Речевые упражнения без музыкального сопровождения
картотека по развитию речи на тему

Кокина Марина Владимировна

Речевые упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_uprazhneniya_bez_muzykalnogo_soprovozhdeniya.doc69.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.

Котенок-шалун

Котенок мамочку зовет:
— Мяу-мяу, мяу-мяу.
Он не напился молока:
— Мало-мало, мало-мало.
Покормит мама молочком:
— Мур-мур-мур, мур-мур-мур.
Свернется маленьким клубком:
— Ур-ур-ур, ур-ур-ур.
Потом с клубочком поиграет:
— Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
И нитку быстро размотает:
— Ап-ап-ап, ап-ап-ап.

Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук. Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.
Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Ритмично потирают кулачок о кулачок.
Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.
Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.

Машина

Би-би-би —
Гудит машина.
Тук-тук-тук —
Мотор стучит.
— Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу —
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та —
Вперед спешат.

Дети ритмично постукивают
кулачком одной руки о ладонь
другой.
Ритмично хлопают руками.
 
Ритмично потопывают ногами.
 
 
Потирают ладони.
 
 
Делают ритмичную «вертушку» руками.

Часы

Ходят часики — тик-так
И вот так, и вот так.
Громко бьют часы кругом:
— Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Гирю оттянули вниз.
Скрип-скрип-скрип,
Скрип-скрип-скрип.
Вот так часовой сюрприз!
Гиря вверх опять ползет,
Чтобы завести завод.
Чтобы стрелки в путь пошли,
Молоточки есть внутри.
Тук-тук-тук — они стучат.
— Тук-тук-тук, — все говорят.
Завертелось колесо,
Вот другое в ход пошло.
Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра.
Закрутилось до утра.

Дети сгибают руки в локтях перед собой и ритмично покачиваются из стороны в сторону (руки—стрелки).
Ритмично хлопают руками.
 
Ритмично похлопывают по телу сверху вниз.
Ритмично похлопывают по телу снизу вверх.
 
Ритмично постукивают кулачком о кулачок.
 
Ритмично «заводят мотор» руками.
 

Ветер

Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх!
Не удержится и слон.
Ax-ax, ax-ax.

Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.
Ритмично хлопают над головой.
Ритмично топают ногами.
Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.
Поднимают руки в стороны и делают вращательные движения.
Ритмично покачивают головой.

Дождик

Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап.
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так.
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш.
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш.
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук.
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

Дети ритмично щелкают пальцами рук..
Ритмично притопывают.
Ритмично потирают ладонь о ладонь.
Ритмично потирают ладонями о колени.
Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.
Ритмично хлопают в ладоши.

Лужи

Шлеп-шлеп-шлеп —
Иду по лужам.
Хлюп-хлюп-хлюп —
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап —
Мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп —
Вода по спинке.
Буль-буль-буль —
Упала шапка.
Ой-ой-ой, крутом вода.
Да-да-да, себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!

Дети ритмично постукивают ладонями по ногам.
Ритмично притопывают ногами.
Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами с одновременным движением рук сверху вниз.
Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям.
Выполняют ритмичную пружинку.
Ритмично кружатся.
Ритмично кивают головой.

Веселые человечки

Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно —
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.
Удивлялись человечки:
— Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!
Им собака шла навстречу
И дышала глубоко.
Засмеялись человечки:
— Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.
Ты похожа на овечку.
Прочитать тебе стихи?
Разобиделась собака
И ушами затрясла.
Человечки же хохочут:
— Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!

 
 
 
Дети ритмично хлопают.
 
Ритмично пожимают плечами.
 
 
Выполняют ритмичную пружинку.
 
Ритмично потряхивают головой.
Ритмично притопывают ногами.

Пришла Весна

Улыбаются все люди —
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна.
По лугу, лесу и полянке
Идет, идет, идет.
На солнышке скорей погреться
Зовет, зовет, зовет.
И в ручейке лесном задорно
Звенит, звенит, звенит.
По камушкам в реке широкой
Журчит, журчит, журчит.
Разносит запахи повсюду
Цветов, цветов, цветов.
И все живое сразу слышит
Весенний зов!

Дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают. Делают ритмичные повороты туловища.
Ритмично шагают на месте.
 
Взмахивают обеими руками к
себе.
Ритмично щелкают пальцами
рук.
Потирают ладони.
 
Делают из пальцев «бутон», ритмично сжимают и разжимают пальцы.

Насекомые над лугом

— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:
— Я лечу издалека.
— Зу-зу-зу, — комар пищит.
— Уф-уф-уф, — как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».

Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами.
Ритмично хлопают в ладоши.

