Нетрадиционные способы коммуникации в работе учителя-логопеда с «без речевыми» детьми.
статья по развитию речи на тему

Волокитина Ольга Михайловна

Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.    Наряду с педагогическими методами, психотерапевтическими и медикаментозными  методами помощи таким детям для решения важнейших задач их физического и психического   развития в последнее время активно стали внедряться нетрадиционные методы и средства коррекции.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volokitina_o_2.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Волокитина О.М.

Учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 65-ЦРР»

 «Нетрадиционные способы коммуникации в работе учителя-логопеда  с «без речевыми» детьми».  

 

 

     Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.    Наряду с педагогическими методами, психотерапевтическими и медикаментозными  методами помощи таким детям для решения важнейших задач их физического и психического   развития в последнее время активно стали внедряться нетрадиционные методы и средства коррекции.  

     Что такое общение? Какую роль  общение играет  в  жизни человека? Насколько степень сформированности    коммуникативных навыков      важна  для нас  и наших детей?  Сможет  ли     «специалист  по коммуникации»  однозначно ответить   вопрос, что же такое общение?  

      Сразу  можно представить картину: два человека сидят друг напротив друга    и беседуют.  Общение — это прежде всего   обмен информацией,  возможность донести другому свои мысли, выразить просьбу,  желания. В нашем  привычном      представлении  единицей общения является «слово».     Ребенок в детстве просит маму почитать любимую сказку или дать     понравившуюся игрушку.  А   если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна,  что делать? Если    ребёнок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить?

    Важно понимать, что коммуникация— это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают  понимание  и выражение  мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства как инструмент  для  «не говорящего» ребёнка, который  позволяет   выразить свои чувства,  желания, потребности.  

    Очень важно работая с детьми  с ограниченными речевыми способностями,      научить их  выражать свои желания, быть услышанными своими родными  и социумом.   Родителям  дать возможность  —   лучше  понимать потребности своих детей.

       Возникший в процессе совместной деятельности  процесс установления  и формирования контактов между людьми, когда возникает потребность обмениваться информацией и осуществляются попытки повлиять друг на друга, получить опыт – это коммуникация. Нужно помнить, что коммуникация это не только «слово»  и «речь», особенно когда это касается детей   с    особыми  возможностями здоровья. Все что можно использовать для облечения коммуникации  как знаки, символы, пиктограммы, письменные слова, рисунки и все что задействует не только слух, но  и другие чувства все можно отнести к альтернативной или нетрадиционной коммуникации. Эти средства помогают на первоначальном этапе заменить обычную речь человека,   могут  быть постоянными,  могут применяться как временная помощь, или выступать «инструментом»  для приобретения лучшего владения речью. Нетрадиционная коммуникация стимулирует появление речи и помогает ее развитию. Наряду с появлением  вербальной звуковой речи  и понимания  обращенной речи у ребенка формируется также    наглядно-образное и абстрактное мышление.

    Главной целью  использования нетрадиционной дополнительной коммуникации это умение строить функциональную систему общения с навыками самостоятельно и понятно доносить информацию.

   Дополнительная коммуникация может использоваться учителями-логопедами в работе с детьми с нарушениями двигательных функций, если у ребенка есть проблемы интеллектуального характера, при нарушении эмоциональной сферы, а так же в работе с детьми со специфическими

органическими проблемами артикуляционного аппарата, прогрессирующими заболеваниями, травмами или при временном ограничении речевых возможностей. Все эти нарушения приводят к тому, что у ребенка ограниченно использование и понимание звуковой речи при общении.

     Когда процесс коммуникации затруднен средствами дополнительной коммуникации пользуются все люди: прибегают к системе символов (жестам, картинкам, фотографиям, значкам, рисункам, системе символов, пиктограммам) и письменной речи. Если эти средства «предоставить» в распоряжение «не говорящего» ребенка это станет мощным «инструментом», который научит выражать свои желания, потребности и чувства.

      Это  система позволит обеспечить эффективную коммуникацию на всех ступенях жизнедеятельности ребенка: при общении с родителями, сверстниками, при взаимодействии с социумом. Нетрадиционная коммуникация впоследствии может выступить «мостом» - переходом на новый этап речевого развития вербальной коммуникации, общения  с помощью «слова».

