Методическая разработка Развитие двигательно-координационных способностей дошкольников 5-6 лет посредством плавания (Учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования)
методическая разработка (подготовительная группа)

Кокорина Антонина Михайловна

Актуальность. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. Развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды.

Одним из универсальных средств физического воспитания является плавание. Плавание – жизненно важный навык, прекрасное оздоровительное средство, средство отдыха. При занятиях плаванием задействованы практически все группы мышц. Это дает возможность оптимального дозирования нагрузки. Условия, в которых происходят движения пловца, стандартны, сами движения - повторяющиеся циклически, не требуют больших усилий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich.razrabotka_kokorina.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Звездочка»

Методическая разработка

Развитие двигательно-координационных способностей дошкольников

5-6 лет посредством плавания

(Учебно-методическое пособие для педагогических работников

системы дошкольного образования)

                                                                   

Подготовила: Инструктор по плаванию Кокорина А.М.

Новый Уренгой, 2021г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы понятия координационных способностей детей.

1.1. Структура и виды координационных способностей…………………………… 5

1.2. Психолого-педагогические принципы развития    координационных способностей старшего возраста посредством использования комплекса упражнений по плаванию…………………………………………………………………………….8

РАЗДЕЛ 2.  Развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов плавания…………………………………9

2.1 Тесты для определения ловкости и координационных способностей……………………………………………………………………………9

2.2 Комплекс игровых упражнений по плаванию способствующих развитию координации движений детей старшего дошкольного возраста……………………..11

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………….15

        

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. Развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды.

Одним из универсальных средств физического воспитания является плавание. Плавание – жизненно важный навык, прекрасное оздоровительное средство, средство отдыха. При занятиях плаванием задействованы практически все группы мышц. Это дает возможность оптимального дозирования нагрузки. Условия, в которых происходят движения пловца, стандартны, сами движения - повторяющиеся циклически, не требуют больших усилий.

На практических занятиях особое внимание необходимо уделить координационным упражнениям, которые позволяют детям рационально выполнять двигательные действия, обеспечивают успешное освоение техники плавания. Прежде всего, пловец должен уметь объективно воспринимать и анализировать собственные движения, представлять динамические, временные и пространственные образы перемещений частей и всего тела в целом. Поэтому, чем большим объемом двигательных умений и навыков владеет занимающийся, тем быстрее и эффективнее он решает задачи, возникающие в учебно-тренировочном процессе. Это важно не только на этапе обучения, но и совершенствования двигательных умений и навыков. В настоящее время недостаточно практического материала для развития координационных способностей, в связи с этим возникла необходимость создания комплексов упражнений, направленных на развитие координации у дошкольников плаванием.

Объект исследования: двигательно-координационные способности.

Предмет – влияние элементов плавания на развитие двигательно-координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Цель – создание системы работы по использованию комплекса упражнений по плаванию, позволяющих научить воспринимать и анализировать собственные движения старших дошкольников, развивая двигательно-координационные способности.

Гипотеза: предполагается, что применение комплекса упражнений по плаванию, на занятиях по плаванию, повысят уровень координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Провести мониторинг координационных способностей детей и выявить их уровень развития.
  3. Систематизировать комплекс упражнений по плаванию, для развития координационных способностей.
  4. Провести сравнительный анализ уровней развития координационных способностей экспериментальной и контрольной групп.
  5. Обосновать результаты эксперимента.

Новизна исследования состоит в использовании комплекса упражнений по плаванию для развития координационных способностей.

Практическая значимость исследования: Опыт работы может быть использован воспитателями, инструкторами по физическому воспитанию, а также родителями.

Структура и объем работы.

Разработка состоит из введения, двух разделов, списка литературы и приложений.

        

РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы понятия координационных способностей детей.

1.1. Структура, виды и методы развития координационных способностей

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.

Совершенствование базовых координационных способностей - это не заучивание постоянной формулы движения, а лишь предпосылка дальнейшего совершенствования различных его координационных проявлений (элементов) в изменяющихся условиях. Совершенствование различных видов координации должно находить свое применение в способности решать двигательную задачу наиболее соответствующим ситуации способом.

  Под координационными способностями понимают, во–первых, способность целесообразно формировать (строить) целостные двигательные акты, во – вторых, способность преобразовать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно требованиям меняющих условий.

  Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

В структуре координационных способностей, занимающихся прежде всего следует выделять восприятие, анализ собственных движений, наличие визуального представления выполняемых движений в целом и отдельно каждого элемента, динамических и пространственно-временных характеристик движений собственного тела и различных его частей в их сложном взаимодействии, формирование конкретного плана и способа выполнения движения, понимание стоящей двигательной задачи. При всех этих условиях может быть обеспечена рациональная мышечная активность, которую необходимо применять к высокоэффективному с точки зрения координации выполнению движения.

 В структуре координации движений выделяют четыре основных элемента, основанных на импульсах, поступающих от рецепторов мышц, сухожилий, связок, суставов, анализаторов:

  1. Мышечно-суставная чувствительность.

При направленном развитии мышечно-суставной чувствительности следует ориентироваться на разнообразие упражнений, широкую вариативность их динамических, пространственно-временных характеристик и необходимость вовлечения в работу конкретных мышц и суставов.

  1. Моторная память.

Моторная память – это свойство центральной нервной системы запоминать движения и воспроизводить их в случае необходимости (Бернштейн, 1991; Plisk, 2008). Моторная память обеспечивает проявление координационных способностей в разнообразных условиях учебной деятельности, воспроизведение наиболее эффективных движений при дефиците времени, пространства, в состоянии утомления.

  1. Внутримышечная и межмышечная координация.

Внутримышечная и межмышечная координация – это способность быстро активизировать необходимое количество двигательных единиц, обеспечивать оптимальное взаимодействие мышц-синергистов и мышц антагонистов, быстрый и эффективный переход мышц от напряжения к расслаблению.

   4. Состояние механизма нервно-мышечной передачи импульса.

Эффективность такой координации проявляется в оптимальном взаимодействии мышц, целесообразной активации и деактивации двигательных единиц отдельной мышцы. Совершенствование процессов передачи импульсов, повышающих эффективность межмышечной и внутримышечной координации, в значительной мере влияет на уровень развития и способность к реализации всех двигательных качеств и технико-технических элементов.

Виды координационных способностей:

  1. Способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движения.

Способность к регуляции различных движений определяется точностью двигательных ощущений и восприятий. Важным элементом в развитии данного качества является способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений, таких как интенсивность работы, продолжительность работы, режим работы и отдыха

  1. Способность к сохранению устойчивости.

Рационально устойчивое положение тела в воде существенно снижает сопротивление движению занимающегося, способствует повышению эффективности движений, координации работы рук, ног и дыхания.

  1. Чувство ритма.

Это способность точно воспроизводить и направленно изменять параметры движений, является одним из важных элементов в 8 развитии координации у студентов, занимающихся циклическими видами спорта, таких как плавание, бег и т.д. Специфичность чувства ритма, взаимосвязь с техникой выполнения движений определяет состав средств и методов совершенствования координационных способностей, характерных для плавания. Совершенствованию чувства ритма способствует использование различного рода световых и звуковых сигналов.

  1. Способность к ориентированию в пространстве.

 Способность к ориентированию в пространстве – это умение оценить положение своего тела в пространстве и отреагировать рациональными действиями, обеспечивающими эффективное выполнение упражнений, основывается на комплексной деятельности различных анализаторов. Ведущую роль играют зрительная и соматосенсорная системы занимающихся.

  1. Способность к произвольному расслаблению мышц.

При выполнении упражнений происходит непрерывная смена напряжения и расслабления мышц и мышечных групп. Одной из серьезных проблем во время занятий по плаванию у детей является невозможность своевременно и рационально расслаблять определѐнные группы мышц, что приводит к снижению и существенному ухудшению координированности движений.

Методы развития координационных способностей (ловкости)

     В основе ловкости, по мнению физиологов, в большей степени, чем в основе других качеств, лежит соответствующее развитие двигательного анализатора, т. е. высокоразвитое мышечное чувство и богатство временных связей в двигательной зоне коры головного мозга. Другими словами, от объема моторных навыков (двигательного опыта) зависит уровень, или степень, ловкости человека. Чем больше этот объем, тем выше уровень ловкости.

Обычно для развития координационных способностей применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма.

В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:

  • выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);
  • зеркальное выполнение упражнений;
  • усложнение условий выполнения обычных упражнений;
  • изменение скорости и темпа движений;
  • изменение пространственных границ выполнения упражнений

1.2. Психолого-педагогические принципы развития    координационных способностей старшего возраста посредством использования комплекса упражнений по плаванию.

Работа с детьми по развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования комплекса упражнений по плаванию должна базироваться на следующих принципах:

  • учет принципов постепенности,
  • систематичности и последовательности
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
  • принципа развивающего и воспитывающего обучения,

Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа - необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами инструктора. Движения ног и рук могут быть: одновременными, поочередными, последовательными. Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны поочередные движения. Самые сложные разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища.

 Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности и последовательности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, т.к. это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

Кроме того, процесс обучения новым движениям всегда связан с быстрым нарастанием утомления. А при утомлении как физическом, так и психическом также сильно снижается четкость мышечных ощущений. В этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо. Отсюда вытекает следующая методическая установка.

Упражнения на развитие координационных способностей необходимо применять по возможности часто, т.к. при этом расширяется запас двигательных умений и навыков и одновременно совершенствуется сама способность к их быстрому освоению. Однако нельзя, как уже было отмечено, доводить организм до заметного утомления.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:

  1. Обращать внимание на личность ребенка;
  2.  Научить обучающегося мыслить причинно.

Все это обуславливает необходимость применения при развитии координационных способностей большого количества разнообразных упражнений и приемов.

РАЗДЕЛ 2.  Развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования комплекса упражнений по плаванию

2.1 Тесты для определения ловкости и координационных способностей.

Организация системы работы по развитию координационных способностей старшего возраста посредством специального комплекса упражнений была выстроена поэтапно:

Первый этап – констатирующий.  Прежде чем приступить к работе по развитию координационных способностей старшего возраста с детьми экспериментальной группы был проведен мониторинг на выявление уровня координационных способностей в старших группах. Для этого были использованы тесты:

Тестовые задания и критерии:

1. «Торпеда» на груди или на спине: 4 б- 8 м; 3 б- 6-7 м; 2 б- 4-5 м; 1 б - менее 4 м.

2. Кроль на груди в полной координации: 4 б- 14-16 м; 3 б- 11- 13 м; 2 б- 8- 10 м; 1 б - менее 8 м.

3. Кроль на спине в полной координации: 4 б- 14-16 м; 3 б- 11- 13 м; 2 б- 8- 10 м; 1 б - менее 8 м.

4. Плавание произвольным способом: 4 б- 8м и более; 3 б- 6-7 м; 2 б 4-5 м; 1 б - менее 4 м.

Методика проведения диагностики.

1. «Торпеда» на груди или на спине: оттолкнувшись ногами от дна бассейна, лечь на воду, опустив лицо в воду, руки вытянуты вперёд. Плыть при помощи движений ног способом кроль на груди на задержке дыхания (можно выполнить 1 вдох) или на спине, руки вытянуты за головой.

2. Кроль на груди в полной координации: проплыть 16 метров (с выполнением поворота) кролем на груди в полной координации, вдох можно выполнить через 1,3,5 гребков руками.

3. Кроль на спине в полной координации: проплыть 16 метров (с выполнением поворота) кролем на спине в полной координации, дыхание произвольное.

4. Плавание произвольным способом: проплыть 8 м комбинированным способом (руки - брасс, ноги – кроль) в согласовании с дыханием.

Качественная оценка техники выполнения плавательных упражнений и плавания спортивными способами.

Плавательные движения

Цвет

Высокий (красный)

Средний (зелёный)

Низкий (синий)

1

Скольжение на груди

Без ошибок

Кисти рук не соединены. Ноги врозь. Носки не оттянуты

Чрезмерное прогибание туловища (высокий подъём головы и плеч)

2

Скольжение на спине

Без ошибок

Кисти рук не соединены. Ноги врозь. Носки не оттянуты

Сгибание туловища в поясничной области (скольжение «сидя»). Прогиб туловища в поясничной области (голова сильно запрокинута назад)

3

Движения ногами при плавании кролем на груди, спине

Имеются нарушения в ритме движений ногами

Неправильное положение тела на воде

Сильное сгибание ног, стопы не повёрнуты внутрь

4

Движения руками при плавании кролем на груди

Без ошибок

Пальцы рук не соединены

Руки согнуты, неполный гребок

5

Движения руками при плавании кролем на спине

Без ошибок

Неправильное положение тела на воде. Пальцы рук не соединены

Руки согнуты, неполный гребок

6

Плавание кролем на груди в полной координации

Затянутый вдох

Руки и ноги согнуты

Нет согласования движений рук, ног и дыхания

7

Плавание кролем на спине в полной координации

Практически без ошибок. Неритмичное дыхание

Руки и ноги согнуты

Нет согласования движений рук, ног и дыхания

 

Результаты исследования показали, что 39% детей имеют низкую координационную способность.

