«Роль сказки в познавательном и речевом развитии". Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Русакова А.Н.
методическая разработка (развитие речи, старшая группа) по теме

                                                                         «Сказка - то самое зерно,

                                                                                                   которое даёт росток любви к чтению.

                                                                                    Именно она способна разбудить

                                                                                           в сердцах детей радость, восторг.

         Так пусть сказка всегда будет

     путеводной звездой в жизни

каждого ребёнка!»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль сказки в познавательном и речевом развитии

 детей дошкольного возраста»

                                      Из опыта работы:

 воспитателя МБДОУ№72 г.Мурманска

                                                           Русаковой Ангелины Николаевны

                                                                 

                                                                         «Сказка - то самое зерно,

которое даёт росток любви к чтению.

                                                                                    Именно она способна разбудить

                                                                                        в сердцах детей радость, восторг.

         Так пусть сказка всегда будет

     путеводной звездой в жизни

каждого ребёнка!»

Актуальность. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связан со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи, совершенствованию звуковой стороны речи.

Задачи:

развивать познавательный интерес у детей; 
• расширять представление детей о целостной картине мира посредством введения их в качественную литературную культуру; 
• развивать свободное общение с взрослыми и детьми; 
• формировать интерес к книгам и потребность в чтении; 
• воспитывать умение слушать. 

 С учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной на основе Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А.Васильевой) и инновационных программ О.С. Ушаковой «Развитие речи и творчества дошкольников», О.А. Шороховой «Играем в сказку», Л.В. Рыжова «Методика работы со сказкой», разработала:        

  • перспективное планирование для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
  • серию конспектов занятий по развитию речи: занятие-удивление, занятие-радость, занятие-загадка, направленных на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • составила карты-схемы обучения детей пересказу сказок;  
  • организовала в группе книжный уголок  «Сказочный мир», в котором размещены сказки разных жанров и народов;
  • сделала подборку развивающих игр, наглядно-дидактических пособий,
  • составила картотеку дидактических игр: «С чего начинается сказка», «Узнай сказку», «Главные герои сказки» и др.

Развитие связной речи старших дошкольников в программе осуществляю через разнообразные формы организации занятий. На занятиях по развитию речи  дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы. Занятия по ознакомлению с художественной литературой вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.

В систему развития связной речи разделила на 4 этапа:

  • I Этап «Рассказывание»
  • II Этап «Пересказывание»
  • III Этап «Играем в сказку»
  • IV Этап «Сочинялки»

На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяю обучению пересказыванию, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.

В своей работе по развитию речи использую словесные игры «Карусели», «Качели», «Ладушки», «У медведя дом большой» и т.д.; пересказ от лица литературного героя, словесное рисование, психогимнастику: «Дятел», «Молоточки», «Петрушка», «По кочкам»; пальчиковые игры: «Моя семья», «Зайчики», «Лодочка», «Ребята». Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей. Дети растут и им всё интереснее принимать участие в театрализованных играх.

Распределила сказки по возрастным этапам:

Вторая младшая группа: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок».

Средняя группа: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя».

Старшая группа: «Лиса и журавль», «Кукушка», «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Заюшкина избушка», «Кот, Петух и Лиса».

В сотрудничестве с родителями использую различные формы работы: консультирование (давала рекомендации родителям, как расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их речевое общение), организация выставки работ детей, беседы. Родители всегда положительно отзываются на мои рекомендации и принимают активное участие в творческих конкурсах.

Результативность. Анализ такой работы показывает, что участие родителей  в различных творческих конкурсах, проводимых на уровне детского сада и города, стало более активным. Если в 2011 – 2012 учебном году лишь 25% родителей принимали участие в конкурсах, то в 2012 – 2013 учебном году уже 68% родителей - активные участники таких мероприятий.

Мониторинг развития творческих способностей воспитанников провожу на основе самостоятельно разработанной диагностики с опорой на рекомендации Л.В. Жуковой

В результате такой целенаправленной и систематической работы наблюдается положительная динамика развития творческой деятельности моих воспитанников, итоги которой отражены в таблице.        

показатели развития

2011-2012

  учебный год                        

младшая группа                     (19 д.)

2012-2013                    учебный год                        средняя группа  

(20 д.)

2013-2014                           учебный год                   старшая группа                                        (21 р.)

