Развтие речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Макарова Наталья Вениаминовна

в статье предложен материал по развитию речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Закрепление изученного материала в режимных моментах

Мы работаем с детьми с тяжелыми нарушениями речи.  В работе с детьми особая роль должна уделяться взаимодействию всех специалистов, работающих с детьми, мы остановимся на взаимосвязи работы учителя-логопеда и воспитателя, так как в работе над речью детей перед ними стоит общая цель: сформировать правильную речь как средство общения, необходимое для полноценного развития ребенка и его социальной адаптации.

Рассмотрим задачи, над которыми работают воспитатели групп для детей с тяжелыми нарушениями речи.

-   Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

-  Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

-   Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

-   Упражнение детей в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

-   Формирование связной речи.

Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе, учитывая рекомендации учителя-логопеда. Он советует, какие дидактические игры и упражнения использовать на данном этапе.

Учитель-логопед не только показывает, направляет нас, как работать с каждым ребенком, но и контролирует выполнение своих рекомендаций. Еженедельно мы собираемся вместе, уточняем   тему, учитель-логопед предлагает примерный лексический материал, упражнения на развитие моторики, грамматического строя речи, связной речи, указывает, на что надо обратить внимание у отдельных детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Мы хотим рассмотреть, как проводится работа по закреплению изученного учителем-логопедом материала в режимных моментах в течение дня.

Утром, когда ребенок приходит в детский сад, проводим индивидуальную работу. Для этого используем игровой материал. У нас есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), артикуляционной, мелкой и крупной моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и другие.   Кроме того, во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова.

Перед завтраком проводим артикуляционную гимнастику с элементами самомассажа, утреннюю гимнастику.    На утренней гимнастике кроме общеразвивающих движений планируем работу  над развитием дыхания, координации речи с движением. После утренней гимнастики или в начале непосредственно-образовательной деятельности проводим пальчиковые игры. Во время еды мы уточняем названия блюд, обращаем внимание на аромат и вкус еды, на способы её приготовления (аппетитный, ароматный, горячий, рисовая; варить, жарить и т.д.), то есть пополнение пассивного словаря, а так же развитие дыхания (понюхай кашу, яблоко, подуй на кашу, чтобы она остыла).

 Во время непосредственно-образовательной деятельности в начале недели мы уточняем словарь детей по изучаемой теме, при формировании элементарных математических представлений обогащаем словарь «сенсорной лексикой» (цвет, форма, величина предметов), стимулируем проговаривание своих действий во время и после выполнения заданий по изобразительному искусству и конструированию. Обучая навыкам счета, мы стараемся максимально развернуть объяснительную речь ребенка (при счете каждый раз необходимо называть предмет, согласуя его с числительным: один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров), этот прием используем до полного исчезновения у ребенка ошибок в согласовании числительных с существительными.

Кроме того, при проведении непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре, музыке проводится работа по развитию моторных навыков, дыхания, речевого развития в целом.

В течение непосредственно-образовательной деятельности, после нее для предупреждения утомления проводятся игры с использованием словесного материала для развития общей моторики.

 Сюжетно-ролевые игры детей всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер (они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих); при этом не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других – меньше, у детей младшего возраста только начинает формироваться сюжетно-ролевая игра. В начале года мы вводили детей подвижные игры, которые сопровождались потешками, диалогами, звукоподражаниями. На первом этапе именно подвижные игры разной степени активности занимали ведущее место. Постепенно мы обучали детей сюжетно-ролевой играм «Семья», «Больница»… проговаривали с детьми весь материал, создавали алгоритм игры. Сейчас дети могут самостоятельно развернуть несложный сюжет, составить диалог, используя вопросно-ответную форму, договориться о роли, мотивируя свой выбор.    

Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым.  Воспитатель может поупражнять детей в различении рода притяжательных местоимений (- Это чья шапка? – Моя.)

Развитию речи способствуют и игры. В прогулку можно включать игры с речевым сопровождением. Дети быстро заучивают  короткие стихи и затем охотно повторяют их в самостоятельных играх.

Логопедические пятиминутки могут быть использованы в разных ситуациях и видах деятельности. Проводятся они в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки соответствуют изучаемой на неделе лексической теме и способствуют развитию всех компонентов речи у детей. Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или во время динамических пауз.

  Т. о. благодатными для развития речи оказываются все режимные моменты.

Во время организованной деятельности с детьми и в повседневной жизни воспитатель  создает базу для  целенаправленной коррекционной работы по овладению моделями  словоизменения  и словообразования, развития артикуляционной, общей и мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...