Трудности возникли в тесте «плавание кролем на груди в полной координации», нет согласования движений рук, ног и дыхания, «движения руками при плавании кролем на груди», руки согнуты, неполный гребок, движения ногами при плавании кролем на груди, спине», неправильное положение тела на воде. И т.д.

Таким образом, на втором этапе, формирующем нами была составлена определенная система работы по развитию координационных способностей детей экспериментальной группы посредством специального комплекса упражнений по плаванию, посредством целенаправленного включения его в занятия по плаванию. А так же методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме.

     Цель: проверить выдвинутую нами гипотезу относительно того, что составленные нами комплексы упражнений по плаванию будут способствовать развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Составлен план работы с детьми экспериментальной группы по формированию координационных способностей:

  1. Составлен комплекс игровых упражнений (элементы   плавания),

      способствующих развитию координации движений детей

      старшего дошкольного возраста, в системе занятий плавания   на один год (комплекс представлен ниже).

  1. Разработан календарный план системы занятий, включающих комплекс

Упражнений по плаванию, который включает

     определенные задачи на каждое занятие.

  1. Внедрен комплекс упражнений по плаванию по формированию

     координационных способностей в системе занятий.

  1. Методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме:

    «Упражнения по плаванию, развивающие

    координационные способности детей старшего дошкольного возраста».

2.2 Комплекс упражнений по плаванию способствующих развитию координации движений детей старшего дошкольного возраста.

Все исходные положения описываются относительно положения основная стойка (стоя на полу руки вдоль туловища).

Упражнения на спине

1. И. п.: лежа на спине руки вдоль туловища, прижаты к ногам: - попеременная работа ногами.

2. И.п.: лежа на спине правая рука вверх, левая вниз, попеременная работа ногами: - левая рука проносится вверх над водой; - и. п.

 3. То же правой рукой.

4. И.п.: лежа на спине правая рука вверх, левая вниз, выполняется попеременная работа ногами: - поочередно, над водой перемещается правая рука вверх – вниз, левая вниз – вверх; - то же в противоположном направлении.

 5. И. п.: лежа на спине руки в стороны, ладони вперед; - попеременная работа ногами.

6. И. п.: лежа на спине руки в стороны, ладони вперед, выполняется попеременная работа ногами: - на каждые 3 гребковых движения ногами хлопок перед собой

7. Упражнение «ножницы».

 И. п.: лежа на спине руки в стороны, ладони вперед, выполняется попеременная работа ногами.

1 – правая вверх, левая вниз;

2 – и. п.;

3 – левая вверх, правая вниз;

4 – и. п.

8. И. п.: лежа на спине руки в стороны, ладони вверх. Выполняется попеременная работа ногами.

 9. И. п.: лежа на спине руки в стороны, ладони вперед, выполняется попеременная работа ногами.

1 – правая вверх, левая вниз;

2 – руки вперед;

3 – левая вверх, правая вниз;

 10. И. п.: лежа на спине руки в стороны, ладони вперед, выполняется попеременная работа ногами.

1 – левая вверх, правая вниз;

2 – руки вперед;

3 – большим пальцем коснуться подмышки;

4 – руки вперед;

 5 – правая вверх, левая вниз;

6 – 8 – и. п.

 11. И. п. лежа на спине руки вверх, выполняется попеременная работа ногами.

1 – гребок правой рукой;

2 – правая рука вперед;

3 – большим пальцем коснуться подмышки;

4 – правая вперед;

5 – 8 и. п.

1 – 8 то же левой.

12. И. п. лежа на спине руки в стороны, выполняется попеременная работа ногами.

1 – руки вперед;

 2 – правая вверх, левая вниз;

 3 – руки вперед;

 4 – и. п;

5 – 8 то же, левая вверх.

13. И. п. лежа на спине руки в стороны, выполняется попеременная работа ногами.

 1 – руки вперед;

 2 – коснуться большим пальцем подмышки;

3 – руки вперед;

 4 – правая вверх, левая вверх;

5 – руки вперед;

6 – коснуться большими пальцами подмышек;

7 – руки вперед;

8 – и. п.

1 – 8 – то же левой

14. И.п.: лежа на спине руки вдоль туловища. Выполняется одновременная работа ногами брассом.

 15. И.п.: лежа на спине руки за спиной. Выполняется одновременная работа ногами брассом

16. И.п.: лежа на спине руки вдоль туловища. Выполняется попеременная работа ногами брассом.

