Мои конспекты (НОД по развитию речи в средней группе "В мире шуток - прибауток")
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Земцовская Валентина Петровна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПИНЕЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД» п. ЯСНЫЙ

 

 

 

 

ННОД по развитию речи

ТЕМА: «В мире шуток - прибауток»

(средняя группа)

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Земцовская Валентина Петровна,

1кв. категория

 

 

 

 

 

 

Ясный 2014 г.

НОД по развитию речи в средней группе

«В мире шуток и прибауток»

Цель: Развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы.

Задачи:  

Образовательные:

-   продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, шутки-прибаутки, чистоговорки, скороговорки,  пословицы, потешки.

-  учить читать потешки наизусть выразительно, использовать знакомые потешки в народной игре.

-   обогатить словарь детей за счёт понятий: загадка, шутка-прибаутка, чистоговорка, пословица, потешка.

-   формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах. 

Развивающие:

-  развивать речь детей, память, способность к размышлениям.

Воспитательные:

-   воспитывать любовь к русскому народному творчеству, родному языку.

- воспитывать умение сопереживать, сочувствовать и стремление помогать,  умение слушать указания взрослого.

Материалы и оборудование:  маршрутная карта, письмо, сундучок, снежинки с пословицами, шапочка – маска  кошки, картинки с потешками, платочки, игрушки, колпак.

Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок,  скороговорок, потешек, чтение сказок;  рассматривание иллюстраций по сказкам, песенкам и потешкам.  Создание в группе условий для совместной игровой деятельности воспитателя с детьми.

 

 

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. А сейчас посмотрите все на меня. Давайте сначала разбудим свои глазки, ушки, носик, ротик.

С добрым утром, глазки!  (Слегка дотрагиваются до глаз)

Вы проснулись?  (Да!).

С добрым утром, ушки!  (Трогают руками ушки)

Вы проснулись?  (Да!)

С добрым, утром, носик!  (Дотрагиваются до носика)

Ты проснулся?  (Да)

С добрым, утром, ротик!  (Трогают ротик)

Ты проснулся?   (Да!)

Глазки смотрят. Ушки слушают. Носик дышит.   (Сделать глубокий вдох)

Ротик кушает.   (Ам, Ам, Ам)

Мы проснулись! Потянулись и друг другу улыбнулись!

Ну, а сейчас послушайте меня внимательно.

(Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок).

- Но этот сундук необыкновенный, он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать,  волшебные слова. Послушайте, какие:

«Фу-ты,  ну - ты,  лапти гнуты…

Сундучок- сундучок, открывай- ка свой бочок!»

- Давайте вместе с вами скажем эти слова.

 Дети произносят волшебные слова. Воспитатель открывает сундук и говорит

Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо. (читает).

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам волшебник.

Я очень грущу, потому что мой колпак стал не волшебным.

Чтобы он снова стал волшебным, необходимо найти 4 звезды.

Помогите мне, пожалуйста.

 А чтоб вы не сбились с пути,

Посылаю вам маршрутную карту.

Вас ждут чудеса.

Желаю вам удачи!

Воспитатель: Интересное послание.  Наш путь не лёгкий и не близкий.

         (Воспитатель смотрит на карту).

Ой, здесь какие-то квадратики, прямоугольники, полоски, стрелочки.

Что это значит? (рассматривают)

Дети: Это план нашего зала!

( Прямоугольники – столы, стрелки – указатели, куда идти, полоски – окна, квадраты – стулья.)

Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд!

Куда указывает первая стрелочка?

Дети: Стрелочка указывает, что нужно идти к мольберту.

«Перекрёсток скороговорок и чистоговорок».

Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.

Дети, вы знаете скороговорки?   А какие вы знаете скороговорки? Посмотрите,  на рисунке спрятались скороговорки.    Проговорите их.

• Сова советует сове – спи соседка на софе. На софе так сладко спится,  о совятах сон приснится.

•От топота копыт – пыль по полю летит. 

• У Ёлки иголки колки.

• За – за, прилетела оса.

•Зоиного зайку – зовут Незнайка.

Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.  Получили первую звезду, а  теперь идём дальше.

Воспитатель: Мы пришли в «Переулок загадок»

Тихонечко садитесь на стульчики,  и попробуем  выполнить следующее  задание. Надо отгадать загадки про животных, и расселить их: диких – в лес, а домашних – к домику, на полянку.  Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше.