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану)

в.- 35%                  с.-54%    н.-11%

в.-67%                       с.-27%              н.-6%

в.-40%                 с.-50%                  н.-10%

в.-70%                         с.-25%                        н.-5%

в.-45%

с.-45%                 н.-10%

в.-75%

с.-25%                  

н.-0%

умение изображать мимикой и жестами состояние героев сказки

в.- 20%  с.-60%         н.-20%

в.- 67%                  с.-26%                 н.-7%

в.-20%                 с.-55%                 н.-25%

в.-70%                     с.-20%                    н.-10%

в.-30%                   с.-60%              н.-10%

в.-80%                    с.-20%  

н.-  0%          

составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенному воспитателем

в.-15%   с.-60%               н.-25%

в.-38%  

с.-50%                  н.-12%

в.-15%                 с.-65%                 н.-20%

в.-50%                   с.-40%                   н.-10%

в.-25%                с.-63%              н.-12%

в.-65%                       с.-35%

 н.- 0%                          

придумывать концовки к незнакомым сказкам

в.- 20%  с.-60%         н.-20%  

в.- 67%                  с.- 26%                 н.-7%

в.-20%                 с.-55%                 н.-25%

в.-70%                     с.-20%                    н.-10%

в.-30%                   с.-60%              н.-10%

в.-80%                    с.-20%

н.-0%          

умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка

(по ознакомлению с художественной литературой), формирование художественного вкуса

в.-17%      с.-65%               н.-18%

в.-40%  

 с.-48%                  н.-12%

в.-15%         с.-65%                н.-20%

в.-50%                   с.-40%                     н.-10%

в.-15%        с.-60%                    н.-15%

в.-60%                      с.-35%                   н.-5%

умеет пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы.

в.-15%   с.-60%               н.-25%

в.-38%

с.- 50%                  н.-12%

в.-15%                 с.-65%                 н.-20%

в.-50%                   с.-40%                   н.-10%

в.-25%                с.-63%              н.-12%

в.-60%                       с.-35%                       н.-5%

Промежуточный результат по познавательному  развитию

Промежуточный результат по речевому развитию

        

С 2011 г. я являюсь руководителем кружка по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Читай-ка», который является продолжением моей методической работы. Для работы кружка разработала рабочую программу на основе методического пособия Н.С. Жуковой.

Цель работы: научить детей точно и ясно выражать свои мысли; раскрыть их творческие способности; развивать у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске; развивать связную речь ребенка. Дети, которые занимаются в кружке, также принимают участие в творческих конкурсах различного уровня. 

Приложение

  1. «Волшебные слова».

В гости к детям приходит невоспитанный поросёнок. Воспитатель предлагает детям научить поросёнка, как себя вести:

-если толкнул, скажи… .извини, пожалуйста.

-если угостили, скажи… .спасибо.

-если уступили место, скажи… .благодарю.

-встретил, скажи… .здравствуй.

И т. д.

  1. «Ласковые слова».

У воспитателя яблоко, в которое вставлено много спичек.

-Дети, яблоко сочное, нежное, сладкое. А есть много ласковых и нежных слов, которые можно сказать человеку.

Достаньте спичку и назовите хорошее слово.

Дети по очереди выполняют задание, называя по одному слову.

Например: милый, хороший, любимый, добрый, золотой, прелесть, солнышко, зайчик, дорогой и т. д.

  1. «Гласные – согласные».

Детей делят на две команды. У каждой команды мешочек: у одной для гласных звуков, у другой для согласных.

Из общего мешочка дети находят нужный им звук и несут своей команде

Побеждает команда, которая не ошибется и выполнит задание первой.

  1. «Кто быстрее сложит слово».

На карточках написаны слова. У детей карточки с буквами.

Ребенок должен по образцу собрать нужное слово.

Усложнение: детям дается набор букв, составляющих слово. Дети должны собрать слово, расположив карточки прочитать слово.

  1. «Вопрос – ответ».

Дети выбирают ведущего. Он бросает клубочек детям и задает вопрос. Ребенок возвращает клубочек и отвечает полным предложением.

Вопрос: - Когда дети спят?

Ответ: - Дети спят ночью.

Однословный ответ считается неправильным и не принимается.

Ведущий меняется считалкой.

  1. «Хлопни, сколько слогов в слове».

Воспитатель напоминает, что слово состоит из слогов. Нужно хлопнуть столько раз, сколько слогов в слове.

Шаг – 1 хлопок

Забор – 2 хлопка

Котёнок – 3 хлопка

И т. д.

Если дети затрудняются, то воспитатель разрешает проговаривать слово и хлопать одновременно.

  1. «Где мы были – как нам было?»

Воспитатель предлагает рассказать Зайке, где они были и как им было.

- Где мы были?

- В театре.

- Как нам было?

- Интересно, смешно, уютно, замечательно.

Используются места: лес, озеро, море, детский сад, гости, на празднике, в кинотеатре, зима, парк и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль сказки в познавательно-речевом развитии ребёнка дошкольного возраста"

Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу...

Конспект игрового занятия по познавательному и речевому развитию. Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Задачи:Образовательные: - обогатить знания детей о  сказках;- учить узнавать сказку по заданию;- закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях;- совершенствовать умение пол...

Статья «РОЛЬ СКАЗКИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....

Роль сказки в познавательно-речевом развитии ребёнка дошкольного возраста.

Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу...

Организация деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»

В данной презентации представлен опыт работы по организации деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности....

Презентация "Роль сказки в познавательно - речевом развитии детей дошкольного возраста"

Цель, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста....