Консультация для педагогов "Как помочь развить у ребенка диалоговую речь".
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ершова Ольга Борисовна

Данная консультация поможет Вам выстроить работу по развитию речи со слабослышащими детьми старшего дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialogovaya_rech.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

Тема: Как помочь развитию у ребенка диалоговой речи?


Для развития у ребенка с нарушением слуха произношения сурдопедагоги и логопеды часто используют речь по подражанию или сопряженное проговаривание. В первом случае ребенок повторяет за взрослым слова и фразы, которые взрослый произносит как образец. Например, взрослый показывает ребенку картинку с лошадью и спрашивает: «что это?». Ребенок не знает слова «лошадь», и поэтому взрослый сам дает ему образец ответа. Взрослый показывает на картинку и называет: «это лошадь», стимулируя ребенка повторить фразу или слово. Ребенок повторяет за взрослым: «это лошадь». В такой ситуации он часто научается просто повторять то, что говорит взрослый, а не отвечать на вопрос. Нередко ребенок повторяет за взрослым и вопрос: «что это?».

При сопряженном проговаривании ребенок одновременно со взрослым произносит звук/слово/фразу, следя за его артикуляцией. При этом он только следит за артикуляцией взрослого и не соотносит произносимое слово с предметом. Это нередко происходит, когда на занятиях педагог концентрирует свое внимание на развитии у ребенка произношения, не уделяя необходимого внимания развитию понимания речи. Педагог слишком много времени занимается с ребенком, сидя перед зеркалом или напротив него, стимулируя ребенка повторять синхронно с ним артикуляторные движения.

При одновременном повторении со взрослым ребенок, даже если он хорошо повторяет слово или фразу, не запоминает ее и поэтому не понимает ее значение и не использует в собственной речи.

В общем, у нас «малыш-повторяшка», а нам надо, чтобы он стал «понимашкой» (от лова понимать)!

Чтобы помочь ребенку  перейти к диалоговой речи, очень удобно проводить упражнение вместе с братом/сестрой/папой, которые вступают в роли отвечающего на вопросы мамы и  образца ответа для малыша. Вот пример такого упражнения:

  • Мама показывает ребенку с КИ и его брату картинку с лошадью и спрашивает брата: «что это?». При этом важно следить, что ребенок с КИ наблюдает за их диалогом.
  • Брат показывает на картинку и называет: «это лошадь». Тем самым, он дает ребенку образец ответа.
  • Мама повторяет вопрос, обращаясь к ребенку с КИ: «что это?». Обычно ребенок после этого повторяет за мамой что-то похожее на «это лошадь». Если ребенок затрудняется это сделать и продолжает  повторять вопрос, то ситуацию проигрывают еще раз. Потом это же может спросить брат, а мама отвечает.
  • Если ребенок с КИ знаком с этим словом, но не может его вспомнить, брат может дать намеренно неправильный ответ. Например, показывая на картинку с лошадью, он называет: «это собака». Ребенок с мамой удивляются. Очень хорошо, если ребенок сам заметил ошибку. Мама говорит: «нет, это не собака! Думай!». Брат думает и радостно говорит: «это лошадь». Мама опять повторяет вопрос, обращаясь к ребенку: «что это?  Это собака?». Ребенок после этого начинает понимать – ему надо отвечать что-то другое, а не просто повторять за взрослым вопрос, и он повторяет за братом что-то похожее на «это лошадь».
  • А теперь давайте поменяемся ролями! Пусть ребенок учится спрашивать «что это?». А брат и мама отвечают! В результате ребенок не только поймет разницу между вопросом и ответом, но и сам научится задавать важные для жизни вопросы.

Некоторые дети настолько привыкли повторять за взрослым любое слово, что они начинают сразу повторять за взрослым, не слушая его, только следя за артикуляцией. Поэтому первое время таким детям буквально приходится держать руку на губах («молчи!»), привлекая внимание к процессу слушания и требуя соблюдать очередность («я говорю, ты – слушаешь», «теперь твоя очередь – говори»).