Птичка песенку поет

Птичка песенку поет:
— Тинь, тинь, тинь.
Скоро солнышко взойдет.
Тинь-тинь-тинь.
Комары проснутся скоро.
Тинь-тинь-тинь.
Вот тогда наемся вволю.
Тинь-тинь-тинь.
Деткам мошек принесу.
Тинь-тинь-тинь.
В клювик наберу росу.
Тинь-тинь-тинь.
Поучу птенцов летать.
Тинь-тинь-тинь.
Крылья смело расправлять.
Тинь-тинь-тинь.

Дети ритмично постукивают подушечками пальцев одной руки о пальцы другой.
Ритмично хлопают в ладошки.
Ритмично похлопывают по плечам скрещенными руками.
Ритмично пощелкивают пальцами.
Руки скрещивают перед собой, пальцы расставлены, ритмично помахивают «крыльями». Ритмично открывают и закрывают «клюв»: собранные в щепоть четыре пальца руки смыкают с большим пальцем. Ритмично приседают, руки в стороны.
Делают ритмичные плавные движения руками.

Заботливое солнышко

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!

Дети ритмично скрещивают руки над головой.
Плавно покачивают руки вверху.
Ритмично потирают щеки.
Ритмично постукивают пальцем по носу.

Надоедливые мухи

Чай душистый пьем, пыхтим: — Уф-уф-уф, уф-уф-уф.
Отгоняем веткой мух.
Мух-мух-мух, мух-мух-мух.
А они в варенье сели,
Ели-ели, ели-ели.
Так нам мухи надоели!
Мы варенье быстро съели.

Дети ритмично потирают ладонь о ладонь горизонтально.
Ритмично помахивают рукой.
Ритмично постукивают пальцем о ладонь.

Мышка и кошка

— Пи-пи-пи, —
Пищала мышка.
— Кошка на охоту вышла!
Мне так страшно, трепещу.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу.
Норку я свою ищу.
Щу-щу, щу-щу, щу-щу-щу. Кошка притворилась доброй.
— Мур-мур-мур, — она поет.
— Нет-нет-нет, — пищит мышонок.
К кошке в лапы не пойдет.

Ритмично щелкают пальцами рук.
Ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками.
Ритмично притопывают ногами.
Ритмично поглаживают одной рукой другую.
Ритмично покачивают головой.

Веселый ручеек

Ручеек в лесу бежал
И зайчонка повстречал.
Тра-та-та-та, тра-та-та-та — Лапками по пню стучал.
Ручеек зайчонку вторит:
— Дзынь-дзынь-дзынь,
дзынь-дзынь-дзынь. Колокольчик их услышал:
— Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Белочка спустилась с ветки
И орешками — хрум-хрум.
Тук-тук-тук — с березы дятел. Ах, какой поднялся шум!

 
 
Дети ритмично постукивают ладонями по ногам.
Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулака.
 
Ритмично покачивают головой.
 
 
Ритмично щелкают пальцами.
 
Постукивают кулачком о кулачок.

Непослушная неваляшка

Кукла неваляшка встала, не лежит. Сильно раскачалась, весело звенит.
Дили-дили-дили-дон — Раздается всюду звон.
Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач. Слышен Лены громкий плач. Неваляшка все не спит,
Не ложится, не сидит.
Бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом — Закрутилась вдруг волчком.
Лена плакать перестала
И сама качаться стала.

 
 
Дети ритмично покачиваются из стороны в сторону.
 
Ритмично покачивают «куклу» на руках.
Делают ритмичные наклоны туловища вперед.
Ритмично хлопают в ладоши.

Облака

— Жур-жур-жур, —журчит река:
— Я теку издалека.
Мимо-мимо-мимо-мимо Проплывают облака.
«Вы куда?» — кричит река. Облака: «Туда, туда, туда». «Может, снова приплывете?» А они: «Когда? Когда? Гонит ветер нас лихой. Только снится нам покой».

Дети наклоняются вперед, плавно покачивая руками.. Ритмично покачивают руками над головой.
Ритмично покачивают ногой
вперед — назад.
Ритмично пожимают плечами.
 

Колокольчик

— Дон-дон-дон, —
Колокольчик звенит.
— Ля-ля-ля, —
Что-то он говорит.
— Динь-динь-динь,—
Наклоняет головку.
— Бом-бом-бом, —
Растрепал всю прическу.
— Дзынь-дзынь-дзынь, —
Солнцу он улыбнулся.
— Дили-дон, —
Наконец-то проснулся.

Дети ритмично покачивают головой из стороны в сторону. Выполняют ритмичную пружинку.
Ритмично покачивают головой вперед.
Ритмично проводят ладонями по волосам.
Поднимают руки вверх и ритмично хлопают в ладоши.. Ритмично стучат пальцами одной руки о пальцы другой.

Маленькие ножки

Топ-топ-топ —
Медленно топают ножки.
Топ-топ-топ-топ —
Чуть быстрее идут по дорожке. Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ —
Очень быстро идут.
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-
топ-топ-топ.
А теперь они бегут.
Ох-ох-ох – Устали ножки
Быстро бегать по дорожке.

Дети ритмично потопывают
ногами.
Ритмично хлопают руками.
 
Ритмично хлопают ладонями по бедрам.
Указательным и средним пальцами одной руки «бегут» по ладони второй.
Выполняют ритмичную пружинку.

Друзья помогли

От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
Ножку тонкую он поломал.
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
Травкой быстро ее обмотал,
В муравейник скорей побежал.
Ну а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох-ох!
Стало сразу так страшно, темно.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы!

Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
Ритмично сгибают и разгибают ноги.
Бегут на месте.
 
Делают ритмичную пружинку.
Ритмично закрывают глаза ладонями.
 
Ритмично хлопают в ладоши.

Весенняя березка

Березка в белом сарафане Весною водит хоровод.
Звенит сережками так нежно
И птичек в гости все зовет.
Раскроет свои руки-ветки, Опустит ветки-пальцы вниз, Подставит солнышку листочки, Чтоб лучик на ветвях повис.

Дети идут дробными, ритмичными шагами и одновременно делают повороты в стороны.
Делают ритмичные взмахи руками к себе.
Разводят руки в стороны. Сводят руки к центру вниз. Ритмично покачивают руками вверху.

Тополиные пушинки

Тополиные пушинки
Легкие, как пух.
Разлетаются повсюду,
Словно туча мух.
Пух-пух-пух, пух-пух-пух.
Мухи белые на крыше,
В парке на траве,
На дорогах, тротуарах,
В окнах на стекле.
Пух-пух-пух, пух-пух-пух.
Лезут в нос они и в глазки,
Хочется чихнуть.
И бегут они, как в сказке,
Выбирая путь.
Пух-пух-пух, пух-пух-пух.
Только дождик им преграда.
И дождю они не рады.

Дети ритмично скрещивают руки наверху.
Ритмично щелкают пальцами рук.
Ритмично загибают на каждую фразу пальцы левой руки, начиная с мизинца.
Энергично потирают ладонь о ладонь вертикально.
Ритмично шевелят всеми пальцами рук.
Делают ритмичные легкие
прыжки.

Яблоневый цвет

Невесомы, прекрасны, легки Облетают с цветков лепестки.
И под яблоней нежный ковер.
На траве нарисован узор. Нежный цвет разметали дожди,
Завязались на ветках плоды. Будут солнца и дождика ждать, Чтобы спелыми, вкусными стать.

Дети ритмично, с акцентом на каждое слово, выполняют плавные движения руками сверху вниз.
Делают ритмичные круговые движения в воздухе указательными пальцами.
Ритмично соединяют пальцы обеих рук, придав кистям округлую форму.

Веселые инструменты

— Бом-бом-бом, —
Барабан стучит.
— Ти-ли-линь, —
Скрипка с ним говорит.
— Ту-ру-ру,—
Загудели все трубы.
— Соль-фа-соль,
Дуть мы больше не будем.
— Динь-динь-динь, -
Колокольчик пропел.
— Спеть я песню свою не успел! Тут взмахнул дирижер, и в оркестре
Инструменты запели все вместе.

Дети делают ритмичные движения крепко сжатыми кулачками.
Ритмично «водят смычком».
Складывают пальцы в «мягкий» кулачок и ритмично подносят его ко рту и от него.
То же другой рукой.
Поднимают руки вверх и плавно покачивают ими.
Ритмично «дирижируют».

Веселые ноты

До-ре-ми-фа-соль-ля-си.
Ты у музыки спроси: —
Почему всего семь нот,
Вальс звучит или фокстрот?
До-до-до звучит так низко.
Си-си-си пищит, как мышка.
Ля-ля-ля, как колокольчик.
Ми — на «мы» похожа очень.
Соль — со-ле-ная на вкус.
Ре-ре, словно длинный ус.
Фа-фа-фа-фа, фа-фа-фа
Мягко стелет, как софа.

