Консультация для воспитателей «Беседа как метод развития диалоговой речи старших дошкольников»
консультация (старшая группа) на тему

Диалог является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Беседа как метод развития диалоговой речи старших дошкольников»

Подготовила: воспитатель Смирнова И.В.

Диалог является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками. Он возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, приобретения навыков связной речи.

Обучение детей диалогической (или разговорной) речи обычно происходит в форме беседы (разговора), то есть обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми.

В дошкольном учреждении беседа проводится именно для развития речи детей. Тема и содержание беседы выбираются согласно Программе дошкольного учреждения.

Беседу воспитателя с детьми, возникающую в свободном речевом общении, называют неподготовленной беседой.

Неподготовленная беседа (например, во время умывания, за завтраком, при сборах на прогулку, на прогулке, во время игры или труда и т. д.) является неподготовленной только для детей: они не знают, о чем с ними будут говорить, к чему привлекут их внимание. Воспитатель же обязательно должен быть подготовлен к любому виду общения с детьми уже тем, что он получает профессиональное образование, важнейшим компонентом которого является умение говорить с детьми так, чтобы своей речью учить их родному языку. В процессе беседы воспитатель почти не исправляет фонетические погрешности детей: это делается намеренно, чтобы  не смутить ребенка, не выключить его из беседы.

Подготовленная беседа

Подготовленная беседа имеет две задачи: Прямая задача — научить детей беседовать, то есть выслушивать собеседника, не перебивать его речь, сдерживать себя, ожидая, когда можно вставить реплику, стараться говорить понятно для собеседника. Сопутствующая задача — отрабатывать навыки произносительные и грамматические; уточнять смысл известных детям слов.

Подготовленной беседа называется потому, что перед занятием (за несколько дней до него) воспитатель ставит детей в такие ситуации, когда их внимание оказывается привлеченным к тем явлениям из окружающего их мира, которые будут темой предстоящей беседы, то есть фактический материал беседы должен уже быть знаком детям.

Лучшим приемом подготовки является предварительное проведение свободной, неподготовленной беседы на ту же или близкую тему.

Построение беседы

Вступление.

Цель — вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, интерес к беседе. Это может быть осуществлено различным образом, с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. В начале беседы желательно также сформулировать и тему (цель) предстоящего разговора, обосновать ее важность, объяснить детям мотивы ее выбора.

Например, беседу «О своей группе» можно начать так: «У нас есть дети, которые уже давно ходят в детский сад: Сережа и Наташа уже три года в детском саду А некоторые дети недавно пришли к нам, они еще не знают наших порядков. Сейчас мы поговорим, какой у нас порядок в групповой комнате, чтобы и эти дета знали». Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к предстоящей беседе, желание принять в ней участие.

Вступлением к беседе могут служить такие фразы: «Мне пришлось в детский сад сегодня ехать автобусом, и я подумала, а знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться?»; «Дети, кто знает что это у меня в руках?»

Основная часть.

Развитие темы разговора должно быть целенаправленным, воспитатель должен стараться, чтобы дети не отвлекались от данной темы (иногда можно отступить от нее ради выяснения каких-то побочных фактов, но нужно обязательно вернуться к основному предмету разговора), Для этого воспитатель, готовясь, заранее намечает план беседы.

 Концовка.

Заканчиваться беседа может загадкой, стихами, показом соответствующей картины и комментарием воспитателя к ней. Но чаще она заканчивается логическим выводом воспитателя о том, что же следует усвоить детям в нравственном плане, как они должны поступать в связи с тем, что они узнали из беседы. При этом воспитатель в своем заключении старается употребить те слова, и синтаксические конструкции, которым он должен был научить детей в течение беседы.

Приемы обучения

Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач, решаемых с помощью данного метода. Одна группа приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения, другая облегчает поиск точного слова, запоминание его и т д. Но поскольку беседа — это метод систематизации детского опыта, ведущим приемом по праву считается вопрос. Именно вопрос ставит мыслительно-речевую задачу, он адресован к имеющимся знаниям.

Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами (почему? зачем? из-за чего? чем похожи? как узнать? каким образом? для чего?). Важны также вопросы, стимулирующие обобщение (какие же удобства созданы для жителей города на нашей улице? про каких ребят можно сказать — это друзья? как вы теперь сможете объяснить, что в детском саду работает целый коллектив взрослых, сотрудников?). Меньшее место занимают более простые по содержанию репродуктивные (констатирующие) вопросы (что? где? сколько? как называется? какой? и т п.). Как правило, в каждой законченной части беседы  вопросы располагаются примерно в такой последовательности: сначала репродуктивные, для того чтобы оживить опыт детей, затем немногочисленные, но достаточно сложные поисковые вопросы для осмысления нового материала и в заключение 1—2  обобщающих.

