Программа кружковой работы по развитию коммуникативных навыков "Речецветик"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) по теме

Данная прогграмма является образовательно-равивающей и направлена на речевое развитие ребенка, раскрытие его творческих литературных способностей, а также формирование коммуникабельности дошкольника. Кроме того в рамках программы возможно развернуть работу по развитию речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи,тем самым помогая адаптироваться дошкольнику к дальнейшему школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы по развитию коммуникативных навыков «Речецветик».

Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят педагогов перед необходимостью поиска новых методов работы с детьми. Еще более остро проблемы социализации и коммуникации проявляются в развитии детей с ОВЗ.

В ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

По определению известного психолога Р. С. Немова, коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Составитель словаря «Педагогическое речеведение» А.А.Князьков, ссылаясь на психолога А. Н. Леонтьева, даёт более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими.  

По мнению педагога Е. Т. Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, - наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит их на основе своего собственного стиля общения.

Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте,  значимости  для других людей.

I.Актуальность

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и логопеда, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.

 По мнению современных психологов Н. В. Клюевой и Ю. В. Филипповой, неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания негативно влияют на психику ребёнка.

         Существуют и более сложные причины – психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).

Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально – личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объём мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляции и тонкой моторики, - всё это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой «дефект», и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё мнение, повышенная ранимость и неуверенность в себе. А ведь общение со сверстниками становится всё более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сенситивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Данная программа является образовательно-развивающей и направлена на речевое развитие ребенка, его творческих литературных способностей, а также формирование коммуникабельности дошкольника. Кроме того, представленная программа способна в своих планируемых действиях развернуть работу по развитию речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи ребенка, тем самым, помогая адаптироваться дошкольнику к обучению в общеобразовательном учреждении.

Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества  и является значимой и актуальной в настоящее время, так как дошкольники, испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения - это проявление общей культуры человека. В процессе работы дети приближаются к осознанию важных идей - о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.

Методологической основой программы являются  труды авторитетных психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности – А.Н.Леонтьев, А. М. Шахнарович), психологии (теория общения – А. А. Боданев, Б. Ф. Ломов), психоаналитики (теория речи – А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Над проблемой развития коммуникативных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста работают О. М. Казарцева, Т. А. Ладынежская, М. Р. Львов, А. Г. Арутаева, Л. М. Шипицина и др.

Методики обследования самооценки у детей, уровня родительского отношения, уровня межличностных отношений ребёнка с родителями представлены в литературе рядом авторов: В. Г. Щур, В. Ф. Ряховского, А. Я. Варги

Программа «Речецветик»- это комплексные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме.

II.

Цель программы:  

Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, формирование «позитивного отношения к своему «Я», адаптация дошкольника в социуме посредством развития речевых умений и навыков.

Задачи:

Образовательные:

  • выявление и развитие речевых способностей детей
  • научить владеть основными элементами правильной точной речи;
  • формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь.

Развивающие:

  • развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм;
  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника;
  • развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации;
  • развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;
  • развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение;
  • развитие коммуникативных качеств ребенка.

Воспитательные:

  • воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;
  • создание детям условий для их духовно-нравственного роста.

Основные принципы организации обучения:

  • принцип развивающего обучения;
  • принцип доступности  изучаемого материала;
  • принцип постепенности, последовательности и систематичности;
  • проблемно- ситуативный характер заданий;
  • принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка);
  • принцип одобрения и принятия;
  • свободы самовыражения.

Основные средства обучения:

  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
  • развивающие игры ( игры- драматизации, сюжетно – ролевые игры);
  • упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • моделирование, составление схем высказываний, пиктограмм;
  • разыгрывание инсценировок и сказок, импровизации;
  • анализ заданных ситуаций;
  • чтение художественных произведений;
  • беседы;
  • сочинение историй.

Особенностью программы является идея обогащения знаниями и развития речевых навыков дошкольника для успешных занятий, так как это должно способствовать  повышению их заинтересованности к овладению речевым этикетом и правильной  речью.

III.Структура программы

Программа «Речецветик» состоит из пяти разделов:

1. «Мир взрослых людей»

Развитие потребности общаться с взрослыми. Правила поведения и общения с взрослыми.

2. «Поиграем вместе!»

Развитие потребности в общении со сверстниками.

3. «Секреты твоего успеха»

Навыки общения с внешним миром.

4. «Речевой этикет»

Речевые формы обращения: благодарность, приветствие, прощание, обращение-просьба, извинение.

