Технологические карты и конспекты НООД.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Тамара Геннадьевна Бердникова

Технологические карты НООД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологические карты и конспекты НООД.

Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Программное содержание: закреплять и уточнять знания о домашних животных, знать названия детенышей и семью, образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса –ищ; подобрать слова-антонимы; согласовывать числительные с существительными; составлять предложения с предлогами.

Активизация словаря: названия детенышей животных, притяжательные прилагательные.

Оборудование: демонстрационный мат-л – картинки с изображением домашних животных; раздаточный мат-л – карточки с изображением домашних животных.

1. Организационный момент.

- Сядет тот, кто стоит за…, перед…, между…, около…, и т.д.

2. Активизация словаря, вербально-логического мышления.

Отгадывание загадок

Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь, сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой. Берегись мышиный род – на охоту вышел…(кот)

Все следы находит точно. Охраняет склады ночью. Уши чуткие и нос – это друг наш, верный … (пес)

Молоко дает нам кто-то, детям пить его охота. Чтобы были все здоровы, молоко дают… (коровы)

Назовите домашнее животное, у которого тоже есть копыта. (лошадь)

Бежит замарашка в щетинистой рубашке. Хвост крючком, нос пятачком. (свинья)

Бегут по дорожке борода да рожки. (коза)

кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (овца)

- Как можно назвать этих животных одним словом?

- Где они живут?

Дети отгадывают, вос-ль выставляет картинки.

2. Словоизменение

Дид игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными.)

3. Словообразование

У кошки – усы, у котенка – усики, у кота – усищи.(аналогично с разными животными: нос, лапы, зубы, хвост, глаза)

4. Физминутка

Дид игра «Скажи ласково» (с мячом)

5. Расширение объема словаря

Подбор слов – антонимов

У коровы хвост длинный, а у свиньи…

У козы рога острые, а у барана…

У свиньи щетина жесткая, а у кошки шерсть…

У свиньи ноги толстые, а у ягненка…

6. Словообразование

Образование притяжательных прилагательных.

У коровы длинный хвост. Корова какая? – Длиннохвостая

У быка острые рога. Бык какой?…

У свиньи короткие ноги. Свинья какая?...

У кролика длинные уши. Кролик какой?...

У лошади длинная грива. Лошадь какая?...

7.Словообразование.

Образование притяжательных прилагательных

Конура собаки. Чья конура? – Собачья.

Копыта коровы. Чьи копыта?...

Борода козы. Чья борода?...

Грива лошади. Чья грива?...

Уши кролика. Чьи уши?...

Хвост кошки. Чей хвост?...

8. Связная речь

Составление предложений с предлогами.

Использовать модель для составления описания.

Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Программное содержание: закрепить и уточнить названия зимующих птиц, знаний о частях тела птицы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать прилагательные к слову «птица», учить объяснять значение сложных слов, развивать навык связной речи; развивать внимание, воспитывать сочувствие к пернатым.

Активизация словаря: названия птиц, сложные слова: длиннохвостая, красногрудая, перелетная, остроклювая и т.п.;

Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал – семена растений, карточки с изображением зимующих птиц.

1. Организационный момент

Активизация словаря, вербально-логического мышления

Отгадай загадку

Спинкою зеленовата, животиком желтовата.

Черненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)

Черный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)

Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крохи собирает. (воробей)

И в лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих мыши – прячется, дрожа!

Очень уж суровы филины и … (совы)

           - Догадались, о ком мы сегодня будем говорить?

Дети отгадывают – вос-ль выставляет картинку

2. Развитие мимических мышц

Злится старуха зима –

Хочет заморозить маленького снегиря

Но снегирю все нипочем

Повесим для него и для других птичек кормушки.

А птички с радостью будут к нам прилетать.

Сердитое лицо

Злость

Удивление

Улыбка

Радость 

2. . Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Дид игра «Назови ласково»

  Черное перо – черненькое перышко, серая спина - серенькая спинка,

  Пестрые крылья – пестренькие крылышки, белая шея – беленькая шейка,

  Красная грудь – красненькая грудка, милые глаза - миленькие глазки,

  Острые когти – остренькие коготки, длинный хвост – длинненький хвостик,

   Белый пух – беленький пушок, круглая голова - кругленькая головка,

   Шустрые лапы – шустренькие лапки, мягкие перья - мягонькие перышки.

.

3. Развитие связной речи, творческого мышления (ТРИЗ)

Игра «Хорошо-плохо».

