Главные вкладки

    Речевые физкультминутки на занятиях
    статья по развитию речи (средняя группа) на тему

    Кормышова Юлия Алексадровна

    Дети любят игы, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания. Особенно важно применение речевых физкультминуток в работе с детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rechevye_fizkultminutki_na_zanyatiyakh.docx17.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речевые физкультминутки на занятиях

    Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания. Особенно важно применение речевых физкультминуток в работе с детьми. При их систематическом выполнении корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а также развивается мышечная активность. Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп ребенка с речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно - психическое состояние.

    Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений.

    Игра «Пузырь»

    «Раздувайся пузырь, раздувайся большой,

    Оставайся такой, да не лопайся! »

    Психогимнастика – например – считалочка – бормоталочка:

    1. Ехал – грека – через - реку.

    2. Ехал – грека - через – (хлопок) .

    3. Ехал - грека – (хлопок) - (хлопок) .

    4. Ехал - (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) .

    5. (Хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) .

    Музыкальное сопровождение, пение, речевые игры, элементы логоритмики- например, речевая подвижная игра «Зима». Импровизация движений.

    Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

    По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

    И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

    На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

    И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

    Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

    В организации физкультминуток необходимо учитывать, что упражнения должны соответствовать следующим требованиям:

    • Быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;

    • Включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики;

    Руки ставим мы вразлет (руки в стороны)

    Появился самолет («полетели» как самолеты)

    Мах крылом туда – сюда, (наклоны вправо – влево)

    Делай «раз» и делай «два». (повороты вправо – влево)

    Раз и два, раз и два! (хлопаем в ладоши)

    Руки в стороны держите, (руки в стороны)

    Друг на друга посмотрите. (повороты вправо – влево)

    Раз и два, раз и два! (прыжки на месте)

    Опустили руки вниз, (опустили руки)

    И на место все садись! (сели на места)

    • Эмоциональными и достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте) ;

    • Связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией, а движения и тексты – быть доступными детям.

    Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материалы для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников.

    Исходя из опыта логопедической работы целесообразно выделить два вида физкультминуток: фонетико-фонематические (на автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в связную речь):

    Чок- чок- чок – стучит каблучок. Мы со звуком Ч играем

    Оч – оч – оч – наступила ночь. И словечки подбираем:

    Ач – ач – ач – испекли калач. Чайник, бабочка, яичко,

    Чо – чо – чо – у меня болит плечо. Чайка, чемодан, синичка,

    Чи – чи – чи – к нам летят грачи. Ключ, кузнечик, одуванчик,

    Чу – чу – чу – молоточком я стучу. Мяч, клубничка, сарафанчик.

    и лексические (на усовершенствование имеющегося словаря).

    Считалочка под мяч «Транспорт» «Продукты» (на каждую строчку – четыре хлопка)

    Мы картинки называем Жили были сыр, котлеты,

    С ними транспорт изучаем: Мармелад, зефир, конфеты,

    Вот троллейбус и автобус, Соки, овощи и фрукты,

    Самосвал и аэробус, Называем их – продукты,

    Самолет и самокат, Называем их – еда,

    Саночки и снегокат. Очень любим их всегда!

    Речевые физкультминутки могут быть использованы как во вступительной, так и в основной или заключительной части образовательного процесса, на прогулках или как вид домашних заданий, а также для организации дня после сна и т. д. Например, физкультминутка на прогулке. Имитация движений.

    «Листики».

    Мы листики осенние, Ветер снова набежал

    На ветках мы сидим. И листочки все поднял.

    Дунул ветер – полетели. Закружились, полетели

    Мы летели, мы летели И на землю снова сели.

    И на землю тихо сели.

    Дошкольники во время образовательного процесса с желанием выполняют физкультминутки, быстро усваивают их. Занимая минимум времени и не требуя большой площади для занятий, физкультминутки дают возможность ребенку в свободной игровой форме закрепить в речи изучаемые звуки, лексику, способствуют формированию речевых навыков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевые физкультминутки

    Речевые физкультминутки....

    Консультация для воспитателей На тему: «Речевые физкультминутки, интеграция речевого и физкультурного развития».

    В данной консультации представлен практический материал и методические рекомендации по проведению физкультминуток в непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития».

    Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые и...

    Речевые физкультминутки

    Картотека физкультминуток...

    Речевые физкультминутки

    Гимнастика для развития речи детей дошкольного возраста...

    Двигательно-речевые физкультминутки для дошкольников

    Физминутки- это набор полезных физических упражнений в виде веселых игр и тематических стихов....

    Консультация для воспитателей на тему: «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития».

    laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....