Методическая разработка Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ "Зимующие птицы"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

конспект занятия по теме "Зимующие птицы" старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zimuyushchie_ptitsy.docx527.97 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Составлять описательные рассказы о птицах, используя мнемотаблицу.

Задачи по образовательным областям

Социально - коммуникативное развитие:

- Расширить и закрепить представления детей о зимующих птицах, их пользе и внешнем виде.

 - Закрепить  умение называть зимующих птиц по внешнему признаку.

- Во время  игр не перебивать сверстников, соблюдать выдержку.

- Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы и бережное отношение к птицам.

Познавательное развитие:

- Закрепить время года- зима.

- Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

-  Называть птенцов птиц.

Развитие речи:

- Отвечать на вопросы полным ответом.

- Развивать речевую активность детей

- Продолжать развивать навыки составления описательного рассказа с помощью мнемотаблицы.

- Обучать детей правильности лексического и грамматического оформления связных высказываний.

-Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

- Продолжать развивать способности детей к словообразованию.

- Развивать мышление, связную речь.

Физическое развитие:

- Выполнять упражнения по словесной инструкции.

-Быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве.

Художественно-эстетическое развитие:

- Отличать пение птиц от звуков природы и животных.

Методические приемы и технологии: Презентация « Зимующие птицы», беседа о зимующих  птицах, д/и «Угадай-ка  птицу», описание рассказов о птицах с помощью мнемотаблицы, д/и с мячом «Чей,чья,чье», мнемотаблица по теме «Птицы».

Предварительная работа: Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, сказок, загадок о птицах, пальчиковые игры, игра «Птицы, гнезда, птенцы», дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови», работа с мнемотаблицами.

Оборудование и материалы: аудиозапись пения птиц, презентация по теме «Зимующие птицы», мяч, мнемотаблица «Птицы», картинки птиц (ворона, воробей, сорока, щегол, синичка, голубь).

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Педагогические задачи

Введение в ситуацию

Актуализация

Затруднение в ситуации

Открытие детьми нового знания

Включение детьми нового знания

Физминутка

Открытие нового знания

Пальчиковая гимнастика

«Прилетайте, птички!».

В группе с самого утра включена аудиозапись пения птиц.

По телевизору идет показ слайд-шоу с зимующими птицами.

Показ слайд- шоу зимующих  птиц

Появляется кадр презентации -

Серая ворона

Включается голос вороны.

Кадр презентации -Воробей

Включается голос воробья.

Кадр презентации -Синица

Включается пение синицы.

                                                                                             

Дети стоят в кругу, роль водящего берет на себя воспитатель.

Картинки зимующих  птиц разложены на столах.

Беседа

  • Какое время года сейчас идет?
  • Как называют птиц, которые остаются на зиму в нашем городе? (Зимующие)
  • Какую пользу человеку приносят птицы?
  • Как надо относиться к птицам?

Давайте поиграем

Игра с мячом «Назови зимующую птицу».             Водящий ребенок.

Водящий бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет зимующую  птицу.

Игра «Угадай- ка птицу» 

Птичкам очень нравится, когда про них говорят.

Давайте, опишем птиц, используя  мнемотаблицу. После рассказа мы услышим пение этой птички.

Картинки по запросу мнемотаблица перелетные птицы

Молодцы, ребята хорошо описали птиц.

«Птицы, гнезда, птенцы»                                                                                                    

«Игра с мячом «Чей? Чья? Чьё?»

Хвост вороны – чей хвост?,,,…Вороний хвост..

Клюв воробья – Чей клюв?..........Воробьиный клюв.

Крыло совы– Чьё крыло?............Совиное крыло.

Перо голубя – Чьё перо?........Голубиное  перо.

Глаз щегла – Чей глаз?........Щеглиный глаз.

Игра «У кого кто?»

Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. 
И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Делать кормушки.

Показываю разнообразие кормушек на слайде.

Дети интересуются, почему в группе поют птицы и с удовольствием смотрят слайд-шоу с зимующими птицами.

И приходят к выводу, что они хотят больше узнать о птицах.

-Птицы уничтожают вредных насекомых, гусениц, комаров; птицы радуют людей своим пением. Оживляют природу.

Птиц надо беречь.

Дети встают в круг.

 Игра с мячом «Назови зимующую птицу»

Дети называют птиц по внешнему виду.

Дети рассказывают о птицах, короткие рассказы

с помощью мнемотаблицы.

«Это серая  ворона. Живет рядом с человеком. Ворона крупная птица, серого  цвета. Голова, крылья, хвост черного цвета.

 Хвост короткий, клюв  большой и тупой . Она всеядная .Строит гнездо из веток, высоко на деревьях.

Ворона- зимующая птица».

«Это воробей.  Воробей  маленькая птичка, коричневого цвета. У воробья  хвост короткий, клюв очень маленький.

Воробей- зимующая птица.

«Хочу рассказать о синичке. Живут скворцы в старых дуплах, или в скворечниках. Синичка маленького размера, . Хвост маленький, клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Синичка – зимующая  птица».

 

По команде «Птицы» дети бегают на носочках, взмахивая руками.                         По команде «Гнезда» встают в круг, взявшись за руки.

По команде «Птенцы» приседают   и прячутся   от врагов.

Ребенок берет картинку птицы и называет птенцов.

(У вороны  – воронята, у сороки – сорочата, у воробья – воробьята, у синички- Синички, у галки - галчата).

Прилетайте, птички!

 Сала дам синичке («Зовущие» движения пальцев на обеих руках).

Приготовлю крошки, хлебушка немножко («Режущие» движения одной ладошкой по другой).

Эти крошки- голубям,

Эти – крошки воробьям ( на обеих руках пальцы щепоткой – «крошим хлеб»

 тереть подушечками пальцев друг о друга).

Галки да вороны (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью, тоже- левой рукой.

Ешьте, макароны! (Тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)

Дети рассматривают разнообразие кормушек.

Закрепить время года - зима.

Развивать речевую активность детей.

Отвечать на вопросы полным ответом.

Расширить представление детей о зимующих  птицах, их образе жизни, пользе и внешнем виде.

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания

Знать и называть зимующих  птиц.

Различать и называть птиц по внешнему признаку.

Продолжать развивать навыки составления описательного рассказа с помощью мнемотаблицы.

Обучать детей последовательности, содержательности рассказывания, правильности лексического и грамматического оформления связных высказываний.

Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов

                                                                 Развивать мышление и связную речь.

слуховое и зрительное внимание.                                                                                              

Развивать координацию движений, внимание, быстроту реакции.

Уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве.

Продолжать развивать способности детей к словообразованию.

Во время игры не перебивать сверстников.

Совершенствовать навык самостоятельного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей.

Развивать способности            детей к словообразованию.

Знать и называть птенцов птиц.

Развивать координацию мелкой моторики руки.

Ребята, о ком мы с вами говорили?

Какие птицы называются зимующими?

Надо ли беречь птиц? Почему?