Зимой много снега. Для птиц это хорошо. Почему? (снег укрывает землю, корни деревьев не замерзнут, дерево не погибнет, дерево  - дом птицы)

Зимой много снега. Для птиц это плохо. Почему? (трудно найти корм).

Зимой птицы прилетают к жилью человека. Это хорошо. Почему?

Зимой птицы прилетают к жилью человека. Это плохо. Почему?

5. Активизация глаголов по теме

Упражнение «Что могут птицы?»

Летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать.

Физминутка

Физминутка «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Птички прыгают, летают,

Птички прыгают, поют,

Птички крошки собирают.

Зернышки клюют.

Перышки почистили.

Перышки почистили.

Клювики почистили.

Клювики почистили.

Дальше полетели

И на место сели.

Дети прыгают, «летают»,                                      

«поют»,

«собирают»,

«клюют»,

«чистят».

«улетают»,

Садятся.

6. Активизация словаря, вербально-логического мышления

Упражнение «Почему так называется?» ( учить объяснять сложные слова)

Длиннохвостая, сероглазая, красногрудая, черноглазая, пестроголовая, трудолюбивая, перелетная, водоплавающая, сладкоголосая, громкоголосая, быстрокрылая, теплолюбивая, остроклювая, насекомоядная, быстроногая

7.Развитие связной речи.

 Составление рассказа-описания «Воробей» по модели

«Воробей – зимующая птица. У него есть головка, клюв, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки. Тело птички покрыто перьями серого цвета. Воробей может летать, прыгать, клевать, чирикать, сидеть. Воробей питается насекомыми, крошками, зернами, семенами. Воробей – дру г человека, потому, что он уничтожает вредных насекомых»

8. Проблемный вопрос. (ТРИЗ)

После 2 рассказов предложить детям решить проблему.

Зимой у птичек мерзнут лапки. Стоять на одной лапке неудобно, а погреться хочется. Как можно стоять на одной лапке и на двух одновременно? Представьте себе, что вы птички и попробуйте.

Тема: «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Программное содержание: учить составлять рассказ, закреплять названия военных профессий, военной техники; упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, в подборе синонимов; развивать память, мышление, речь; воспитывать уважение к Защитникам Отечества.

Активизация словаря: названия военных профессий, техники, словаря синонимов.

Оборудование: картинки с изображением представителей военных профессий, военной техники.

Предварительная работа: заучивание стихов об армии; домашнее задание: попросить пап и дедушек рассказать детям о службе в армии.

1. Организационный момент

Сядет тот, кто правильно назовет представителей военных профессий. (по картинкам)

2. Активизация  словаря,

вербально-логического мышления.

Загадывание загадок.

Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет, Наш российский… (вертолет)

Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут Опустился … (парашют)

Что за птица: Песен не поет,

Гнезда не вьет, Людей и груз везет.  (самолет)

Ходит город – великан на работу в океан (корабль)

3. Расширение объема словаря

Дид. игра «Кому что нужно?»

На доске картинки с изображением представителей военных профессий. Дети называют профессию и говорят, что нужно военному этой профессии:

Летчику – самолет; танкисту – танк; ракетчику - ракета; пограничнику – собака; моряку – корабль.

4. Развитие связной речи

Чтение стихов об Армии

(выучить заранее)

5. Физминутка

См. на обороте.

5. Словоизменение

И/упр. «Скажи много»

Смелый летчик – смелые летчики; железная каска - …, быстрая ракета - …, боевой корабль - …, военный самолет - …, храбрый танкист - …, пограничная полоса - …, умная собака - …, большой парашют - …, меткий стрелок - …, отважный солдат - …, боевой офицер - …

6. Активизация словаря.

Дид.игра «Скажи по другому» (с мячом)

Храбрый – смелый, отважный, бесстрашный; солдат – боец, воин; большой – огромный; сильный – могучий; охранять – беречь, стеречь;

7. Словоизменение

И/упр. «Сосчитай» (дети передают мяч друг другу)

Одна  быстрая ракета, две быстрые ракеты, три… - пять быстрых ракет; один тяжелый танк…, один боевой корабль…, один военный вертолет.

8.Развитие связной речи

 «Составь рассказ о папе»

Дети рассказывают о военных профессиях с использованием модели

Тема: «О ТЕХ, КТО ХЛЕБ РАСТИТ»

Программное содержание: учить детей полно и точно отвечать на вопрос; развивать навыки составления рассказа по картине; учить применять в речи образные выражения; развивать фонематический слух.