5. «Искусство диалога»

Как слушать собеседника и вести себя во время диалога.

IV.Тематический план занятий кружка «Речецветик»

2 года обучения, 36 часов

Сроки проведения

Тема

Цели

Первый год обучения.

Раздел 1.

Мир взрослых людей.

сентябрь

Давайте познакомимся!

Познакомить с правилами речевого поведения во время знакомства

сентябрь

Мое любимое имя.

Знакомить с историей возникновения имен и фамилий

октябрь

Моя семья.

Учить понимать проявление теплых родственных отношений

октябрь

Милая мама моя!

Воспитывать желание делать добрые дела для близкого человека

ноябрь

Я с бабушкой своей дружу.

Воспитывать уважение к старшим

ноябрь

Мой поселок.

Знакомить с историей, настоящим и перспективой развития родного поселка

декабрь

Моя улица.

Закреплять умение ориентироваться, знание адреса

декабрь

Дом, в котором я живу.

Привлечь внимание к проблемам домашнего уюта

январь

Верный друг-собака.

Учить составлять рассказы разных типов.

январь

Наша любимица кошка.

Развивать пантомимические навыки, выразительность речи

Раздел 2.

Поиграем вместе!

февраль

Это - ты, это – я, это – все мои друзья!

Развивать навыки социального поведения

февраль

Мальчики и девочки.

Прививать культуру общения детей разных полов в совместной деятельности

март

Ссоры и споры.

Учить поиску конструктивных решений конфликта, формировать навыки ведения спора

март

Весело живется нам.

Развивать интонационную выразительность речи

апрель

Перепутаница.

Развивать фантазию, воображение

апрель

В слова играем – дружно сочиняем.

Упражнять в придумывании рифм

май

Чтобы слышать слово.

Учить оценивать роль звучащего слова

май

В мире звуков.

Учить сопоставлять звуки окружающего мира и звуки речи

Второй год обучения.

Раздел 3.

Секреты твоего успеха.

сентябрь

Мои умные помощники.

Учить распознавать эмоции, воспринимать несловесную информацию

сентябрь

Общаемся без слов.

Познакомить с невербальными средствами общения(мимикой, жестами, телодвижениями)

октябрь

Язык жестов и движений.

Развивать умение рассказывать, сопровождая речь уместными жестами

октябрь

Язык знаков в стране вещей.

Знакомить с целями и средствами общения

ноябрь

Напишите мне письмо.

Знакомить с видами общения на расстоянии

ноябрь

Чудо чудное – книга!

Развивать любовь к книге, бережное к ней отношение

декабрь

Удивительный мир театра.

Знакомить с правилами поведения в театре, формировать умение согласовывать действия с действиями партнеров

декабрь

Может ли природа говорить?

Формировать эстетическое восприятие природы, воспитывать бережное отношение к ней

январь

Лесное приключение.

Развивать навыки наблюдательности, словесного описания животных

Раздел 4.

Речевой этикет.

январь

Доброе слово лечит, а худое калечит.

Познакомить с правилами этики; показать, как можно словом воздействовать на чувства и поведение людей.

февраль

Все начинается со слова «Здравствуй!»

Развивать представление о форме вежливого приветствия, раскрывать значение вежливых слов.

февраль

Это слово говорят, когда вас благодарят.

Развивать умение уместно употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации.

март

Как обратится с просьбой?

Учить вежливо, обращаться с просьбой к собеседнику.

март

Когда без извинения не обойтись?

Познакомить с правилами общения, которые используются при извинении.

апрель

Вежливость – приятная добродетель.

Закреплять навыки вежливого общения с окружающими.

Раздел 5.

Искусство диалога.

апрель

Слово – мостик понимания.

Развивать умение продумывать высказывание в разных ситуациях.

май

У меня зазвонил телефон.

Познакомить с правилами общения по телефону.

май

К нам гости пришли!

Развивать навыки доброжелательного отношения, гостевого этикета.

V. Рекомендации к проведению занятий

Курс "Речецветик" рассчитан на два года обучения,  групповой форме работы с детьми.

Занятия проводятся в группе по 8 человек (первый год обучения) или 8-10 человек (второй год обучения) два раза в месяц по одному часу.

Занятия проходят на базе детского сада. 

К основным видам деятельности на занятии относятся:

Вводная часть.

  • Речевая разминка;
  • Ролевая гимнастика;
  • Упражнения на технику речи;
  • Грамматические, лексические упражнения.

