Методические разработки «Развитие связной речи дошкольников и подготовка их к школе»
методическая разработка по развитию речи на тему

Перелома Галина Григорьевна

Важность и способы развития связной речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki.odt26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки

«Развитие связной речи дошкольников и подготовка их к школе»

Перелома Г. Г.

        Работая много лет с дошкольниками, пришла к такому мнению, что дети часто закомплексованы в плане творчества, воображении, развитии связной речи. Они затрудняются составлять рассказы по картинке, из личного опыта, придумывать загадки, логически мыслить в нестандартной ситуации.

        Наблюдения учителей показывают, что дети часто после первого класса теряют интерес к учебе и наибольшие трудности испытывают те ученики, которые проявляют интеллектуальную пассивность: не стремятся узнавать что-то новое, думать, фантазировать.

        Предлагаю следующие методические разработки по развитию связной речи:

  1. Построить работу по теме в тесном контакте с родителями, убедить их в значимости решения этой проблемы.
  2. Развивать и обогащать словарь ребенка. Это одна из главных задач, так как словарь формирует базу для познавательного развития и является основой развития связной речи. Бедный словарь не позволит выразить свои чувства. Ребенок в основном использует глаголы, так как говорит о действиии.

Мир оживает в красках, в цвете, в чувствах, поэтому учим использовать в речи прилагательные, наречия, сравнения. «Посмотрите, как падает снег». Дети отвечают:

  • снежинки медленно кружатся
  • снег сверкает
  • снег тихо падает
  • кажется, что кто-то дунул на большой одуванчик, и полетели парашютики

        Предлагаю разбирать литературные выражения - «вечерело», что это значит?

        Использовать прием стоп-кадра. Вспомнить, как начинается сказка, как она заканчивается. Этим обучать технике рассказывания.

  1. Следующая задача — грамматический строй предложения. Использовать рассуждения, доказательства (Расскажи, чтобы было понятно, почему Медвежонок не нашел поздней осенью своих друзей — бабочку, гусеницу.)
  2. В звуковой культуре речи делать акцент на интонацию, дикцию, голос. Учить детей рассказывать так, чтобы «тебя было интересно слушать».
  3. Пересказ.
  • Использовать короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.
  • Пересказ от лица героя. Сказка «Заюшкина избушка» звучит печально от лица зайчика и коварно от лица лисы.
  • Использовать пересказ-инсценировку (элементы костюма помогают войти в образ)
  • Использовать фрагментарный пересказ сказки В. Сутеева «Мешок яблок» (рисование по сказке и составление рассказов по своим рисункам).
  • Пересказ и составление творческого конца к рассказу К. Д. Ушинского «Четыре желания».
  1. Составление творческих рассказов.
  • По картине, нарисованной ребенком.
  • По поделке, сделанной из природного материала.
  • По любимой игрушке.
  • Из личного опыта (прогулка по любимому городу в выходной день, что мне больше всего понравилось в Новый год).
  • По представлению «Что снится мальчику?» (Паша С., 5 лет 4 месяца: «Мальчику снится веселый сон. Он летает по небу на ракете. Ракета очень большая. Кругом сияют звезды. И вдруг он увидел молнию, она сверкала, потом пошел дождь. Он был не такой, как на Земле, а с блестками и на лужах было много блесток. Эти блестки светили очень ярко, мальчик зажмурился, а когда открыл глаза, сразу проснулся»). Предлагаем нарисовать рисунок по придуманному рассказу. Здесь детское творчество проявляется ни только в речи, но и в изобразительном творчестве.
  • По пословицам («Хочешь есть калачи, не сиди на печи»)
  • Продолжить пословицу: «Коли зимушка придет...», «Коли весело с друзьями жить...»
  1. Использовать прием превращения в какой-либо предмет и составить рассказ о предмете от его имени (Маша В., 5 лет 6 месяцев: «Я утюг, я люблю, когда меня чистят, не роняют. Я могу делать очень полезное дело — гладить белье, и оно становится гладким, ровным, без морщинок»)

        Заключение:

  1. Развитие речи ребенка позитивно сказывается на развитии личности в целом.
  2. Связь с родителями: организация выставок, книжечек, альбомов с детскими сочинялками, творческие задания на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Развитие двигательно-координационных способностей дошкольников 5-6 лет посредством плавания (Учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования)

Актуальность. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических каче...

Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности»

Организация работы по театрализованной деятельности со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи. Конспект совместной деятельности со старшими дошкольниками по русской народной сказке «...

Методическая разработка: Развитие навыков регуляции поведения на этапе подготовки к школе.

В методической разработке предоставлено описание одного занятия у психолога по подготовке к школе для детей с низкими показателями регуляции поведения, с использованием подвижных игр и упражнений.Данн...