обычаями разных народов;- формирование положительной мотивации для развития динамической активности д...

Неделя: Страны. Народы мира. Жилища мира.

На этой неделе дети познакомились с историей жилища человека и народах населяющих нашу планету, узнали о многообразии жилищ разных народов, выяснили, чем они отличаются и от чего это зависит. Сра...

Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.

РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...