Дети ритмично как бы выстраивают «лестницу» рукой снизу вверх.
Ритмично «спускаются с лестницы» рукой сверху вниз.
Ритмично потопывают ногами. Поднимают руки вверх, мягко соединяют пальцы рук. Ритмично покачивают головой. Ритмично постукивают ладонью по груди.
Ритмично «посыпают соль» щепотками обеих рук. Поднимают руки вперед и ритмично покачивают вверх — вниз.
Попеременно хлопают в ладоши впереди и сзади себя.

Старый дом

В старом доме ночью темной
Как-то страшно одному.
У-у, у-у — Дует ветер.
В трубах весело ему.
Шур-шур-шур —
мышонок юркий
Пробирается к зерну.
В темноте ему не страшно.
Как под шорох я усну?
А за печкой, как нарочно,
Песенку запел сверчок.
Скрипочку свою настроил:
— Чок-чок, чок-чок, чок-чок-чок.
Шорохи устал я слушать
И бояться не хочу!
Лучше я закрою глазки,
Сладкий сон к себе пущу.

Дети складывают пальцы одной ладошки «трубочкой» и прижимают к губам, ладошку другой руки ритмично подводят к «трубочке» и отводят.
Ритмично потирают ладони.
 
 
 
 
Одной рукой имитируют игру на скрипке — ритмичное «движение смычка».
Скрещивают руки на груди и ритмично трут ладонями предплечья.
Ритмично покачивают указательным пальцем.
Ритмично прикрывают ладонями глаза.
Делают плавные движения руками к себе.

Мышки-шалунишки

В комнате часы висели
И стучали: бом-бом-бом.
Мышки каждый раз пугались, Слушая ужасный звон.
Потянули гири вниз:
— Так-так-так, так-так-так. Быстро стрелки завелись:
— Тик-тик-так, тик-тик-так. Стрелки мышек испугали,
В норку мышки убежали.

Дети ритмично хлопают в ладошки.
 
 
Поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз.
 
Ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы.
 

На качелях

Кач-кач-кач — летят качели.
Так захватывает дух!
Все сильнее бьется сердце:
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук. Вверх и вниз и снова к солнцу. Словно птица ты летишь. — Выше, выше, выше, выше! — Вновь товарищам кричишь.

Дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону.
Ритмично постукивают кулачками друг о друга.
Ритмично поднимают перед собой руки вверх.

Сладкий сон

Сон пробрался в глазки к Маше.
Сон-сон-сон, сон-сон-сон.
Склеил все реснички клеем
Он-он-он, он-он-он.
В рот пробрался он украдкой
Ох-ох-ох, ох-ох-ох.
И зевнула Маша сладко,
Сделала глубокий вдох.
На кроватке покачалась —
Кач-кач-кач, кач-кач-кач.
В сон глубокий опустилась.
Спи, лапулечка, не плачь.

Дети ритмично поглаживают пальцами лоб над бровями. Ритмично поглаживают щеки.
Ритмично покачивают головой.
Ритмично покачиваются.
 

Смелые гуси

Шли на речку важно гуси, Говорили: «Га-га-га.
Кто захочет нас обидеть, Не забудет никогда.
Ш-ш-ш, — шипим мы грозно, Больно щиплемся. Беги!
Крыльями захлопать можем.
Мимо нас ты не ходи!»

Дети тесно смыкают четыре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем («клюв»).
Ритмично вытягивают шею. Ритмично прищипывают пальцами одной руки каждый палец другой.
Ритмично похлопывают руками по бокам.
Ритмично потопывают.

Поросята-трусишки

Мама-свинка волновалась:
— Хрю-хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю.
Где же детки-поросята?
Ну-ка в луже посмотрю.
Вдруг услышала детишек:
— И-и-и-и, и-и-и.
К маме детки прибежали — Вместе в луже все ныряли.

Дети ритмично кивают головой.
Ритмично похлопывают по ногам.
Ритмично шагают на месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логоритмических упражнений без музыкального сопровождения в работе логопеда.

Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе....

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения ( по методике Алябьевой Е.А.)

Логопедические упражнения по методике Алябьевой Е.А. позволяют сформировать у детей речевое дыхание, моторные функции, слуховое, зрительное внимание. Логопедическая ритмика является эффективным методо...

Е. А. Алябьева "Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения"

Методическое пособие с увлекательными и интересными речевыми упражнениями, которые можно использовать на занятиях по развитию речи и в динамических паузах. Будет интересен воспитателям и логопедам!...

Логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением

Ссылки на физминутки, которые обеспечивают кратковременный отдых детей и способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Дети выполняют комплекс упражнений, направленный на сн...

Буклет № 3 Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения

Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей не владеющих музыкальными инструментами....

Занимательная логоритмика. Комплекс игровых логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением для детей 6–7 лет

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений...