Беседы с логопедом Автор - составитель: учитель – логопед Т.В. Велижанцева Звуковая палитра Р – Р'
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Велижанцева Татьяна Викторовна

Дорогие взрослые!

 

Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Четкая, логическая, грамотная речь – это половина успеха в жизни! Не важно, какую профессию выберет ваш малыш, правильная речь пригодится и математику и журналисту. Цель этой книги помочь заинтересованным родителями справиться с нарушением звукопроизношением у ребенка. Последовательно, учась и играя развить у вашего малыша самоконтроль над звукопроизношением чисто произносить и различать звуки (в том числе близкие по звучанию), грамматически правильно излагать свои мысли, развивать и пополнять словарный запас и что немаловажно формирует желание говорить правильно, умение общаться и слушать собеседника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukovaya_palitra_r-r.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Беседы с логопедом

Автор - составитель: учитель – логопед Т.В. Велижанцева

Звуковая палитра Р – Р ,

Дорогие взрослые!

Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Четкая, логическая, грамотная речь – это половина успеха в жизни! Не важно, какую профессию выберет ваш малыш, правильная речь пригодится и математику и журналисту. Цель этой книги помочь заинтересованным родителями справиться с нарушением звукопроизношением у ребенка. Последовательно, учась и играя развить у вашего малыша самоконтроль над звукопроизношением чисто произносить и различать звуки (в том числе близкие по звучанию), грамматически правильно излагать свои мысли, развивать и пополнять словарный запас и что немаловажно формирует желание говорить правильно, умение общаться и слушать собеседника.

  • Заниматься по книге можно с ребенком 5-6 лет. Почему именно звуки Р Р’ были выбраны мной для работы в данной тетради? Всё очень просто. По данным статистически дети 5-6 лет в 71.6% случаев неправильно произносят этот звук. Этот дефект речи называется «ротацизм» и наблюдается как парный (когда ребенок не произносит звук и в твердой и в мягкой позиции например (роза-море) так и одинарный (когда ребенок выговаривает звук Р Р’ в мягкой позиции, а нарушает произношение в твердой и наоборот.)
  • Заниматься по тетради можно с детьми с 5-6 лет т.к. звук Р Р’ считается самым трудным для звукопроизношения и нормой его становления в детской речи считается возраст 5-6 лет.
  • Задание выполняются последовательно, систематически (не менее 3-4 р. в неделю)
  • Обратите внимание на  то, чтобы у малыша был положительный эмоциональный настрой перед занятиями, поощряйте его за усердие и прилежание.
  • Не забывайте похвалить маленького ученика за любые, пусть самые незначительные успехи.
  • Помните, что ребенок обладает удивительными способностями и навыками в овладении речью! Родителям с дефектами речи .Так же полезны занятия по данной тетради! Наберитесь терпения, не жалейте своего времени. Ведь есть масса профессий, в которых просто необходима чистая речь. И ваш малыш обязательно скажет: «Спасибо тебе, мамочка!»

Артикуляция звука «Р»

  1. Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука.
  2. Кончик языка  поднят к  альвеолам (два бугорка за передними зубами на самом краю твердого неба)

Внимание: Язык  не опирать о передние зубы, иначе у  звука Р появится предзвучье звуков Т и Д. Язык не высовываем! Язык не опускаем!

  1. Средняя часть спинки языка выгнута. Корень язык поднят. Боковые края языка сильно прижаты к коренным зубам.

Внимание: Воздух выдувается под большим напором ни в коем случае в стороны, а только вперед к кончику языка. На ладони, поднесенной ко рту должна ощущаться сильная струя воздуха, распределяет равномерно, без толчков.

  1. Артикуляция звука Р’ полностью повторяет артикуляцию звука Р с одной существенной разницей: незначительно меняется позиция языка – вибрирующий кончик языка отодвигается от альвеол слегка назад.

Внимание: при произношении звука Р’ губы принимая позицию следующего звука всегда находятся в улыбке.! (РЯ,РЕ,РИ,РЮ)

Данные рекомендации даны вам для уточнения артикуляции звука Р Р’, потому что этот звук выставляется только специалистом. Ваша задача следить за его правильным произношением, и максимально оказывать помощь специалисту по введению этого сложного звука в речь.  

Речевой материал для индивидуальной работы с детьми.

На данном этапе основная наша задача – включить ребенка в работу по формированию своей речи, пробудить интерес к правильному говорению. Только при положительном отношении ребенка к занятиям мы сможем выработать у него умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственными произношениями.

Хочу поделиться с вами своими приемами, играми, тренингами которые многократно на практике показали повышение эффективности развития самоконтроля над  звукопроизношением у детей.

  1. Спишите на видеокамеру речь вашего малыша. Проанализируйте с ним его звукопроизношение. Очень тактично подведите ребенка к коррекционным занятиям. Сформируйте, мотивацию к занятиям это может быть и выступление на празднике, сюрприз для бабушки или дедушки, подарок и т.д. а самое главное предложите записывать речь ребенка на видео камеру. Через несколько занятий, праздников  проанализируйте все успехи, неудачи. Ребенок эгоцентрик и ему очень тяжело услышать свои ошибки, а увидев себя со стороны, большинство детей сразу совершенно ответственно ведут себя на коррекционных занятиях
  2. Ребенку очень тяжело различать  близкие по звучанию фонемы З-Ж, С-Ш, Л-Л’, Р-Р, К-Г. Предлагаю вашему вниманию игру «Рыбалка» целью которой является формирование звукового анализа слов:

Условия: Сидит рыбак на берегу. Мимо него проплывают рыбы – на первом этапе это предметные картинки, а затем слова. Мы «словим» рыбу со звуком Р. Если услышал этот звук хлопай в ладоши, значит поймал! А если нет в слове данного звука сиди тихо! Хлопнешь, будет твоим уловом старый рваный башмак!

