Творческий проект "Синяя птица"
статья по логопедии (старшая группа) по теме

В творческом проекте "Синяя птица" представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, родителями и педагогами ДОУ по развитию коммуникативных навыков дошкольников с нарушениями речи посредством театрального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_proekt_sinyaya_ptitsa.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад "Берёзка" ХМАО-Югра

Учитель-логопед Гагарина  Е. А.

Творческий проект «Синяя птица»

Тема: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством театрального искусства »

Актуальность.

    На сегодняшний день один из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.

    Общение как коммуникативная деятельность рассматривается в трудах М.И.Лисиной, Д.Б.Эльконина, А.И.Яшиной и др.

    Федеральные Государственные Требования к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют образовательную область «Коммуникация», цель которой – развитие речевого общения. Коммуникация – это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию.

    Проанализировав результаты  мониторинга достижения детьми планируемых результатов за 2012-2013 учебный год, отметила, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку. Стесняются, не могут поддержать и развить установившийся контакт, выразить свою симпатию, поэтому часто конфликтуют или замыкаются.

    В тоже время общительность, умение контактировать с другими детьми -необходимая составляющая самореализации, успешности в различных видах деятельности.

    Формирование коммуникативных навыков – важное условие нормального психологического развития дошкольника.

    Ребенок с творческим началом мышления, с высоким уровнем речевой коммуникации быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения проблем, адекватно  оценивает свои результаты.

    Проблема - обеспечить дошкольников такими средствами деятельности, которые дадут возможность активно развивать речевую деятельность.

    Работа с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, в основном направлена на коррекцию речевых пробелов, хотя проблемы могут быть более глубокими. Это и высокая тревожность, неудовлетворенная потребность в общении, недостаточное развитие эмоциональной сферы, агрессивность, неуверенность в себе, повышенная двигательная активность.

     Изучив опыт работы педагогов практиков детских театральных студий (ДОУ №183 г. Москва, ДОУ №41 «Звездочка» г.Юбилейный Московской обл., Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» г.Красноярск, «Детский сад №192 ОАО «Российские железные дороги»,г.Красноярск.), обратила внимание на огромное влияние театральной деятельности, на интеллектуальное и речевое развитие воспитанников. Заметила, что та работа, которая проводилась в театральных кружках, студиях, центрах, очень тесно связана с логопедией (работа над дыханием, голосом, дикцией, развитием речевого аппарата и т.д.)

     Исходя из этого, мы решили рассматривать театральное искусство в качестве универсального источника развития коммуникативной сферы, так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то мы обратились к театральной - игровой деятельности.

     Таким образом, цель нашего проекта: определить эффективность влияния театрально-игровой деятельности на развитие коммуникативных навыков дошкольников с нарушениями речи.

Задачи проекта:

1. Создание условий для повышения речевой активности и коммуникативной направленности воспитанников логопункта.

2. Совершенствование звуковой стороны речи.

3. Развитие монологической и диалогической речи.

4. Совершенствование просодической стороны речи и интонационной выразительности.

5. Создание единого образовательного пространства педагогов, родителей по формированию речевого общения

Практическая значимость 

Разработанный перспективный план и методические рекомендации по развитию коммуникативных навыков детей с нарушениями речи средствами театрально-игровой деятельности могут быть использованы в практической работе педагогов и специалистов для оптимизации процесса развития речевой коммуникации в дошкольном возрасте как для детей с нарушениями речи, так и с нормальным развитием.

Проект долгосрочный.

Участники проекта воспитанники старшей и подготовительной группы, их родители, педагоги МАДОУ «Детский сад «Берёзка»

    Для реализации задач определили этапы работы над проектом.

Ход реализации проекта

1 этап Подготовительный:

- определение целей и задач проекта, прогнозирование результата;

- изучение научно-методической литературы;

- проведение диагностического обследования с целью изучения уровня речевой коммуникации;

- создание условий для реализации проекта, подбор упражнений, игр для развития дыхания, голоса, мимики, жестов, игр-драматизаций, творческих игр;

- составление перспективного плана с воспитанниками логопункта, который включил в себя театральные игры, упражнения, инсценировки.

II этап Основной

      Работа над проектом осуществлялась параллельно с детьми, педагогами, родителями  по музыкально-игровому, художественно-речевому, театрально-игровому видам деятельности.

      Для достижения поставленной цели в коррекционной работе с детьми использовали речевые игры и упражнения, направленные на

развитие культуры речи:

- правильного речевого дыхания;

- артикуляционной моторики;

- фонематического восприятия;

- четкой дикции;

- правильного звукопроизношения;

- разнообразной интонации;

- умение подбирать простейшие рифмы;

развитие общей и мелкой моторики:

- координация движений;

- снятие мышечного напряжения;

- формирование правильной осанки;

развитие сценического мастерства и речевой деятельности:

- развитие мимики;

- пантомимы;

- эмоционального восприятия;

- совершенствования монологической и диалогической речи;

- творческой самостоятельности.

   Данная работа проводилась в организации коррекционной непосредственно-образовательной деятельности, повседневной жизни детей.  Использовались как групповые, так и индивидуальные формы организации работы.

К  групповым относятся: коррекционная непосредственно-образовательная деятельность, праздники («Приключение Колобка», «Лучший день весны»), конкурсы («Синяя птица», «Талантоха», «Веснушка»), коллективные репетиции, просмотры видиозаписей с целью анализа проделанной работы.

 К индивидуальным относятся: работа с детьми над ролью (выразительность речи, движения, создание образа героя).

   Целенаправленная работа над пониманием текста сказки, стихотворения, небольшой сценки, обдумыванием характера того или иного литературного героя, воспроизведение детьми диалогов персонажей, рассказывание отдельных эпизодов совершенствует связную диалогическую речь, упражняет в произнесении трудных звуков, незаметно активизирует словарь ребенка. Увиденное и пережитое в театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о пережитом своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, а, значит, и повышению уровня речевой коммуникации. Кроме того, разучивание стихов, потешек, миниатюр, небольших пьес развивает память и интеллект («Три медведя», «Заюшкина избушка», «Снегурочка», « Новые приключения Колобка», «Кто в доме голова?», «Жук», «Прогулка»)

Взаимодействие с педагогами:

- проведение рекомендованных логопедом упражнений, игр в течение дня;

- подбор речевого материала, детского репертуара;

- закрепление изученного материала.

Взаимодействие с родителями:

- изготовление театральной атрибутики, сценических костюмов;

- проведение игр и упражнений, рекомендованных логопедом в домашних условиях.

- выполнение творческих домашних заданий (пантомима-«Мальчик, который не выспался», «Девочка, у которой плохое настроение или наоборот хорошее», «Испуганный заяц».)

III этап Заключительный

Промежуточный результат:

-хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;

-выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические   ударения;

-передают образ героя характерными движениями;

-держатся уверенно на сцене, свободно выполняют простейшие действия.

Достижения:

  • Победители  IV Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» (декабрь 2013г.)
  • Победители  III районного конкурса-фестиваля  детского творчества «Веснушка» (апрель 2014г.)
  • Лауреаты  открытого районного конкурса фестиваля художественного чтения «Синяя птица» (декабрь 2013г.)
  • Победители районного конкурса фестиваля художественного чтения «Синяя птица 2014» (декабрь 2014г.)
  • Победители Всероссийского конкурса чтецов «Звучащее слово» (г. Иркутск, 2014г.)
  • Лауреаты I степени V Всероссийского заочного вокального и музыкального конкурса для детей и взрослых «Мелодинка» в номинации «Художественное слово» (2014г.)
  • Участники  районного семинара руководителей ДОУ по теме: «Модель организации безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» (март 2014г.)
  • Участники благотворительного концерта, посвященного декаде людей с ограниченными возможностями здоровья (декабрь 2013г.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по художественно- эстетическому воспитанию в творческой мастерской: « Птица семейного счастья»(старший возраст)

Конспект НОДпо художественно- эстетическому воспитанию в творческой мастерской:« Птица семейного счастья»(старший возраст)Составила: воспитатель первой квалификационной категории   Владимиро...

НОД по художественно- эстетическому воспитанию в творческой мастерской: « Птица семейного счастья»(старший возраст)

Конспект НОДпо художественно- эстетическому воспитанию в творческой мастерской:« Птица семейного счастья»(старший возраст)Составила: воспитатель первой квалификационной категории   Владимиро...

Информационно-творческий проект "Птицы"

Цель проекта: Воспитывать бережное отношение к природе, сострадание и заботу о птицах. Краткое содержание проекта: Познакомить детей с разнообразием птиц, дать представление об их среде обитания, пит...

Информационно-творческий проект "Птицы"

Цель проекта: Воспитывать бережное отношение к природе, сострадание и заботу о птицах.  Краткое содержание проекта: Познакомить детей с разнообразием птиц, дать представление об их среде обитани...

Творческий проект «Птицы прилетели»

: Задача взрослых-воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете-птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботится о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами , можно спасти ...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПТИЦА, КАК СИМВОЛ ВЕСНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ»

продолжить знакомить детей с сезонными изменениями в природе- формировать интерес к окружающему миру- формировать интерес к художественной литературе- развивать восприятие сюжетной живописи на примере...