"Развитие абстрактно - логического мышления у дошкольников"
методическая разработка по развитию речи на тему

Четверухина Светлана Валерьевна

Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие абстрактно-логического мышления у дошкольников на примере упражнений с Монтессори карточками».

           Я работаю воспитателем в детском саду № 33, с детьми подготовительного возраста.

Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Основа моей профессиональной деятельности - формирование личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной. Это основа той педагогической технологии, которая мне близка и которая соотносится с моими принципами и убеждениями.

В своей работе с детьми я использую элементы системы Марии Монтессори, придерживаясь её принципа: «каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в организованно развивающей среде», а смысл метода – стимулирование ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, что на данном этапе соответствует ФГОС ДО. Где особое внимание уделено развивающей предметно-пространственной среде: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. А  в условиях - индивидуализации образования мы  должны обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка.

В образовательной программе дошкольного учреждения для детей 7 года жизни, в разделе познавательное развитие стоит задача: развитие символической функции мышления и общих познавательных способностей детей.

Мышление – высшая ступень познания – процесс отражения объективной  действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

 В возрасте до 3 лет у ребенка формируется – наглядно действенное мышление.

До 6 лет - образное мышление.  

С  6 - 7 лет начинают формироваться словесно-логическое и абстрактно-логическое  мышления. 

Развивая словесно-логическое мышление, ребенок сможет совершать любые логические действия  такие как: анализ, обобщение, выделение главного при построении выводов.

     Упражнения на развитие словесно-логического мышления. Эти упражнения формируют у детей умения систематизировать слова по определенному признаку, выделять родовые и видовые понятия, развивают функции обобщения и способность к абстракции. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита способность к абстрагированию – умозаключению.

         Развивая абстрактно-логическое мышление  ребенок овладевает абстрактными понятиями, отражающими сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках.

 

Цель работы с карточками: развитие абстрактно-логического мышления у дошкольников.

Задачи:

  1. Развивать способность выявлять общее и различное, обобщать.
  2. Сформировать умение классифицировать предметы по разным признакам (внешним и функциональным). 

Мышление можно развивать разными способами, но сегодня я вам покажу  упражнение с Монтессори карточками. Для расширения словарного запаса, с детьми 3 – х лет я начинаю работу с сопоставления фигурок и картинок, ввожу простые понятия. Далее идут классификации с обобщающим понятиям: например: животные (дикие, домашние), (наземные, подземные, водные), (степей, лесов, тундры, Африки, Азии, Европы). Функционирование: кто как двигается, кто как кричит. Потребности: кто что ест, кто где живет; размножение; развитие. Этот материал, можно сказать, открывает для ребенка возможность работы с любыми картинками и последующие упражнения со всевозможными карточками. Например: «Четвертый лишний», «Разложи по памяти», «Какой звук спрятался». В дальнейшем можно смешать два или несколько наборов, а потом дать детям задание собрать их по темам. Затем провожу обобщающее занятие, где дети более подробно рассказывают о домашних животных, птицах, транспорте и т.д. Контрольные карты дают ребенку, во-первых, возможность самоконтроля, а во вторых, позволяют выстраивать обобщения.

        Для успешной реализации поставленных задач, я готовлю специальный материал по расширению словарного запаса согласно теме недели, чётко его систематизирую, группирую карточки для последующего объединения в обобщающее понятие.

И придерживаюсь технологии трехступенчатого урока.

Это выражение «трехступенчатый урок» пришло ко мне из монтессори-метода. Об этом поподробнее.

Это урок, который состоит из трех ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запас.

Давайте рассмотрим урок, из чего он состоит.

1 ступень – это ступень знания.

Здесь ребенку даются новые знания, понятия. Связать слово с объектом «Это…»

2 ступень – это уровень опыта.

Здесь ребенок практически учится. Через опыт усваивает знания, полученные на 1 ступени.

Выполняя задания, ребенок активно действует с ними. На этом уровне у него появляется пассивное знание. Он знает, но не говорит. Закрепляется слово в пассивном словаре «Дай мне…»

3 ступень – проверка переданных знаний, их усвоения.

На этой ступени новые термины и понятия переходят из пассивного словаря в активный. «Что это?»

Вывод:

Данные карточки можно сделать своими руками и очень широко использовать на занятиях не только познавательного цикла, но и на занятиях по развитию речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Принцип Марии Монтессори «Каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в организованной развивающей среде»

Слайд 3

ФГОС ДО 3.3.4 Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Слайд 4

Основная образовательная программа ДОУ Познавательное развитие Развитие символической функции мышления и общих познавательных способностей детей: способность выявлять общее и различное, обобщать, прослеживать классифицировать предметы по разным признакам (внешним и функциональным).

Слайд 5

Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. В возрасте до 3 лет у ребенка формируется – наглядно действенное мышление, то есть, мышление в виде практических действий. До 6 лет - образное мышление - оперирование образами, проведение различных мыслительных операций с опорой на представления. С 6 - 7 лет начинают формироваться словесно-логическое и абстрактно-логическое мышления, от уровня развития которых зависит успешность обучения в школе.

Слайд 6

Упражнения на развитие словесно-логического мышления «Систематизация» «Раздели на группы» «Найди общее слово» «Назови одним словом» «Найди лишнюю картинку»

Слайд 7

Работа с карточками Цель: развитие абстрактно-логического мышления у дошкольников на примере упражнений с Монтессори карточками. Задачи: Развивать способность выявлять общее и различное, обобщать. Сформировать умение классифицировать предметы по разным признакам (внешним и функциональным).

Слайд 8

Карточки

Слайд 9

Карточки

Слайд 10

Технология трехступенчатого урока 1 ступень – связать слово с объектом «Это…» 2 ступень – закрепить слово в пассивном словаре «Дай мне…» 3 ступень – перевести слово в активный словарный запас «Что это?»

Слайд 11

Упражнения с карточками

Слайд 12

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с нарушениями речи"

Содержит краткое описание мышления и связь его с речью. Особенности развития у дошкольников и младших школьников словесно-логического мышления. Сензетивный период развития их интелектуальных и творчес...

Развитие словесно-логического мышления старших дошкольников через организацию образовательной деятельности по обучению грамоте

К сожалению, сегодня наблюдается тенденция к постоянному увеличению числа дошкольников с общим недоразвитием речи, что ведет за собой актуализацию такой проблемы как готовность этих детей к школьному ...

Психологические особенности развития словесно-логического мышления у дошкольников и младших школьников

Изучение особенностей развития становления детской речи в рамках словесно - логического мышления...

план самообразования. тема: развитие словесно-логического мышления старших дошкольников.

т.к. на протяжении трех лет я дополнительно работала с детьми своей группы на развитие логического мышления ( предметно-действенного и наглядно образного), уровень их развития несколько выше  све...

Консультация для педагогов на тему "Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры"

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные пр...

Развитие абстрактно-логического мышления у дошкольников

Основа моей профессиональной деятельности - формирование личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной. Это основа той педагогической технологии, которая мне близка и которая...