О речевом этикете
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Раскрытие значения "Речевой этикет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально - экономических условий и культурно – идеологических ориентаций нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи – обучение речевому этикету детей дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально – волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.
Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связана с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность. 
Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально – этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно – ролевого поведения дифференцированного, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т.е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения.
Речь детей с речевой патологией  характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико – грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений), но в тоже время ребенок с речевой патологией обладает потенциальными возможностями для усвоения и правильного использования формул речевого этикета при условии целенаправленного обучения. Ведущим направлением коррекционной работы по формированию у дошкольника с речевой патологией коммуникативной способности (наряду с развитием эмоциональной сферы, общих коммуникативных умений) при этом является обучение речевому этикету.

Речевое развитие ребенка предполагает умение не просто порождать и понимать высказывание, но и владеть различными моделями речевого поведения, присущими социальной среде. Это умение свидетельствует о языковой компетентности человека, формирует его личность, от него (как показывают исследования психологов) во многом зависят успехи в школьном обучении.
Комплексное, поэтапное обучение речевому этикету с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов окажет положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повысит эффективность коррекционных мероприятий, направленных на преодоление речевой патологии.

Цель  программы: Целью данной программы является представление детям различных форм вежливого общения с людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование личности; формирование коммуникативных способностей младших школьников. 

Задачи программы:

- Раскрыть понятия «этика», «этикет», «речевой этикет»;

- Познакомить с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ);

- Учить детей умению находить формулы речевого этикета в речи героев (при чтении произведений различных жанров, при слушании музыкальных произведений, при просмотре мультипликационных фильмов, при разговоре собеседников и т.д.);

- Учить детей умению соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости;

- Учить детей умению использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.

Формы работы – занятия, продолжительностью 25 мин. в старшей группе, 30 мин. в подготовительной

Рабочая программа составлена на основе технологии Н.Е. Богуславской и Н.А. Купиной «Весёлый этикет», которая  выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий.

При составлении программы учитывались возрастные особенности детей, уровень речевого развития.

Достаточное количество времени отводится  заданиям творческого характера: разыгрывать ситуацию, придумать сказку, стихотворение…

 Уделено место вопросам школьного этикета: одежда школьника, речь и т. д.

Уроки речевого этикета построены так, чтобы они готовили детей ко взрослой жизни ( быть здоровыми, беречь семью и пр.). В основе занятий - игровая технология обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества. Ведущим видом деятельности для младшего школьника становится игра. Данная программа обучения отражает связь усвоения этических формул и других норм поведения с типичными ситуациями, важными для младшего школьника.

Кружок «Этикет» включает в себя разделы, направленные на формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Предусмотрено также проведение практических и итоговых занятий. Это позволяет каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения. 

Предполагается использование на занятиях по речевому этикету межпредметных связей с «Литературным чтением», «Музыкой» и др.

 В итоге проведённой  работы дети должны научиться:

 - Пользоваться правилами поведения в обществе;

- Обращаться к знакомым и незнакомым людям;

- Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент в нужной тональности.

Программа рассчитана на 2 года обучения детей 5-6 и 6-7 лет.

Учащиеся должны знать/ понимать:

правила поведения в гостях (поведение в непредвиденных ситуациях);

различие понятий «этика», «этикет» и «речевой этикет»;

структура речевой ситуации (кто – кому – где – когда – что – с какой целью);

обращение к знакомому и незнакомому;

тон вежливой речи;

формула знакомства (Меня зовут, Моя фамилия, Будем знакомы, Очень приятно с вами познакомиться, Очень рад, Рад знакомству);

 формула приветствия (Здравствуй(те), Привет, Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер);

формула благодарности (Спасибо, Огромное спасибо, Благодарю, Не за что, Не стоит благодарности, Пожалуйста, На здоровье);

формула прощания (До свидания, До скорого свидания, До встречи, До завтра,  Увидимся, Пока, Прощай(те), Всего хорошего, Всего доброго);

формула поздравления (Дорог(ая)ой, уважаем(ая)ый, Поздравляю с…,Желаю);

формула извинения (Извините, Простите, Пожалуйста, Не сердитесь, Я нечаянно, Виноват);

формула просьбы (Пожалуйста, Будьте добры, Будьте любезны, Очень прошу,  Я хочу (могу) просить вас, Можно ли, Нельзя ли);

формула согласия, отказа (С удовольствием, Конечно, Обязательно; К сожалению, не могу…, Очень жаль, но…, С удовольствием, но…, Охотно бы, но…);

формула утешения (Это пустяки, Ничего страшного, Всё это ерунда, Всякое бывает, Ничего не поделаешь, Всё пройдёт, Всё обойдётся, Забудьте об этом, Не думай об этом, Выбросьте это из головы, Я тебя так понимаю, Вы такой сильный человек).

5 -6 лет

Тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Знакомство

Поведение за столом

У тебя в гостях друг

Прощание с гостем

Игра в гости

Прощание перед сном

Утреннее приветствие

Об уступчивости

Вежливая просьба

Поведение в общественном транспорте

Поведение у кассы

В кино, цирке, театре

В поликлинике

В детской библиотеке

Поведение в кафэ

В парикмахерской

Утешение

У постели больного

Разговор с младшим

Разговор с незнакомым на улице

Обращение к взрослому знакомому

Разговор по телефону

Разговор о животных и с животными

Поздравление и пожелание

Прощание с близкими перед отъездом

Итоговое занятие

2

1

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

2

4

3

1

2

1

1

1

1

2

2

2

2

1

 

Итого

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский речевой этикет в театрализованной деятельности(из опыта работы)

Детский речевой этикет можно рассматривать как процесс овладения ребёнком этическими нормами речевого общения.  В данном процессе важно не только дать понятие этикета, а привить и разв...

Консультация для педагогов "Речевой этикет воспитателя".

Дети   каждой  возрастной  группы  общаются    со   своим  воспитателем     все  время  пребывания  в  де...

Буклет "Речевой этикет или кое-что о вежливости"

Просматривая буклет, родители и дети узнают, что такое речевой этикет, вежливость. Познакомятся с правилами речевого этикета....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Язык - средство передачи и освоения социального опыта, ов­ладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой пред­шествующих поколений поколением подрастающим....

речевой этикет

данную работу можно использовать как план работы по речевому этиткету...

Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией

статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...