Таким же способом учим ребенка отвечать на другие вопросы или просьбы типа: «что мальчик делает?» (мальчик спит), «какой у кошки хвост?» (хвост длинный), «ты хочешь печенье?», «положить тебе кашу?» и т.д. эти упражнения должны проводится одновременно с развитием у ребенка соответствующих понятий и значений слов.

Как помочь ребенку правильно произносить число слогов в слове/фразе и произносить слова единым потоком в речи?

Дети с нарушением слуха часто пропускают слоги в словах, особенно последний слог. Ребенку будет легче повторить или произнести число слогов в слове/фразе, если при этом отхлопывать по ладони ребенка число слогов. Мы стимулируем ребенка сказать или повторить слово, при этом произносим это слово по слогам и одновременно с этим хлопаем по его ладошке так, чтобы ребенок видел наше лицо и движения рук. Просим ребенка повторить слово, хлопая по своей или вашей ладони в соответствии с произносимыми слогами. Делаем это несколько раз, чтобы ребенок запомнил число слогов в слове и постепенно научился повторять его, не пропуская слоги. А затем обязательно произнесем это слово/фразу напевно, сопровождая его плавным движение кисти руки (справа-налево), и просим ребенка повторить, чтобы помочь научиться произносить слова плавно, а не по слогам.

Для того чтобы ребенок смог понимать речь и говорить сам. Он должен овладеть языковой системой, т.е. узнать значения множества слов, правилами изменения и соединения слов в предложении. У детей с КИ, тек же как и детей с нормальным слухом, это длительный процесс, который надо начинать еще на предоперационным этапе, используя доступные для ребенка средства – слухозрительное восприятие, жесты, чтение табличек, рисунки и пр. Цель этих занятий – овладение значением слов, накопление пассивного и активного словаря, развитие умения говорить простые предложения.

После включения КИ эта работа продолжается с активным вовлечением слуха. Как и у нормально слышащего ребенка, овладение языковой системой начинается с накопления слов, значение которых осваивает ребенок. И как у слышащего ребенка, эти слова относятся к разным частям речи – существительным, глаголам, прилагательным. Это те слова, которые ребенок может «увидеть», «потрогать», и которые он часто слышит дома («стул», «кошка», «дядя сидит», «кушает», «синий», «большой» и т.д.). к числу первых осваиваемых ребенком слов относятся и наречия, обозначающие важные для ребенка понятия («нельзя», «можно», «хорошо», «громко» и др.), и простые просьбы («дай мячик», «принеси стул», «покажи где нос?»).

Развитие родного языка у малыша в большей степени, чем развитие слуха и речи, связано не с целенаправленными занятиями с сурдопедагогом, а с ежедневными ситуациями его общения с близкими людьми в процессе выполнения обычных дел и игр. Ребенок запоминает значение слова и начинает его использовать только когда он постоянно слышит это слово в соответствующих ситуациях, когда родители комментируют его или свои действия, объясняют ему что-то.

Поэтому в накоплении пассивного и активного словаря ведущая роль принадлежит родителям.

Педагог на занятиях показывает и объясняет родителям, как это делать дома, он «запускает» процесс овладения малышом системой языка. Но если родители не будут дома постоянно использовать это слово в адекватных ситуациях, то ребенок его не запомнит и, тем более, не будет сам использовать.

Именно по этой причине обучение ребенка с КИ в детском учреждении для детей с нарушениеми слуха интернатного типа с круглосуточным пребыванием крайне ограничивает возможности ребенка в развитии понимания окружающей и собственной речи.

Кто же там будет с ним все время разговаривать, стимулировать его говорить и помогать ему это делать? Дети с нарушениями слуха между собой общаются с помощью жестов, даже если они умеют говорить.

При выполнении обычных дел с ребенком и упражнений по развитию слуха и речи у него параллельно развивается и родной язык: он начинает понимать значение разных слов и простых предложений («на», «дай», «кошка», «собака», «большой», «положи тут», «привет» и т.д.). По сути, конечная цель разных упражнений, направленных на то, чтобы научить ребенка слушать и произносить звуки речи, состоит в том, чтобы создать условия для развития у него понимания речи (слов и предложений) и говорить/использовать речь для общения.

