Обучение составлению рассказа с элементами творчества на основе русской народной сказки «Колобок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Якимова Екатерина Юрьевна

Тема: Обучение составлению рассказа с элементами творчества на основе русской народной сказки «Колобок».

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательно – исследовательская», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативная».

Задачи:Развивающие:

·       формировать навыки развёрнутого высказывания с элементами творчества.

·       закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания;

·       учить составлять сказку по аналогии, изменяя главное действующее лицо и время действия.

·       активизировать  словарь предметов, признаков, действий по теме «Дикие животные»;

·        Закрепить умения образовывать притяжательные  прилагательные;

·       Закрепить умения изменять существительные в родительном падеже;

·       Развивать словесно-логическое мышление;

·       Развивать слуховое восприятие, зрительное восприятие

·       Развивать умение выражать свои мысли законченными фразами

Воспитательные:

ü    Воспитывать доброжелательное, отзывчивое отношение к окружающим;

ü    Воспитывать умение действовать в группе;

ü    Формировать  навык оценивания правильности действий героев

ü    Воспитывать  доброе, отзывчивое отношение к животным

ü    Проявлять активное участие в судьбе персонажа «Социализация»

Образовательные:

Ø    Закреплять умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.

Ø    Закреплять  умение выражать свои мысли законченными фразами

Ø    Поддерживать интерес к занятию

Материалы и оборудование: сюжетные картинки по сказкам, розовый помпон, необычное животное,  конверт с контурами животных, карточка-схема. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yakimova_e.yu_._konspekt.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Якимова Екатерина Юрьевна, учитель-дефектолог

ГБОУ ООШ №1 9 С/П «Детский сад «Кораблик» г. Новокуйбышевск

Тема: Обучение составлению рассказа с элементами творчества на основе русской народной сказки «Колобок».

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательно – исследовательская», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативная».

Задачи:Развивающие:

  • формировать навыки развёрнутого высказывания с элементами творчества.
  • закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания;
  • учить составлять сказку по аналогии, изменяя главное действующее лицо и время действия.
  • активизировать  словарь предметов, признаков, действий по теме «Дикие животные»; 
  •  Закрепить умения образовывать притяжательные  прилагательные; 
  • Закрепить умения изменять существительные в родительном падеже; 
  • Развивать словесно-логическое мышление; 
  • Развивать слуховое восприятие, зрительное восприятие
  • Развивать умение выражать свои мысли законченными фразами

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное, отзывчивое отношение к окружающим; 
  • Воспитывать умение действовать в группе;
  • Формировать  навык оценивания правильности действий героев
  • Воспитывать  доброе, отзывчивое отношение к животным
  • Проявлять активное участие в судьбе персонажа «Социализация»

Образовательные:

  • Закреплять умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.
  • Закреплять  умение выражать свои мысли законченными фразами
  • Поддерживать интерес к занятию

Материалы и оборудование: сюжетные картинки по сказкам, розовый помпон, необычное животное,  конверт с контурами животных, карточка-схема.

Логика образовательной деятельности

Деятельность дефектолога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Педагог загадывает детям загадку:

Он от бабушки ушёл,

Он от дедушки ушёл.

Сам из теста,

Шар румяный,

От земли один вершок.

Дети отгадывают загадку: колобок

Умеет  вступать в речевое взаимодействие, обладает  развитым  словесно-логическим мышлением,  проявляет интерес к занятию

2

Педагог предлагает детям выбрать нужную иллюстрацию к сказке.

Дети рассматривают 3-4 иллюстрации к разным сказкам и выбирают нужные картинки.

Обладает зрительным восприятием, наблюдательностью, развитым вниманием.

3

Анализ текста сказки:

- В какое время года происходило действие сказки?

- Кто является главным героем?

- С какими животными встречался Колобок?

- Кто встретился первый? второй? Третий?

Дети вспоминают содержание сказки и отвечают на вопросы.

Обладает  развитым  словесно-логическим мышлением, наблюдательностью, ребёнок обладает  богатым  словарём   по теме

4

Д/и «Необычное животное» Педагог  предлагает узнать ребятам, у каких животных это существо отобрал части тела:

Голова медведя (чья?) медвежья

Шкура волка -

Уши зайца -

Хвост лисы -

Дети рассматривают животное и называют,  у кого и чьи части тела взял это существо.

Владеет  навыком  образования притяжательных прилагательных,

 Ребёнок обладает развитым  вниманием  

5

 Постановка целей:

- Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад, ее главным героем будет вот такой комочек-колобочек. Рассмотрите его. Расскажите, какой он?  

