НОД "Я и государство"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект занятия по патриотическому и правовому воспитанию!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_yanvar.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Цель и задачи: закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных инструментах. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. Закрепить знания детей о символики страны: флаг, герб, гимн. знакомить детей с основными правами ребенка, отраженными в Конвенции о правах ребенка";
формировать у детей представление о правах через литературные произведения;
учить отвечать на вопросы, аргументируя свои ответы;
формировать в детях такие качества, как отзывчивость, сострадание, справедливость;
развивать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания другим людям.

Предварительная работа: «Наша Родина» Н. Забила, «Береза» С. А. Васильева; загадку о балалайке. Подготовить изобразительные материалы, силуэты матрешек для коллективной работы.

Ход занятия:

На стол поставить флаг России и нашего города.

Воспитатель:

- Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей, прославивших ее, войска для защиты народа. Как и у человека у страны есть имя.

- Как называется наша страна? (Россия).

- А, мы, живущие в ней? (россияне).

- Россия страна большая, красивая: в ней есть леса, поля, реки, горы.

- Сейчас Настя, прочитает стихотворение, Н. Забила «Наша Родина».

«Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга».

Воспитатель:

- Наша Родина - большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки - символы. Что это за символы?

- (Флаг, герб, гимн).

- Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?

- (Из белого, синего, красного).

- Что означает белый цвет?

- (Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает).

- (Синий цвет - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей).

- (Цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину).

Воспитатель:

- Как вы думаете, что такое гимн?

- (Эта главная песня страны). Воспитатель:

- Он исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране. Велика наша Россия, но на ее территории находится наш Центрально-черноземный округ.

- Чем богат наш край?

- Воспитатель:

«Русь деревянная - края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные песни поют. ..»

Воспитатель:

- Россия - страна очень большая и красивая. Через всю страну протекает много рек, очень много лесов, в которых много разных зверей, растет много ягод и грибов.

- Кто знает и назовет дерево, которое у славян издревле считалось священным.

- (Береза).

- Артем прочитает стихотворение «Береза» С. А, Васильевой.

«В белых платьицах подружки

Из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке,

Листья в косы заплели.

В мае россыпью сережек

Их украсится наряд

Много исходив дорожек,

Я всегда березе рад».

- На Руси восхваляли березу в песнях, хороводах. Давайте мы с вами сейчас встанем в круг и поводим хоровод «Рощица».

На нашей Земле, во всех ее уголках, живут разные люди, а чтобы они жили дружно и мирно ,придумали документ "Декларация прав человека" и "Конвенция о правах ребенка".(Показывает эти книги). Сегодня мы познакомимся с основными вашими правами.(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Давайте вспомним с вами сказку "Цветик - семицветик". Каким волшебством обладал цветок?(Исполнял желания девочки Жени). У нас с вами тоже распустится волшебный цветок ,но мы должны с вами выяснить, какими правами обладают дети.
Воспитатель: Самое главное право ребенка-право на жизнь.(На доске выставляем соответствующую картинку). И никто не может его нарушать. Как вы это понимаете?(Каждый человек хочет жить и никто не должен у него жизнь забирать).
Воспитатель: Вспомните сказки, в которых это право нарушалось? ("Красная Шапочка","Колобок","Волк и семеро козлят"). Дети, найдите лепесток, на котором изображено это право.(Дети находят соответствующий лепесток и выкладывают его на фланелеграф).

Воспитатель:Второе основное право дают при рождении малышу его родители. Что это?(Имя).- Молодцы!У нас у всех разные имена, давайте послушаем, как они звучат ласково.
Игра "Назовите друг друга по имени ласково" (игра проводится в кругу.Дети ,называя ласково имена друг друга ,звонят в колокольчик и передают его тому,чье имя произнесли).
Воспитатель: Как красиво звучат ваши имена. И недопустимо давать друг другу клички и прозвища- этим вы нарушаете право на имя! Найдите лепесток ,соответствующий этому праву.(Дети выполняют).
Воспитатель: Дети, благодаря кому ,вы появились на свет?(Благодаря нашим родителям). Семья- самое дорогое, что есть у человека. Произнесите слово "семь-я",как вы думаете ,что оно значит?(Много людей живут вместе, заботятся друг о друге. Они родственники). А зачем люди создают семью?(Помогать друг другу, растить и учить детей).
Воспитатель: Да, дети, в народе говорится:"Не нужен клад, коли в семье лад". Как вы понимаете эту поговорку?(Объяснения детей).
Игра"Добрые дела".(Используя мимику и пантомиму, дети изображают действия, характеризующие хорошие поступки: помощь маме, папе, забота о близких и т.д.).(Выставляют очередной лепесток с соответствующим правом).
Воспитатель: Дети, как вы понимаете следующее право- право на охрану здоровья?(Ответы детей). Хорошо ли быть здоровым? Почему? (Ответы детей). Поэтому в народе говорят :" В здоровом теле, здоровый дух".
А что же помогает людям быть здоровыми? Зарядка, сон, витамины).
Физкультминутка. Руки вверх, руки вниз,
На носках приподнимись.
Вправо, влево наклонись,
Повтори наклон раз пять.
А теперь, дружок, присядь!
(Дети выставляют соответствующий лепесток).
Воспитатель: Посмотрите на картинку, как вы думаете , о каком праве она нам говорит?(Игры, веселье, отдых).

Молодцы! Эта картинка рассказывает о праве на отдых и развлечение.
Игра "Что мы видели не скажем, а что делали -покажем!" (Выставляют соответствующий лепесток).
Воспитатель: -Молодцы, ребята!


Воспитатель:
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго охраняет!
И в нем важны нам все права...
Они великой силой обладают!

Наше огромное государство прославилось и русскими умельцами-мастерами.

- Представьте, что мы с вами отправляемся на ярмарку, где продаются прекрасные вещи, сделанные руками русских мастеров.

- Что будем покупать? Отгадайте загадку:

«В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная,

Веселая, трехрядная.

Заиграет, только тронь

Наша русская». (гармонь).

- Ну, гармонист, выходи. Ребенок читает стихотворение:

«По бокам коробочки

Костяные кнопочки.

Растянул ее меха

Стал похож на жениха».

- «Ой, звенит, она звенит,

Всех в округе веселит.

А всего-то три струны.

Ей, для музыки, нужны.

Кто, такая, отгадай-ка.

Это наша». .. (балалайка).

Воспитатель:

- К нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш российский сувенир.

- Как вы думаете, какой сувенир увозят гости? Если дети затрудняются, загадывается загадка:

«В этой молодице прячутся девицы,

каждая сестрица -

для меньшей темница.

Красные щечки, пестрые платочки,

хлопают в ладоши веселые (матрешки).

- Давным-давно (сто лет) назад родилась расписная матрешка. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. А прообразом нашей матрешки послужила фигурка добродушного старичка мудреца Фукуруму, из Японии.

- Как выглядела первая русская матрешка?

- Самая большая - первая - изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. Внутри находилась фигурка мальчика, опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя - восьмая - была младенцем, завернутым в пеленку.

- Почему игрушку назвали матрешка?

- В доме у художника работала Матрена добрая и красивая девушка в честь ее назвали игрушку.

«Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и петь -

Вам за нами не успеть».

- Россия еще славилась и народными умельцами:

«Эй, честные господа,

Скорей пожалуйте сюда.

Как у нас ли, тары - бары,

Всяки разные товары. ..

Подходите, подходите.

Посмотрите, посмотрите. ..

- Мы, с вами отправляемся в мастерскую, рисовать будем, да матрешки расписывать. А встречает нас, хозяйка мастерской.

- Я приглашаю вас в мастерскую. Проходите, выбирайте каждый себе место. Посмотрите на картину.

Сегодня мы с вами будем раскрашивать матрешек – наряжать в сарафаны расписные, а затем подарим нашим гостям. Справимся с заданием? Приступаем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе с НОДА "Подготовка к полету"

Данный материал адресован инструкторам по физической культуре в дошкольном учреждении; предлагается конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы  с нарушениями опорно-дв...

Конспект интегрированной деятельности «Нам посчастливилось родиться на Руси!» (подготовительная группа для детей с НОДА)

Программное содержание: приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.Закреплять знание малых ф...

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

КОМПЕНСИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НОДА, ИМЕЮЩИМИ ВТОРИЧНЫЙ ДИАГНОЗ: ФФНР, ФНР

Совместная статья музыкального руководителя и  логопеда ДОУ об использовании музыкальных коррекционно-развивающих игр и упражнений, с помощью которых  мы можем корректировать нарушения в реч...

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства как одно из средств развития сенсомоторной сферы детей с НОДА (ДЦП). Пластилинография как средство коррекции у детей с НОДА (ДЦП).

статья посвящена особенностям обучения лепке  с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства детей с НОДА и ДЦП. Пластилинография  как средство коррекции у...

Тема недели Мой край Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составления описательных рассказов о символике Российского государства» «Символика Российского государства»

Тема недели Мой край Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составления описательных рассказов о символике Российского государства» «Символика Российского государства» Программное...