Конспект образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) «Зимующие птицы нашего края»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Сергеева Ольга Константиновна

нод  тема "Зимующие птицы нашего края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) «Зимующие птицы нашего края»

Интеграция образовательных областей: Познавательное, Речевое, Социально- коммуникативное.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Программное содержание: 

Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.

Закрепить понятие «зимующие» птицы.

Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

Активизировать в речи обобщающие слова:  «зимующие птицы»; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на кормушке и на деревьях. Чтение произведений. Заучивание стихов. Беседы.

Оборудование: записи «пение птиц». Предметные картинки с изображением птиц - воробьи, синицы, снегири, вороны.

Ход образовательной деятельности:

Вышел на просторы погулять мороз,

Белые узоры в косах у берёз.

Снежные тропинки, голые кусты

Падают снежинки тихо с высоты

В белые метели утром до зари

В рощу прилетели стайкой снегири.

(авт. Е. Авдиенко)

О каком времени года написано это стихотворение? (зима)

 Сегодня  я приглашаю вас, дети, на прогулку в зимний  лес, который может подарить вам интересные встречи.

- Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу.

Звучит запись «Голоса птиц»

Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.

Загадка:

Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится

Эту птицу мы зовём красногрудым…  (снегирём)

Рассказ воспитателя:

- Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это мало подвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины, вынимают клювом семена, а мякоть выбрасывают.

Стихотворение (читает ребёнок):

Кто не знает снегиря,

Птичку необычную?

Чуть побольше воробья,

Больше и синички он.

В парках и в лесах живет,

На зеленых улочках.

Очень тихо он поет,

Как играет дудочка.

Снегиря увидеть трудно

Летом за  густой листвой.

А заметен  красногрудый

Только зимнею порой.

- Что за птица на дереве сидит? (ворона)

Давайте рассмотрим её:

- Что можно сказать о размере вороны? (крупная, большая)

- Какие у неё крылья? (большие)

- А лапки? (сильные, цепкие)

- Что можно сказать об окраске их оперения? (чёрная головка, чёрный хвост и крылья)

- Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)

- Как они кричат?

- Чем питаются вороны?

Стихотворение:

 Здравствуй, милая ворона!

Я тебя ждала.

Как живешь, скажи, ворона,

Как твои дела?

Я тебя в лесу встречаю

И частенько замечаю:

Что-то очень ты грустна.

Ты, случайно, не больна? —

И ворона мне в ответ:

— Я грустна? Да что ты, нет!

Просто мы такие птицы —

Не к лицу нам веселиться.

Мы ведь песен не поем,

Не сравнить нас с соловьем.

Ну, конечно, иногда

Можно каркнуть — не беда!

Но свистеть да стрекотать,

Щелкать клювом, хохотать —

Не такие мы созданья!

До свиданья!

— До свиданья.

Примета: Зимой вороны летают стаей и кричат. (Это к непогоде, ветру и снегу).

- А вот и другие пернатые. Они хорошо вам знакомы.

Дети подходят к панно с изображением  воробьёв и синиц.

- Вот воришки - воробьи

И озорницы - синицы.

- Давайте их рассмотрим.

- Какие по размеру эти птицы?

- Из каких частей состоит туловище птицы?

- Какого цвета оперение у воробья? У синички?

- Какой клювик у воробья? (маленький, широкий)

- А у синички? (маленький, но остренький)

- Как передвигаются эти птички? (летают, прыгают)

- Чем питаются воробьи и синички? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами)

Стихотворение:

Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?

Народная примета:

«Воробьи дружно расчирикались - к теплу».

Стихотворение:

Слышу я: звенит синица

Средь желтеющих ветвей;

Здравствуй, маленькая птица,

Вестница осенних дней!

Хоть грозит он нам ненастьем,

Хоть зимы он нам пророк —

Дышит благодатным счастьем

Твой веселый голосок.

- Дети, как живётся птичкам зимой? (холодно, голодно)

- Какую помощь мы оказываем птичкам? (делаем кормушки и подкармливаем птиц)

Показ кормушки.

Игра «Определи корм на ощупь».

У меня в мешочках насыпан корм.

 Ваша задача:   пощупать руками, определить и назвать корм.

         С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступило самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят.

-Ребята, мы будем подкармливать птиц  зимой, чтобы они не погибли от голода и холода?

         Сегодня мы с вами пойдём на прогулку, возьмём с собой корм,  понаблюдаем, как птицы будут клевать.

- А сейчас я предлагаю вам нарисовать птичек.

Включить музыку. Дети  рисуют понравившихся  птиц.

Итог:

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? Вы  должны знать:

- Нельзя разорять гнёзда, нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов. Мама-птица сама позаботится о них. Нельзя убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе. Надо помогать птицам, пережить тяжёлые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм.

Воспитатель:

Чтоб от вредных насекомых

 Сады цветущие не погибли зря,

 Всегда, в любое время года,

 Берегите птиц, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. «Знакомство с воздухом».

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность и любознательность; расширять знания о воздухе; познакомить со свойствами воздуха и способами...

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы компенсирующей направленности "Газета для птиц"

В конспекте представлен материал по работе с детьми с  нарушениями речи по лексической теме "Перелетные птицы"...

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы на тему "Зимующие птицы"

НОД на тему "Зимующие птицы"Цель: формировать у детей экологическую культуру, прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним, развивать и активизировать словарь, совершенст...

План-конспект образовательной деятельности для детей средней группы по нравственно-патриотическому воспитанию "Наша Родина"

Занятие на расширение знания детей о Родине, формировать у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны российском флаге, развивать нравственно-патр...