Внимание: В первых играх мы подбираем картинки и слова где звук Р стоит в начальных позициях, затем в конце слова и последними слова где звуки Р Р’ расположен в середине.

Ромашка, река, забор, дверь, корова, море и т.д.

Причем в игре «ловим» либо звук Р в твердой позиции, либо в мягкой. Когда ребенок успешно и уверенно справляться с заданиями можно в игре смешивать снова со звуками Р Р’.

  1.  Я рассказывала вам о том как близка артикуляция (положение языка, губ) при произношении звуков Р Р’ дети часто путают их произношение, следующая игра «Твердый - мягкий».

Условия: Ребенку показываем предметные картинки, а затем произносим слова со звуком Р Р’ и предлагаем «Если услышишь слово  в твердой позиции (рак, корона) стучи кулаком о кулак, а если в мягкой (редис, сухари) погладь себя по руке, мягко и нежно».

  1. Дети без удовольствия анализируют и слышат свои ошибки, но уж как любят замечать чужие! И вот на этой особенности построена игра «Незнайка ошибся!»

Условия: Вы произносите слова, произнося звук Р Р’ с типичным для вашего ребенка искажением. Например: « Ой, ты знаешь я слышала как Незнайка говорит «лакета», «гладусник», «ладость» и прочее. И как правило, эти дефекты тут же исправляются чётко, правильно и с объяснениями как надо ставить язык, губы и т.д.

Внимание! Следите, чтобы исправляя ошибки Незнайки, ребёнок был доброжелателен, тактичен и незаносчив!

  1. Ну как определить столь долгожданный момент полного исправления дефекта речи – ротацизма? Проведите с детьми несколько игровых тренингов «Поднимитесь по ступенькам».

1 Ступень. «Нарисуй 5 предметов в названии которых входит звук Р (начальная позиция, середина и конечная слова)».

2 Ступень. «Что пропало?» Раскладываем 7-8 предметов или картинок. Ребёнок закрывает глаза, вы убираете картинку и открывая глаза «охранник» замечает и называет «пропажу».

3 Ступень. Отгадываем загадки.

Запылал у чудища

Изумрудный глаз-

Значит, можно улицу

Перейти сейчас.

    (Светофор)

         

Течет, течет- не вытечет,

Бежит, бежит- не выбежит.

 (Река)

Про меня говорят,

Прячусь я назад.

Не назад а вперед-

Только задом наперед.

(Рак)

                                 Попробуйте «Добавлялки».

Верен морю, как матрос,        Жарким летом по горам

Белокрылый……        В шубе бегает …….

          (альбатрос)         (баран)

-Как бы мне пошла         Это ложка!

        кор- рона!        Ложкой будем есть…..

Важно каркает…        (картошку)

        (ворона)

4 Ступень. – Играем в «Волшебный мешочек» ребенок наощупь находит предмет, описывает его (основные качества: твердый, мягкий, теплый, холодный). Желательно, чтобы малыш не просто назвал предмет, не доставая из мешочка, а еще составил о нем несколько фраз, предложений.

5 Ступень. Играем в игру «Объяснялки». Раздаете ребенку и себе по 3-5 предметных картинок. Картинки друг другу не показываем! Необходимо по очереди составить небольшой описательный рассказ о предмете на картинке, не называя его. Например: «Это домашнее животное. Оно умеет лаять. У него четыре лапы и хвост. Его детеныши называются щенки».

6 Ступень. Проанализируйте, в бытовой речи ребенок, часто произносит звук Р с искажением, поправляет ли себя сам? Заметили ли, окружающие ваши успехи в звукопроизношении?

А теперь игра – тренинг «День рождение звука»

Если на каждой ступени, выполняя задание, играя ребенок в большинстве случаев проговаривает звук Р Р’, знает местоположение звука в слове, быстро исправляет звукопроизношение при вашем напоминании, то можете смело «зажигать» вместе с ребенком свечу на вашем именинном пироге. Ваш звук родился! И как победителю в сложной, но очень интересной игре вы получаете подарок – правильную и красивую речь и конечно же золотую медаль всем, кто помогал звуку родиться!         

                           

                                   От всей души поздравляю Вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы с логопедом Автор - составитель: учитель – логопед Т.В. Велижанцева Звуковая палитра Л – Л\'

Дорогие взрослые!Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Четкая, логическая, грамотн...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Портфолио учителя-логопеда на конкурс " Учитель-логопед, дефектолог года" 2023г.

Представляю Вашему вниманию портфолио учителя-логопеда на конкурс "Логопед года 2023г."...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...

Презентация к докладу на РМО учителей-логопедов "Копилка игр учителя-логопеда используемая при автоматизации звуков".

Автоматизация звука – достаточно длительный процесс, который нельзя спрогнозировать по срокам. Поэтому в копилке логопеда должно быть достаточное количество наглядно-дидактического материал...

Семинар для учителей – логопедов «Оформление заключений учителя – логопеда ДОУ»

Раскрываются основные параметры протокола обследования речи ребенка дошкольного возраста и их примерные формулировки. Формулировки логопедических заключений....