Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи "Люди Земли" (подготовительная группа)
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Кучкина Татьяна Евгеньевна

    Умение общаться с другими людьми очень важно для каждого человека. ДЛя этого ему необходима богатая образная речь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_lyudi_zemli.docx281.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи «Люди Земли»

    Программное содержание

    1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, наслаждение от изображенной художником красоты, чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей нас природы.
    2. Познакомить с картинами портретного жанра, учить рассматривать портрет, формировать умение правильно воспринимать портрет, описывать внешность изображенных на портрете, рассуждать о характерах изображенных, особенностях их внешнего вида.
    3. Учить высказывать своё отношение к картине, учить отвечать на вопросы по содержанию картины.
    4. Воспитывать в детях терпимое уважительное отношение к людям других национальностей, развивать у детей интерес к культуре, обычаям людей других национальностей.
    5. Воспитывать в детях умение видеть интерес художников к планете Земля и людям её населяющим.

    Материалы

    Репродукции художественных картин, расположенные на двух стендах. Первый стенд – картины природы: «Гималаи» (К.Рерих), «Волна» (И.Айвазовский), «Лесные дали» (И.И.Шишкин). Второй стенд – портреты людей: «Два молодых негра» (Х.Рембрандт), «Дети племени Солонов» (В.Верещагин), «Индеец» (Дж.Катлин), «Портрет индуса» (А.Л.Жироде-Труасон), «Китаец» (В.Верещагин), «Мальчик, одевающий лапти» (А.Венецианов), «Индиец» (В.Верещагин).

    Предварительная работа

    Познакомить детей с глобусом, с разными континентами земного шара, рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением разных народов, населяющих Землю, чтение сказок разных народов, беседа о жизни людей, населяющих разные страны мира.

    Ход занятия

    Воспитатель: Дети, мы с вами уже совершали путешествие в особый мир, мир искусства. Мы знаем, что частью этого удивительного мира является изобразительное искусство.

    О чем оно рассказывает?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Да, о красоте окружающего нас мира.

    Почему это искусство назвали «изобразительным»?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Оно изображает окружающий нас мир таким, каким мы его видим в жизни, с помощью рисунка, цвета. Сегодня мы с вами поговорим о живописи.

    Что это за искусство?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Да, это живое письмо, это картины, написанные художниками так, что все изображенное кажется нам живым и реальным. Вокруг нас много всего интересного! Художник – очень внимательный человек, он все видит и все запоминает.

    Воспитатель: Сейчас мы с вами совершим экскурсию на выставку картин. Только вести себя надо тихо, никому не мешать. Пойдемте.

    Дети подходят к стенду, на котором выставлены пейзажи.

    Воспитатель: На этом стенде мы видим картины, изображающие лес, море, горы – различные уголки нашего общего дома – планеты Земля. Вот картина Ивана Константиновича Айвазовского «Волна». Это морской пейзаж. На картине изображено грозное бескрайнее пространство моря, холодные сине-зелено-фиолетовые, таинственно-светящиеся волны в кружеве белой пены, сражающийся со стихией корабль.

    Вот картина «Лесные дали» Ивана Ивановича Шишкина. Главный герой этой картины – лес. Художник предлагает и нам полюбоваться, восхититься его красотой и мощью, его необозримой огромностью. На переднем плане – поляна с группой маленьких деревьев и одинокой сосной. Чуть дальше резкими контурами выделяются большие ели и сосны, а за ними, на втором плане, – леса, одетые утренним туманом. Совсем далеко, на границе третьего дальнего плана, – озеро в светлой голубовато-фиолетовой дымке, застилающей горизонт. А над всем этим – чистое голубое небо с легкими облаками.

    А это картина Николая Константиновича Рериха «Гималаи». Это самые высокие, неприступные и недоступные горы планеты. Их вершины покрыты ослепительно белым снегом, освещены солнцем. Какая сложная цветовая гамма холодных бирюзовых, белых, голубых, синевато-белых, синих тонов!

    Прекрасные картины мы с вами посмотрели. Вот как удивительная природа нашей Земли.

    Дети вместе с воспитателем переходят к следующему стенду.

    Воспитатель: Разнообразна природа Земли, но нашу Землю населяет множество народов разных национальностей. Замечательные люди – художники – запечатлели представителей разных национальностей на своих картинах.