Отличительная особенность малышей с КИ состоит в том, что благодаря появившемуся с КИ слуху и умению слушать, процесс овладения и накопления в памяти новых слов у них достаточно быстро становится спонтанным. Мы не учили это слово на занятии с ребенком, а он сам, слушая речь взрослых, начинает понимать его значение и говорить так же, как ребенок с нормальным слухом.

Моменты, когда ребенок проявляет понимание значения слова, которому его не учили, а позднее спрашивает родителей, что значит то или иное слово, являются ключевыми в развитии ребенка с КИ.

На начальных этапах обучения родителям дается примерный список слов, которые в первую очередь должен освоить ребенок, и так же как при работе с тугоухими детьми с СА, рекомендуется вести тетрадь – «словарь» ребенка, в котором отмечается овладение ребенком значения слова (понимает – правильно показывает предмет при названии слова, выполняет проверку), умение узнавать его на слух/слухозрительно, имитировать, использовать в собственной речи, читать.

В целом, по объему словарного запаса и использованию этих слов для общения дети с КИ очень долго отстают от своих сверстников потому, что до имплантации дети не научились никаким словам, и в течение 2-3 лет после имплантации  большинство детей имеют выраженные проблемы со слухоречевой памятью и плохо запоминают слова. Это особенно характерно для детей, которые до имплантации практически не пользовались СА и детей, имплантированных после 2,5 лет, а также большой части детей, потерявших слух вследствие менингита.

Недостаток словарного запаса даже у успешно реабилитированных детей с КИ проявляется не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Это относится, прежде всего, к словам – обобщающим понятиям, редко используемым словам. Поэтому накоплению словарного запаса должно уделяться особое внимание. В младшем возрасте ребенок запоминает слово, если он его постоянно слышит и оно используется в его жизни, если оно в процессе обучения связывается с другими знакомыми ему словами. Ребенок лучше и быстрее запомнит слово «корова», если ему не только покажут соответствующую игрушку/картинку, а разыграют историю про корову, которая пошла в лес, там на нее напал волк, охотник с мальчиком спасли ее, а она угостила их молоком.

В этом случае у ребенка формируется «смысловое поле» слова, что необходимо для овладения значением слова, для его запоминания и быстрого извлечения из памяти, когда ребенок его услышит в следующий раз.

В развитии словарного запаса важно опираться на наглядность и раннее развитие у ребенка умения читать. Совместное рассматривание/рассказ и чтение книг родителя и ребенка являются важнейшим источником накопления словарного запаса у ребенка с КИ.

Очень важными этапами речевого/языкового развития ребенка являются моменты, когда он просит почитать книгу, а позднее пытается читать самостоятельно.

Это значит, что он уже знает достаточно много слов и грамматических правил и понимает большую часть прочитанного!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов: "Как помочь развитию у ребенка диалоговой речи?"

Данная консультация  поможет развить у ребенка диалоговую речь?...

Консультация для родителей: «Как развить в ребенке талант».

Часто мы определяем круг интересов детей, исходя из наших установок. Но, ребенок может подсознательно чувствовать, что ему полезно и что необходимо. Одаренность, с точки зрения современ...

Консультация для родителей «Как развить у ребенка внимательность?»

Консультация для родителей  «Как развить у ребенка внимательность?»; составила воспитатель МБДОУ детского сада "Алёнушка" Бадина М. А.Существует ли двое детей, которые могли бы, учиться и ра...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Как развить у ребенка творческие способности"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Как развить у ребенка творческие способности"...

Консультация для воспитателей «Беседа как метод развития диалоговой речи старших дошкольников»

Диалог является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками....

Консультация для родителей «Как развить у ребенка правильную и грамотную речь»

Консультация для родителей    «Как развить у ребенка правильную и грамотную речь»...