Конспект образовательной деятельности на тему: "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Болотина Светлана Александровна

Дети путешествуют по сказочной стране "Лукоморье" и в игровой форме повторяют сказки А.С.Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Путешествие  по  сказкам  А.С.Пушкина.

                             ( Досуг для  детей  старших  групп.)

Цель: в игровой форме уточнить и закрепить знания детей, полученные ранее на занятиях о сказках А.С.Пушкина, создать весёлое настроение, вызвать у детей желание продолжать знакомиться с произведениями А.С.Пушкина, воспитывать любовь к книге.

Предварительная работа: чтение сказок А.С.Пушкина, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей, рисование полюбившихся  героев сказок, организация выставки детских рисунков, составление альбома «А.С.Пушкин - сказочник».

Оборудование: магнитофон, декорация пушкинского дуба ;сундук; муляж кота; ключ;  портреты известных детям писателей(6 шт.); мольберт, разрезные карточки(Царевна – лебедь); картинки насекомых: муха, комар, шмель; месяц, солнце, ветер; заяц, коза, слон, лиса, лошадь; ватман-море, рыбки с номерами; карточки с заданием; предметы: орех, яблоко, рыбка, месяц, зеркало, петушок, заяц, белка, лук со стрелой, перо; фишки; шоколадные медальки.

Ведущий:   Ребята, любите ли вы сказки? Хотите вместе со мной отправиться в сказочную страну? Тогда — в путь!

Звучит музыка. Дети следуют за педагогом. Перед ними — декорация пушкинского Дуба.

Ведущий:  Посмотрите, какое большой дерево! Кто знает, как оно называется?

Дети: Дуб!

Ведущий:  Верно, дуб. Но дуб не обычный! Смотрите: на нем есть цепь, кот, на ветвях сидит русалка, у подножия стоит сундук . Какой поэт описал именно такой дуб?

Дети: Пушкин.

Детям предлагается среди портретов известных писателей найти портрет А.С. Пушкина.

Ведущий:  А.С.Пушкин – великий  русский  поэт  , который написал  много стихов и сказок для детей.

Много сказок сочинил,

В Лукоморье путь открыл

В страну, где с чудесами,

Встречаемся мы с вами.

Какие чудеса мы встречаем в Лукоморье?

( Дети подходят к панно и читают отрывок « У Лукоморья...»из вступления к поэме «Руслан и Людмила).

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо- песнь заводит,

Налево- сказки говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И  тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет,

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мед  я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под  ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Ведущая:  Прекрасное стихотворение прочитали дети. Молодцы!

Ведущая: Ребята, сегодня в нашем необычном путешествии вы покажете свои знания о сказках, а в конце вас будет ожидать сюрприз, за правильные ответы. Сюрприз находится в волшебном сундуке.

(Ищет ключ от сундука  ,не находит.)

Ведущая: Ой, ребята, куда же ключик подевался? Не знаете кто его мог взять?

(Стук , приходит гость-Баба Яга, которая хочет узнать хорошо ли дети знают сказки Пушкина. Ключ у неё.)

Баба Яга: Ой, сколько упитанных мальчишек и девчонок! Да какие чистенькие, да какие нарядные! Ох, как долго я к вам добиралась, сколько препятствий преодолела! Да, видно, не зря! Чуяло, чуяло мое сердце, что здесь большой праздник ожидается! А где праздник, там и приключения! Ох, чую, чую носом своим — приключения!

Ну что захотели отправиться в сказочное путешествие ?А что это вы такие грустные ?

Ведущая:      Стоит под дубом сундучок

                        И закрыт он на замок,

                       Что же в нем, как узнать?

                       Где же ключик отыскать?

Баба Яга: А вот, что бы  ключик получить (показывает  его ), надо выполнить   задания и тогда волшебный сундучок  открется. За правильный ответ  ребята  будут  получать  фишку и мы ещё узнаем  кто из них лучше знает сказки.

Ведущая: Ну  что , ребята отправимся по сказочной стране Лукоморье ?

Баба Яга:  Для  этого  нужно  пройти  через сказочные  ворота (растянут платок). Пройти сможет  только  тот,  кто правильно  скажет  названия  сказок А.С.Пушкина.

Дети  называют сказки и проходят

1 задание-игра: «Там  на неведомых  дорожках».

 Дети  продвигаются по следам ,ответив из какой  сказки эпизод.

1.Ветер, ветер! Ты могуч.

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.  (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

2.Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно — золотисто

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь.(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

 3.Вот пошел он к синему морю:

Видит,- море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила

«Чего тебе надобно, старче?» (Сказка о рыбаке и рыбке)

4. Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!»(Сказка о Золотом  петушке)

5.«Ты, бесенок, еще молоденек,

Со мною тягаться слабенек;

Это было б лишь времени трата.

Обгони-ка сперва моего брата.

Раз-два-три! Догоняй-ка»

Пустились бесенок и зайка:

Бесенок по берегу морскому.

А зайка в лесок до дому.   ( Сказка о попе и работнике его Балде)

6.Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

« Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки- царя

Родила богатыря»    ( Сказка о царе Салтане)

7.  Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке)

 2. задание-игра: «Сказочные последовательности».

1. На мольберте выложены картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной» последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.

2. На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте.

3. На мольберте выложены животные: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки «О попе и работнике его Балде» обхитрить чертят.