Дети рассматривают комочек- колобочек, по очереди берут его и называют какой он( круглый, пушистый, мягкий)

Владеет  навыком  образования относительных прилагательных, развитыми тактильными ощущениями.

6

Педагог предлагает детям придумать историю

- Откуда мог появиться наш герой?

- Какое сейчас время года?

Дети предлагают свои варианты ответов

Дети умеют составлять сказку по аналогии, изменяя главное действующее лицо и время действия

7

Педагог обобщает ответы детей:  

Однажды зимой пошла девочка Маша гулять , и надела тёплую шапочку с меховым помпоном. Во время прогулки её чудесный помпончик оторвался и упал в снег. Маша этого не заметила и ушла домой. Надоело пушистому комочку лежать на снегу, он и покатился  куда глаза глядят- искать похожую шубку и даже сочинил песенку:

Я комок-колобок,

У меня пушистый бок.

Я ищу похожий мех,

Обойду зверей я всех.

- Как вы думаете, понравится ли комочек- колобочек героям сказки?

- Захочется ли им пригласить его остаться на их шубках?

- Что ему могут сказать звери при встрече?

- Что бы ответил комочек- колобочек зайцу, одинаковый ли у них мех?

- Волку?

- Медведю?

 - Лисе

- Как же закончить нашу сказку? Сможет ли комочек- колобочек найти похожий мех и вернуться на шапку к девочке? Кто сможет ему помочь?

Дети предлагают свои варианты ответов

(Комочек- колобочек, какой ты пушистый, мягкий, оставайся на моей шубке)

(Ты, зайчик, пушистый, мягкий,  но белый, пойду другую шубку искать).

( Ты, волчок – серый, но мех твой жёсткий.)

( Ты медведь бурый, да и мех твой жёсткий)?

( У тебя, лиса, мех пушистый, мягкий, но ты же рыжая).

(Варианты ответов детей)

 У детей сформирован навык рассказывания с элементами творчества на основе анализа знакомой сказки, проявляется активное участие в судьбе персонажа

8

Физминутка «Звериная зарядка»

Раз- присядка,

Два- присядка.

Это заячья зарядка.

А  лисята, как проснуться,

Любят сладко потянуться.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

Не одну, а обе вместе

Долго топчется на месте.

Дети выполняют упражнения

Обладает развитой общей и мелкой моторикой

9.

Д/и «Письмо» Педагог обращает внимание  детей на конверт,  который лежит в почтовом ящике и  предлагает детям посмотреть и определить от кого оно.

Дети узнают по силуэтам животных  и рассказывают свою сказку с опорой на схему.

Обладает зрительным восприятием, наблюдательностью, развитым вниманием.

Сформирован навык рассказывания с элементами творчества, совершенствуется навык составления предложений по сюжетным картинкам, развито умение выражать свои мысли законченными фразами

10

Педагог предлагает детям вспомнить,  о чем была сказка.

Дети вспоминают главного героя и других героев сказки.

Сформирован навык оценивания правильности действий героев,

 доброе, отзывчивое отношение к животным, к персонажу.

Литература:

1.Развитие речи  и творчества дошкольников, под редакцией  О.С.Ушаковой, ТЦ «Сфера» 2014 г.

2.А.А.Гуськова Обучаем дошкольников пересказыванию.-ТЦ «Сфера»,2013 г.

Государственное бюджетное образовательное  учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №19 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Кораблик»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для  детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Тема: Обучение составлению рассказа с элементами творчества на основе русской народной сказки «Колобок».

Подготовила

учитель-дефектолог

сп «Детский сад «Кораблик»

Якимова Екатерина Юрьевна

Новокуйбышевск, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения НОД с использованием сказкотерапии на основе русской народной сказки «Колобок»

Тема: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»(Правила безопасности)         Задачи:Формировать  представления детей  об опасных для...

Узнай и покажи животных, живущих в лесу (на основе русской народной сказки «Колобок»).

Знакомство с лесным зверьком – ёж.Закрепление знаний детей о лесных животных (заяц, волк, медведь, лиса).Формирование навыков детей узнавать и показывать диких животных.Формирование навыков слышать и ...

«Узнай и покажи лесных животных» на основе русской народной сказки «Колобок».

Подготовила воспитатель ГБДОУ № 47 Гончаренко Е. М.Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе.Тема: «Узнай и покажи лесных животных» на основе русской народной сказ...

Конспект НОД с элементами ТРИЗ во второй группе раннего возраста, с использованием ИКТ Тема: «Кто живёт в лесу», на основе русской народной сказки «Колобок»

Образовательные области:Познание, формирование целостной картины мира, здоровье.Цель:  Закрепление знаний о лесных животных на основе русской народной сказки «Колобок» с элементами ТР...