Воспитателю нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносить неторопливо, смысловые акценты ставятся с помощью логического ударения (как узнают люди, где останавливается автобус? Следует приучать детей воспринимать вопрос с первого раза. Для того чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу. Иногда он предлагает кому-либо из детей воспроизвести вопрос («Повторите, на какой вопрос вы сейчас будете отвечать»). Возможны указания: «Ответьте кратко; ответьте подробно» или дополнения: «Кто может ответить короче (точнее, красивее), чем ваш товарищ?»

Чтобы вызвать развернутый ответ педагог предлагает детям задание, состоящее из двух-трех вопросов, или план ответа. Например, по ходу беседы, о здоровье воспитатель говорит ребенку: «Объясни Алеше (кукле), как надо правильно мыть руки. Что надо сначала делать, что потом, и зачем так делают?»

Для решения других задач — расширения и уточнения знаний дошкольников активизации памяти и эмоций — используются следующие приемы:

объяснение и рассказ воспитателя ,

чтение художественных произведений (или отрывков), в том числе пословиц, загадок;

показ наглядного материала,

игровые приемы (кратковременные словесные игры или упражнения, привлечение игрового персонажа или создание

игровой ситуации, например получение «письма» или «бандероли» из другого детского сада и т п.).

Наглядный материал можно демонстрировать в любой структурной части беседы и с разными целями: для лучшего усвоения нового, для уточнения уже имеющихся представлений, оживления внимания и т. д. Но демонстрация объекта по ходу беседы относительно кратковременна, поэтому еще до занятия воспитатель; должен продумывать, где хранить этот наглядный материал, каким образом можно быстро достать его, продемонстрировать и снова убрать.

Организовать беседу следует так, чтобы в ней принимали участие все дети. Если ребенок только слушает беседу воспитателя с другими детьми, а сам не подает реплик, то такой ребенок не упражняется в «разговаривании» и его участие в беседе — только видимость. Возможны различные варианты: предварительная подготовка некоторых детей (индивидуальный разговор с ребенком, его родителями, задание что-то понаблюдать, проверить, сделать), дифференциация вопросов и заданий в беседе, правильный, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей.

Правила ведения беседы.

Беседа не должна длиться долго, так как рассчитана на большое умственное напряжение. Если дети устают; они перестают участвовать в ней, то есть
перестают активно мыслить.

Во время беседы педагог должен задавать вопрос всей группе, а затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: не интересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.

Нельзя спрашивать одних и тех же детей, наиболее бойких. Нужно стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если педагог долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе.
         То же самое происходит, если педагог во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно.

Дети во время беседы должны отвечать по одному а не хором, но если педагог ставит вопрос, на который у многих дошкольников есть один и тот же простой ответ то можно позволить ответить хором.

Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в этом нет прямой необходимости. Нецелесообразно ценою длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний: в таких случаях можно удовлетвориться кратким ответом, даже односложным ответом.  Нельзя требовать от детей полных ответов, так как это часто приводит к искажению языка — беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ может быть убедительнее распространенного. К развернутым ответам детей побуждают содержательные вопросы, стимулирующие к описанию, рассуждению и т.п. Они вызывают у детей самостоятельную мыслительную работу а не механическое повторение «полного ответа».

Часто вопрос, задаваемый педагогом, возбуждает у ребенка свою цепь ассоциаций, и его мысль начинает протекать по новому руслу Педагог должен быть к этому готов и не давать детям удаляться от темы беседы. Надо
постараться использовать возникшую у ребенка мысль в целях проводимой беседы или прервать ребенка, заявив: «Об этом поговорим в другой раз».

Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень их активности. Застенчивых, замкнутых — поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами, выслушивать их мнение, хвалить. Именно речевая активность детей в беседе является показателем ее эффективности. Следует стремиться к тому, чтобы как можно больше детей принимало участие в коллективной беседе. Ответы детей могут быть краткими, односложными и развернутыми.

Необходимо учить детей задавать вопросы: с опорой на игрушки, яркие, интересные предметы, куклы из кукольного театра, при переодевании, использовании шапочек, деталей костюмов персонажей, чтении стихов, считалок, потешек в кругу и т. д. Этому виду работ необходимо уделять много времени, так как умение задавать вопросы говорит о мыслительной деятельности.

Ценность беседы в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...

Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...

Игры и упражнения на развитие диалоговой речи у дошкольников

Игры и упражнения на развитие диалоговой речи у дошкольников...

Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи старших дошкольников в процессе общения со взрослыми»

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.     Основным методом фо...