Конспект открытого занятия. Составление рассказов по пословицам в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Столбова Марина Владимировна

Конспект открытого занятия. Составление рассказов по пословицам в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ №8 на тему

«МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ:

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ПОСЛОВИЦАМ».

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора – пословицами.

• Учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы,  отражающие это значение.

• Формирование умения применять пословицы в разных жизненных ситуациях.
• Развитие памяти, воображения, абстрактного мышления.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

- Без пословиц не проживешь - точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
Сегодня мы поговорим с вами о пословицах. У народа для всякого случая есть пословица - короткая мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо.

Чему нас учат пословицы?

Дети:

- Они учат нас смелости, верности, дружбе, трудолюбию.

Воспитатель:

- Много пословиц придумал народ. Есть пословицы о добре и зле, о правде и…
Дети:  Лжи.
Воспитатель:

- О труде и…
Дети: Лени.
Воспитатель:

- О войне и…
Дети: Мире.
Воспитатель:

- О счастье и…
Дети: Горе.
Воспитатель:

- О родителях и…
Дети: Детях.

Воспитатель:

- Вы уже знаете много разных пословиц. Рисунки помогут вам вспомнить некоторые из них.
Дети по очереди берут картинки с рисунками, на которых изображено то, о чем говорится в пословице, называют ее и объясняют  смысл.


• За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Объясни значение этой пословицы.

(Значение - если есть выбор из двух альтернативных целей, то лучше сосредоточиться на достижении одной. Если попытаться добиться обеих целей, то распылив усилия, можно не добиться ни одной. )

• Яблоко от яблони недалеко падает.

(Значение - дети своим поведением и поступками похожи на родителей.

Как ты ее понимаешь?
• Любишь кататься, люби и саночки возить.

В каком случае так говорят?

(Значение - если любишь получать удовольствие, то нужно быть готовым за это платить.)
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Про кого так говорят?
• Ученье свет, а не ученье тьма.

В каком случае так говорят?

(Пословица, призывающая учиться).

• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

(Русская пословица о том, что во всем нужно усердие.)

 • Семь раз отмерь, один раз отрежь

( Прежде чем что-то сделать, принять решение, нужно основательно подумать и сделать правильный выбор.)

Воспитатель:

- Молодцы, правильно!

- А сейчас давайте немного поиграем. Игра называется «Закончи пословицу». Я буду говорить начало, а вы должны досказать пословицу до конца.

- Что с воза упало, то ... (пропало)
- Век живи, ... (век учись)
- Один в поле ... (не воин)
- Не зная броду, ... (не лезь в воду)
- Дело мастера ... (боится)
- Когда я ем, ... (я глух и нем)
- Утро вечера ... (мудренее)

Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом рассказывает пословица. Послушайте сейчас пословицу и скажите, как вы ее понимаете: «Что посеешь, то и пожнешь» (соберешь). Когда так говорят?

Если дети затрудняются, педагог дает два пояснительных рассказа.

— Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю вспахал, щедро зерном засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая. Урожай хороший. А другой вспахал тяп-ляп и посеял кое-как; по работе и урожай получил бедный, маленький.   Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.

— Жили в одной деревне две хозяйки. Одна приветливая: о чем ее попросят — все сделает, что имеет — всем поделится. Другая же злая да ворчливая, все причитает: то не так, да это не так. Случилась беда — сгорели от пожара их дома. Добрую и приветливую все к себе зовут, все помочь ей спешат, а от жадной злюки отворачиваются. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.

— Вспомните пословицу, близкую по смыслу этой («Как аукнется, так и откликнется»).

Воспитатель:

Сегодня на занятии мы попробуем с вами составить рассказ по пословице. Вот послушайте один из них.

У меня папа - механик. Он меня научил работать молотком, отверткой, рулеткой, гаечным ключом. А еще мы вместе поменяли колеса на машине. Я хочу тоже стать механиком. Ведь яблоко от яблони недалеко падает.

- А сейчас послушайте еще один рассказ по пословице.

Маша увидела очень красивый конструктор в магазине. Она попросила купить его. Папа купил конструктор и принес его домой. Маша поиграла с ним, а убирать его не захотела. Тогда папа сказал ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить».

— Сегодня мы с вами вспомнили много пословиц. Вот одна из них: «Не имей сто рублей а имей сто друзей». Придумайте по этой пословице небольшой рассказ, нарисуйте к нему иллюстрацию.

Далее заслушиваются несколько рассказов и просмотр рисунков. 

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

- Хорошие получились у вас рассказы. Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, украшают нашу речь. Так что же такое пословица?
Дети: Короткая мудрая мысль, поучение.
Воспитатель:

 Чему она нас учит?
Дети: Как надо поступать, а как не надо.

МОЛОДЦЫ!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для родителей по плаванию в подготовительной группе"Путешествие в страну Знаний"

Сюжетное занятие по плаванию, которое позволяет показать родителям чему научились их дети на занятиях в бассейне.Дети одного года обучения....

Конспект открытого занятия по конструированию из деталей конструктора. Подготовительная группа. «Лесные спасатели».

Данный конспект открытого занятия по конструированию из деталей конструктора, предназначен для детей подготовительной группы....

Конспект открытого занятия с элементами йоги для детей подготовительной группы с участием родителей «Волшебные превращения»

«Волшебные превращения»  (занятие проводится под тихую музыку «звуки природы»)  Цель: Способствовать созданию в семье условий для реализации потребности детей в физической активности; ф...

Конспект открытого занятия-развлечения учителя-логопеда с детьми подготовительной группы на логопункте

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. Дети подготовительной группы отправляются в сказачное путешествие на помощь к Белоснежке...

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в подготовительной группе группе детского сада.

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в  подготовительной группе группе детского сада....

Конспект занятия «Составление рассказа по картине в подготовительной группе» «Зимние забавы»

Конспект занятия «Составление рассказа по картине в подготовительной группе» «Зимние забавы»...