1.Грива на шее волной,
   Сзади хвост трубой,
   Меж ушей челка,
   На ногах щетка.

 Дети: Лошадка.
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это лошадка? Объясните, пожалуйста. (дети объясняют). Ира, лошадка,  где живет, куда её надо поставить? (ребёнок ставит игрушку к домику и объясняет, почему поставил к домику).  


2. Серый, зубастый,
     По угодьям рыщет,
      Кого съесть  ищет     (волк)


3.  Хвост пушистый,
     Мех золотистый,
      В лесу живет,
      В деревне кур крадет  (Лиса)


4.  Вместо хвостика – крючок,
    Вместо носа – пятачок,
     Пятачок дырявый.
     А крючок вертлявый.  (свинья)

5. Что за зверь лесной:
     Встал, как столбик под сосной,
     И стоит среди травы –
     Уши больше головы.   (заяц)

6. Глазищи, усищи, хвостище, когтище,                                                                              А моется всех чище.  (кошка)

Воспитатель: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Получили вторую звезду. - Ребята, устали? Отдохнем?

Давайте мы поиграем в р. н.  игру «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра    (идем по кругу)

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки) Молодцы!

Воспитатель: Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка?

На карте стрелочка указывает на полоски, а они, как мы уже знаем, обозначают окна.

Идём к окну,  а  вот указатель «Улица  пословиц».

     (На окне  разбросаны снежинки)

Воспитатель: Как много снежинок!

Соберём их?  

Воспитатель: Ой, здесь на снежинках написаны пословицы, но не полностью.

Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения.

Пословица недаром молвится.

Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы.

Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Вот послушайте русские пословицы.

-Сделал дело – гуляй смело.

-Без труда не выудишь и рыбку из пруда.

-Доброе слово лечит, а худое калечит.

-За добро – добром и платят.

-Семеро одного не ждут.

-Друга ищи, а нашел,  береги.

-Землю солнце красит, а человека труд.

-Семь раз примерь, а один раз отрежь.

-Терпение и труд всё перетрут.

Пословицы вы знаете. Молодцы!

Продолжаем путь дальше.

« Улица потешек, шуток – прибауток»

Присаживайтесь на скамеечку, и рассмотрите картинки. Сели все красиво, спинка как тростинка. Ребятки, какие потешки вы знаете?

Ваня, Ванечка! Куда ходил?

В лесочек!

Что видел?

Пенёчек!

Под пенёчком что?

Грибок!

Хвать, да в кузовок.

Воспитатель: Молодец!  Ребята, кто ещё знает потешку?

«Во поле рябинушка»

Воспитатель: А кто ещё знает потешки?

(Дети рассказывают потешки «Улитка, улитка покажи свои рога», «Зайчишка – трусишка»).

Инсценировка «Кисонька – Мурысенька».  Шутка – прибаутка «Здорово кума»

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Пришло время поиграть.

Игра «Добавлялки»

Ок- ок - ок – стоит в поле  (теремок)

Ок - ок – ок - покатился  (колобок)

Са – са – са – зайчишку выгнала  (лиса)

Ок – ок – ок – помог зайцу  (петушок)

Ост – ост – ост – отморозил волк свой  (хвост)

Ол – ол – ол – упал в колодец  (козёл)

Апоть – апоть – апоть – упал в реку  (лапоть)

Воспитатель: Ну вот,  мы с вами и собрали все звезды, посмотрите,  стрелочка показывает на сундучок,  идем.

Ребята, вы помогли волшебнику сделать колпак волшебным, а он вас решил отблагодарить.

Кончилось веселье –

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!

 (Воспитатель и дети благодарят волшебника и прощаются) 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В мире транспорта»

Цели:Образовательная: учить детей обобщать, классифицировать транспортные средства, продолжать учить детей составлять описательный рассказ, закреплять знания о сигналах светофора.Развивающая: в ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи).

Конспектзанятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи)....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "В мире сказок".

Задачи: Продолжать знакомить с величайшим богатством народной культуры - сказками;Формировать интерес к устному народному творчеству;Учить детей узнавать отдельные сказки по характерным признакам...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В мире звуков»

Конспект занятия по развитию речи  в средней группе «В мире звуков»...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "В мире сказок"

Методическая разработка направлена на формирование интереса к устному народному творчеству, помогает закрепить знание русских народных сказок, формировать умение определять сказку по загадкам. Также б...