 Баба  Яга : Молодцы, ребята! Знают произведения великого поэта. Сразу видно, что мамы и папы им много читают. А может  быть, вы и сами уже умеете читать?

 3 задание-игра: «Собери картинку».

Дети  должны собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики).(Царевна-лебедь).

Баба Яга: Ой, что же я наделала! Ой, что случилось! Да что же теперь будет? Да кто же мне, старой бабушке, поможет?

Ведущая: Что случилось, Баба Яга?

Баба Яга: Да вот, несла я ребятам картинки  показать, а они рассыпались! Ой, рученьки мои дырявые! Ой-ой-ой!

Ведущая : Да что ты расстроилась, бабуля, ребятишки у нас умные — они твоему горю в два счета помогут! Верно, ребята?

 Ведущая: Что ж, ребята. Путь далек,

                    Поплывем мы на восток.

(Разминка для всех)

Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)

И кораблик подгоняет(помахивают руками)

Он бежит себе в волнах(сцепляют пальцы в замок)

На раздутых парусах (опускают руки)

Мимо острова крутого (расцепляют руки , садятся на корточки)

Мимо города большого (встают)

Пушки с пристани палят (хлопают)

Кораблю пристать велят (топают).

4 задание-игра: «Поймай  рыбку».

На ковре лежит лист бумаги, изображающий море, в котором плавают

рыбки, каждая со своим номером на хвостике рыбки. Вы должны удочкой поймать

рыбку и найти   на столе карточку  с заданием под таким же номером, как у вашей

рыбки. Мы прочитаем вопрос , а вы должны будете на него ответить .)

Вопросы

1. .  Сколько лет жили старик со своею старухой у самого синего моря?  ( 30 лет и 3 года)

2.Место встречи попа с Балдой. (Базар)

3.Чем отравилась молодая царевна? (Яблоко)

4.Злой своенравный персонаж из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»

 (Старуха)

5.  Название острова мимо которого проплывали корабельщики. (Буяна)

6. Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и семи

богатырях»  (Елисей)

7. . Исполнитель песни « Во саду ли в огороде»  (Белка)

8.   Какими  словами  извещал  петушок  царя  Дадона о том, что опасности возле его царства – государства нет  .    ( Кука- ре –ку. Царствуй, лёжа на боку!).

5 задание-игра: «Подбери  рифму».

Ветер весело шумит,

Судно весело ......( бежит) 

Мимо острова Буяна

В царство славного ..... (Салтана).

И желанная страна

Вот уж издали ......... (видна)

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный ......( рожок)!

Ты встаешь во тьме глубокой

Светлолицый    .......   (светлоокой).
И обычай твой любя

Звезды смотрят   ........  (на тебя).

И молва трезвонить стала:

Дочка царская............. (пропала).

Час обеда приближался

Топот по двору ......... (раздался)

Входят семь богатырей

Семь румяных .........( усачей)

Царь с царицею простился

В путь-дорогу   .......( снарядился)

И царица у окна

Села  ждать его.......( одна)

 Дети подбирают рифму и переходят через препядствие.

Баба Яга: Ну, давайте напоследок еще с вами поиграем. Я буду читать начало строки из сказки Александра Сергеевича Пушкина, а вы будете заканчивать:

Выделенные в тексте слова произносят дети:

— Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

— А Балда приговаривал с укоризной:
«НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ, ПОП, ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ!»

— — Ей в приданое дано
БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
Свойство зеркальце имело;
ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!

— Жил старик со своею старухой
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
Они жили в ветхой землянке
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!

— Ветер по морю гуляет
И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.

— Белка песенки поет
ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,
А орешки не простые,
ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!

Баба Яга:  Все-все! Хватит! Я знаю, знаю, на какие вопросы они не смогут ответить! Ура!

Назовите  из какой сказки предметы?

 В коробке лежат предметы (Орех,  яблоко, рыбка, месяц, зеркало, петушок ,заяц, белка, лук со стрелой, перо).

Ведущая: всё  Баба  Яга , ребята выполнили твои задания, нужно отдать им ключ от волшебного сундучка .

Баба Яга:  Да ,но открыть  его  сможет  только  тот ,у  кого  больше всех  фишек .

Дети  подсчитывают  количество  своих  фишек  и  тот  у  кого  их  оказалось  больше,  идёт  открывать  сундучок. (призы-шоколадные  медальки ).

Ведущая:  Ребята,  вот и закончилось  наше  необычное  путешествие. Спасибо вам ,вы показали хорошие знания сказок А.С.Пушкина. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Вообразилию» с детьми 6-7 лет

Развитие воображения у дошкольников является неотъемлемой частью общего развития ребенка. В 5 - 6 лет начинаются закладываться основы творческого воображения. Очень важно поддерживать развитие воображ...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Путешествие по сказкам». Во второй младшей группе.

Мной представлен конспект образовательной деятельности на тему: " Путешествие по сказкам". Целью конспекта служит обобщение художественно-эстетического восприятия детей с использованием...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Путешествие по сказкам»

пробуждать интерес детей к сказкам разных народов России, воспитывать эмоциональную отзывчивость на содержание народных сказок....

План-конспект образовательной деятельности по теме «Путешествие по сказке «Гуси лебеди»»

План-конспект образовательной деятельности   по теме «Путешествие по сказке «Гуси лебеди»»приоритетная ОО «Познавательно-коммуникативная.»»интегриро...