Основная часть – речевая ситуация.

  • Игры на релаксацию, мимические игры;
  • Подвижные игры, игры с элементами театрализации;
  • Игры на развитие психических процессов;
  • Коррекционные игры для детей с затруднениями в общении;
  • Разыгрывание проблемных ситуаций.
  • Показ логопедом особенностей речевой деятельности;
  •  Анализ текстов различных речевых жанров;

Заключительная часть.

  • Обсуждение, оценка занятия, ответов;

VI. Описание планируемых результатов. Контроль и оценка результатов.

Форма работы кружка "Речецветик" направлена на развитие активной речевой деятельности ребенка (общения, культуры речевого поведения, творческого воображения и литературных способностей). В дальнейшем это позволить детям успешно освоить мир человеческих отношений.

Основными достижениями работы кружка являются, во-первых, успехи ребят в развитии речи, во-вторых, умения и навыки речевой деятельности, которая способна кардинально преобразить речь ребенка.

Личностно-ориентированная основа деятельности способствует осознанию дошкольником своего отличия от других, своей слабости и силы (речевой, эмоциональной, коммуникабельной, творческой).

В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.

В целом к предполагаемым результатам можно отнести:

Воспитательные и развивающие задачи

Качества, которые формируются

Механизм отслеживания

1.

Формирование навыков и умений эффективного общения

Способность дать адекватную оценку в повседневном общении и уместности выбранных средств общения .

Включенное педагогическое наблюдение, беседы

3.

Воспитание коммуникативных качеств обучающихся

Коммуникативные навыки, культура речи. Чувство ответственности к занятиям.

Качество выполнения заданий

4.

Развитие специальных навыков анализировать и оценивать говоримую (устную) речь

Соответствие основного тона, темпа, громкости речи, выделенных смысловых ударений речевой задаче говорящего

Качество выполнения заданий

5.

Развитие творческих речевых способностей через систему специальных продуктивных заданий

Самостоятельность, инициатива, воображение

Через систему специальных заданий

Итогами двух лет работы с детьми по программе "Речецветик" являются:

  • Желание и возможности детей для самореализации в речевой творческой коллективной деятельности.
  • Устойчивый интерес ребенка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом направлении.
  • Сформированность у дошкольников культуры речи.

Контроль над техническими навыками воспитанников:

Формирование и развитие культуры речи и культуры общения

Самостоятельность оценивания речевой ситуации, речевой роли, а также уместность использования словесных и несловесных средств общения

Участие в творческих выступлениях, монологах, диалогах при повторении пройденного материала.

Правильность речи ( с точки зрения нарушений норм литературного языка)

Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры(в пределах обозначенных в программе)

Демонстрация различных видов речевой деятельности

VII. Условия реализации

Главным условием для реализации программы является сам учитель-логопед. Он выступает в разных качествах:  актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников.

Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности, условия для максимально свободной реализации данных природой интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных для данного обучающегося.

Педагог должен:

  • иметь базовые знания по анатомии, возрастной психологии, филологии;
  • знать новые детские мультфильмы, игрушки, передачи, книги и использовать это в своей работе при необходимости.
  • Живое слово педагога, его художественный вкус, мастерское владение словом является примером для воспитанников.

Для успешной работы  кружка «Речецветик» и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:

  • Комплекты раздаточного дидактического материала (сюжетных картин и др.)
  • Библиотеку детских стихотворений, сказок и рассказов.
  • Учебные пособия (библиотеку научно-методической литературы , а также книги по развитию речи).
  • ИКТ  по данному направлению деятельности.

VIII. Список литературы

  1. Котелевская В. В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007
  2. Л.А. Баландина Риторика для малышей. – Феникс, 2003
  3. Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007
  4. Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008
  5. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010
  6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001
  7. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников. - М.: АСТ. Астрель, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

Программа кружковой работы по развитию речи ("Говорушечки" Iмл.группа), по ИЗО деятельности ("Мир красок")

В программе кружка разработана работа с детьми по данной теме. Темы соответствуют общеобразовательной программе ДОУ....

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум...

План - программа кружковой работы по развитию двигательной активности дошкольников

Программа кружковой работы по гимнастике составлена с целью помочь решать проблемы, связанные с развитием эмоционального уровня, оздоровления детей, развития двигательных навыков и умений, а также вос...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...

Кружковая работа на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. «Волшебный мир общения».

Кружковая работа на развитие коммуникативных           умений детей старшего дошкольного возраста.«Волшебный мир общения»....