    Ребята, посмотрите на картину «Два молодых негра» Рембрандта. E:\Для работы на комп курсы\Рембрандт негр.jpg

    Кто на ней изображен?

    (Ответы детей)

    Похожи ли эти люди на нас с вами?

    (Ответы детей)

    Чем же они отличаются от нас?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: На картине изображены люди с темной, большей частью шоколадно-коричневой кожей, курчавыми черными волосами, карими глазами, широким носом и толстыми губами.

    Где же живут эти люди?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Да, они живут на континенте, который называется Африка (показать на карте).

    На какой еще из представленных репродукций картин мы видим представителей этого континента?

    (Картина «Дети племени Солонов» Василия Верещагина). E:\Для работы на комп курсы\дети племени солонов верещагин.jpg

    Почему же у них такая шоколадно-коричневая кожа, как вы думаете?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Черная кожа, вероятно, помогает защищать людей от солнца в жарких, сухих странах.

    Давайте посмотрим на репродукцию картины «Индеец» Дж. Катлина. E:\Для работы на комп курсы\индеец джордж катлин.jpg

    Кто изображен на ней?

    (Ответы детей)

    Похож ли этот человек на нас с вами?

    (Ответы детей)

    Чем он отличается от нас?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Этот человек – индеец. У индейцев красноватая кожа, жесткие прямые волосы, выдающиеся скулы, выступающий «орлиный» нос, необычной формы уши. Индейцы живут на континентах, которые называются Северная и Южная Америка (показать на карте).

    А на этих двух репродукциях картин мы видим представителей Азии. 

    Воспитатель: На картине А.Л.Жироде-Труасона «Портрет индуса» изображен индиец, житель страны Индии (показать на карте). У него смуглая окраска кожи, широкий нос, утолщенные губы, волнистые волосы, необычный наряд, на голове тюрбан. На картине Василия Верещагина «Индиец» также изображен житель Индии с характерной отметкой на лбу.E:\Для работы на комп курсы\индус жироде-труасон.jpg

    На картине Василия Верещагина «Китаец» изображен житель Китая (показать на карте). Это представитель самого многочисленного народа на Земле. У него желтоватая кожа, прямые черные волосы, уплощенное лицо с выдающимися скулами, нос с низким переносьем. Для китайцев особенно характерен узкий разрез глаз, который сформировался как приспособление к сухому, резкому климату степей с сильными ветрами. Волосы заплетены в косичку. У него необычный наряд

    Воспитатель: Ребята, посмотри на последнюю оставшуюся картину Алексея Венецианов «Мальчик, одевающий лапти» E:\Для работы на комп курсы\мальчик одевающий лапти венецианов.jpg

    Кто изображен на этой картине?

    (Ответы детей)

    Воспитатель» да, на этой картине изображен мальчик, очень похожий на нас с вами. У него светлая кожа, мягкие волосы, узкий выступающий нос, большие глаза. Это русский человек, живший в нашей с вами стране.

    Воспитатель: Итак, ребята, мы посмотрели, что люди разных стран отличаются друг от друга по внешности: строению тела, цвету кожи, форме и цвету волос, глаз, форме носа и губ. В мире много разных народов. У каждого народа своя культура и обычаи. Мы с вами должны жить в мире и согласии со всеми людьми, населяющими наш общий дом – планету Земля. Хоть у нас разный цвет кожи, разный разрез глаз, разная одежда и разный образ жизни, у всех у нас одна планета – Земля. Мы все вместе должны ее беречь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Забота взрослых о детях» (Серия занятий о правах ребенка).

    В занятии дается понятие детям,как о них заботятся взрослые, как сами дети это осознают....

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема занятия: «Знатоки родного языка»

    Выявить уровень знаний детей.Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении пре...

    Конспект занятия по развитию познавательных функций в группе квалифицированной коррекции задержки психического развития «Развиваемся, играя»

    Занятие по развитию у дошкольников с задержкой психического развития познавательных процессов посредством развивающих игр и упражнений...

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

    Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе №7 «Непоседы» (с применением пальчиковой гимнастики) Тема занятия «Весна идет, весне дорогу»

    Цель: развитие связной речи у детей.Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с ...