Активизация словаря: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства;

Оборудование: картинки с изображением различных изделий из хлеба, репродукция картины И.И.Шишкина «Рожь», иллюстрации с изображением полевых работ, людей разных профессий, которые выращивают хлеб, разрезные картинки.

Введение в занятие

Послушайте стихотворение и подумайте, как можно его назвать.

Поскорее накрывай стол скатеркой чистой.

Перед нами каравай с корочкой душистой!

Круглобок и маслян он, в меру крут, посолен –

Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.

Режь, да ешь от всей души, силы набирайся.

Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся.

Чтобы добрый в светлый час хлеб на стол явился,

Кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился.

Как вы думаете, как можно назвать стихотворение?

Оно называется «Каравай». Обратите внимание на последние строки:

«Чтобы добрый в светлый час хлеб на стол явился,

Кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился».

Давайте сегодня побеседуем о тех людях , которые выращивают хлеб /использование модели/

Игра «Волшебная палочка»

Поиграем в волшебную палочку: палочка идет по кругу, тот, кто взял  палочку, говорит слово. Важно, чтобы слова не повторялись.  Сначала мы обсудим, какие профессии у людей, которые выращивают хлеб. Ранней весной в поле выходят трактора. Ими управляют…

(палочка переходит к другому ребенку).

- Какую работу делает тракторист на транспорте?

-Какие машины используют для  уборки хлеба?  (комбайны). Какую работу делает комбайнер ? (Жнет, обмолачивает.)

Кто вывозит зерно с поля?

Как назвать одним словом всех людей, которые выращивают хлеб? (хлеборобы) Как вы думаете, почему профессия называется  - (хлебороб)?

Затем тема для разговора меняется.

Итак люди много трудятся, чтобы вырастить хлеб.

А как они работают? Люди могут работать быстро (медленно, аккуратно, старательно, лениво, спустя рукава, не покладая рук, не зная отдыха, и т.п.)

Как вы понимаете фразу «спустя рукава»?

В давние времена самые богатые и знатные люди на Руси – бояре – носили одежду с длинными рукавами. Сами бояре не работали, за них все делали слуги. Вот народ и придумал про этих лентяев выражение «Спустя рукава». Представьте, что у вас длинные рукава, они закрывают всю руку, ладонь, пальцы, свисают до пола, путаются под ногами. Вы сможете с такими рукавами помыть посуду, расставить по местам игрушки, подмести пол? Вот и получается, что работать «спустя рукава» - это значит лентяйничать, ничего не делать.

Как назвать человека, который хорошо работает, любит трудиться? (Трудолюбивый). А как назвать человека, который трудиться не хочет (ленивый, лентяй, лодырь). недаром в народе есть такая пословица: «Не трудиться – хлеба не добиться».  

Игра

«Да - нет»

Водящий загадывает одно из хлебобулочных изделий, на картинке. Дети должны отгадать какое. Можнозадавать вопросы, на которые водящий может отвечать «да или нет». Например  - сухарь.

 - Этот продукт их пшеничной муки? – Да.

- Он мягкий?  - Нет.

- Он круглый? – нет.

-Он  мягкий? – да.

Физминутка

См. картотеку.

Игра «Сложи картинку»

Дети складывают разрезные картинки и придумывают по ним рассказы.

Чтобы рассказ получился связным, предложения должны соединяться друг с другом, цепляться друг за друга, образуя единую цепь. Например, следующее предложение может начинаться со слова, которым закончилось предыдущее.(Я расскажу о трактористе. Тракторист работает на большом тракторе. Трактор пахал землю.)

Итог

Ваши рассказы получились очень интересными. В них правильно и подробно описан труд хлеборобов. предлагаю вам послушать одно стихотворение. Написал его Я.Аким

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ООД Конспект занятия "Знакомство с профессией лесника"

Развитие интереса у дошкольников к профессии лесника....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО ПОКАЗА НООД Тема «Путешествие в осенний лес» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Тема «Путешествие в осенний  лес» Возрастная группа: подготовительная к школе  Цель: формирование представлений о временах года, экологической культуры через наблюдения и по...

Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе

Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе...

Технологическая карта плана-конспекта проведения экскурсии в рамках кружковой работы.

Экскурсия для детей шестого года жизни в стилизованную комнату «Русская изба»...

Технологическая карта и конспект НОД по английскому языку.

Технологическая карта и конспект НОД в старшей группе детского сада по те е "Фрукты"...

технологическая карта и конспект

Технология "Детский совет"...