17. И.п.: лежа на спине руки в стрелочке за головой. Выполняется попеременная работа ногами брассом.

Упражнения на груди

  1. И.п.: правая рука вверху, левая прижата к ноге.

Выполняется попеременная работа ногами.

1 – поворот головы в правую сторону;

2 – и.п.

2. И.п.: то же левая рука верху.

3. И.п.: руки в стрелочку за головой. Выполняется попеременная работа ногами.

1 – правую руку опускаем вниз, голову поворачиваем в правую сторону, вдох;

2 – и.п. выдох;

3-4 то же другой рукой.

 4. И.п.: лежа на груди руки вдоль туловища, подбородок на поверхности воды, выполняется попеременная работа ногами.

 5. И.п.: лежа на груди левая (правая) вверх, подбородок на поверхности воды, выполняется попеременная работа ногами.

6. И.п.: лежа на груди левая (правая) вверху в парах, подбородок на поверхности воды, выполняется попеременная работа ногами.

7. И.п.: лежа на груди руки в стороны, ладони вверх, подбородок прижат к груди, выполняется попеременная работа ногами.

8. И.п.: лежа на груди руки в стороны, ладони вверх, подбородок прижат к груди, выполняется попеременная работа ногами, вдох, подбородок на поверхности воды.

 9. И.п.: лежа на груди правая рука в сторону левая прижата к ноге, выполняется попеременная работа ногами.

 1 – вдох в сторону прижатой руки к ноге;

 2-4 - и.п.

10. И.п.: лежа на груди левая рука в сторону правая прижата к ноге, выполняется попеременная работа ногами.

1 – вдох в сторону прижатой руки к ноге;

2-4 - и.п.

11. И.п.: лежа на груди левая рука в сторону правая вверх, выполняется попеременная работа ногами.

1 – вдох влево;

2-4 - и.п.

12. И.п.: лежа на груди правая рука в сторону левая вверх, выполняется попеременная работа ногами.

1 – вдох вправо;

2-4 - и.п.

13. И.п.: лежа на груди руки в стороны, ладони вверх, подбородок прижат к груди, выполняется попеременная работа ногами.

1 – вдох поворотом головы вправо;

2-4 - и.п.;

5 – то же в другую сторону;

 6-8 - и.п. То же в парах, тройках, четверках (в зависимости от ширины бассейна).

14. И.п.: лежа на груди, руки вверх выполняется попеременная работа ногами.

1-4 - руки в стороны, вдох;

5-8 - руки вверх.

 15. И.п.: лежа на груди, руки вверх выполняется попеременная работа руками, дыхание произвольное.

1-4 - ноги в стороны;

5-8 - ноги вместе.

Заключение

Использование разнообразных, специально подготовленных упражнений, разработанных и представленных в данном методическом пособии, позволит повысить уровень физической и специальной подготовки, совершенствовать координационные способностидетей; поможет объективно воспринимать и анализировать собственные движения, представлять динамические, временные и пространственные образы перемещений частей и всего тела в целом, а также планировать алгоритм действий в соответствии с характером поставленных задач.

Список литературы

 1. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь – плавание. – М.: – Астрель, 2002. -160 с.

2. Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры. – М.: Академия, 2012. – 416 с.

 3. Платонова В.Н. – М.: Спортивное плавание : путь к успеху : в 2 кн. 2012 кн.1 480с. 4. Платонова В.Н. – М.: Спортивное плавание : путь к успеху : в 2 кн. 2012 кн. 2 544 с.

5. Плавание:  / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 400 с.

  1. Учебник: «Физиология человека», А.С. Солодков; Е.Б. Сологуб.
  2. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/09/14/vozrastnye-osobennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-po-fgos

https://studfile.net/preview/3192032/page:3/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Методическая разработка   «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»...

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством стола-планшета для рисования песком"

В разработке содержится план работы,список музыкальных произведений,текст упражнений,консультация для родителей....

Собственная методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»

Собственна методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»...

"Методическая разработка " Развитие речи детей 3-4 лет посредством театрализованной деятельности"

Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим  миром  во  всем  его  многообразии  через  обр...

Методическая разработка "Развитие творческой активности у застенчивых детей посредством театрализованной деятельности"

Материал может быть интересен музыкальным руководителям, руководителям театральных кружков, педагогам ДОУ....

Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей у детей раннего возраста»

Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную деятельность, где  получает первый опыт творческой деятельности.В развитии творческих способностей особое место зани...