   Для выбора альтернативной коммуникации необходимо, прежде всего, оценить  есть ли у ребенка желание вступать в контакт, как он выражает эти намерения, в каких ситуациях ребенок инициирует общение, умеет ли он слушать и поддерживает ли диалог. Какие средства коммуникации ребенку доступны на данный период. Жестовая система коммуникации хорошо подойдет детям с замедленной обработкой информации, такому ребенку нужно больше времени, чтобы вступить в общение.

     При внедрение системы дополнительной коммуникации необходимо придерживается принципов от реального объекта  к более абстрактному; принцип избыточности символов, когда можно совмещать различные системы коммуникации.   Не всегда обучение новой системе коммуникации принимается легко и быстро – это трудоемкий, сложный и зачастую длительный процесс, требующий обучения всех кто находится в окружении ребенка, поэтому  принцип постоянной поддержки мотивации в этих ситуациях наиболее действуем.     Принцип функционального использования полученных коммуникативных умений в повседневной жизни,   является основной целью применения системы альтернативной нетрадиционной коммуникации.

    Основные требования к дополнительным средствам коммуникации: предметы, игрушки, картинки, используемые в процессе обучения дополнительным средствам коммуникации должны быть яркими и интересными для ребенка. Лица на фотографиях должны быть знакомы ребенку. Жесты должны быть легко выполнимы, простыми, ребенок по возможности должен самостоятельно догадаться о их значении. Поза для жестов на уровне глаз. При обучении глобальному чтению слово пишется простым  шрифтом.

     Зачастую работая с детьми с особыми образовательными потребностями,  мы специалисты, можем испытать ложное убеждение, что наш воспитанник, не хочет, не способен вступить в коммуникацию. Главное не терять надежду и продолжать выстраивать систему, так как, только вступив в процесс коммуникации, ребенок сможет научиться понимать смысл общения. Ведь результат слагается   из маленьких побед!

     Пусть Вам покажется на первый взгляд, что нетрадиционная коммуникация это что-то непривычное, но процесс общения гораздо важней, чем та форма, в которой он осуществляется. Пусть это новое, но это тоже общение!

 Рекомендуемая литература:

 1.  Баряева Л. Б. «Я говорю! Упражнения с  пиктограммами» Москва «Дрофа», 2007

2.  Жиянова П. Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи детям

 синдромом Дауна — Москва, 2006 г.

3.  Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эври-

айлд» (Великобритания), 2010 г.

4. Созонова Н.Н.,  Куцина Е.В. «Читать раньше чем говорить:  методические пособия с иллюстрациями по развитию речи» изд. «Книгомир»  Екатеринбург  2011

5. Савушкин С.Н. Первые фразы. Первые шаги. Первые слова ( для детей от 1 года)

6. Савельева  Е.А. Пальчиковые и жестовые игры  в стихах для дошкольников. Детство –Пресс.

7. .  Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью

арточек (PECS): руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г.

8. Интернет-ресурс: http://autism-aba.blogspot.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно раз...

"Рисуем нетрадиционным способом" (из опыта работы)

Рисование является одним из важных средств познания окружающего мира и развития эстетического восприятия, так как связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребенка. ...

Конспект мастер – класса «Использование в работе с детьми нетрадиционного способа изображения - фотокопия» на тему: «Морозные узоры»

Нетрадуционные способы рисования очень нравятся детям. В конспекте используется один из нетрадиционных способов - фотокопия - рисование свечой....

Семинар-практикум для педагогов МБДОУ № 82 на тему: «Применение нетрадиционных способов рисования в работе с детьми с нарушением зрения»

Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.Задачи:- познакомить со специальными знаниями и практическим...

Система работы с детьми –инвалидами и детьми с ОВЗ по формированию умений и навыков в рисовании нетрадиционными способами

Система работы с детьми –инвалидами и детьми с ОВЗ по формированию умений и навыков в рисовании нетрадиционными способами...

Применение технологии "сказкатерапия" с использованием альтернативных способов коммуникации в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ

Данная статья посвящена использованию  технологии "сказкатерапия" с использованием альтернативной коммуникации в работе учителя-дефектолога с детьми ОВЗ (тяжелые и умеренные интеллектуа...