Главные вкладки

    План работы по самообразованию
    методическая разработка по развитию речи на тему

    Пущиенко  Наталья Валерьевна

    План работы по самообразованию на 2011-2014 учебный год

    Воспитатель I категории - Пущиенко Наталья Валерьевна                                   МБДОУ «Детский сад №137»                                                                 Тема: «Развитие  выразительности речи у детей  дошкольного возраста через театрализованную деятельность»                                                                                          Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.                                                                                 Задачи.

    1.     Изучить психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста.

    2.     Подобрать и апробировать методики исследования.

    3.     Провести психолого-педагогическую диагностику уровня развития выразительности речи у детей дошкольного возраста.

    4.     Провести сравнительный анализ результатов и разработать практические рекомендации для родителей и педагогов.

    5.     Показать особенности восприятия и развития выразительности речи дошкольников на основе художественных произведений.

    6.     Исследовать уровень развития выразительности речи в дошкольном возрасте.

    7.      Разработать мероприятия по формированию образной выразительности в процессе ознакомления дошкольников с произведениями художественной литературы.

    8.     Раскрыть роль художественной литературы в воспитании дошкольников. 

    Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

    ·        добиться усвоения программы по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста;

    ·        систематизировать знания детей о диалогической форме речи;

    ·        обеспечить развитие умения пересказывать художественную литературу;

    ·        обеспечить развитие умения составлять свои образные рассказы из личного опыта;

    ·        повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

    ·        развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

    ·        сплотить детский коллектив.

    Работа складывалась следующим образом:

    1. Слушание и проигрывание коротких сказок и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми дошкольного возраста разыгрывались такие сказки, как «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок».

    2. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.

    3. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т.д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.

    4. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

    5. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

    Успешность овладения детьми  дошкольного возраста выразительностью речи и творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы .

    Сроки работы: сентябрь 2011 г. – май 2014г.

    Раздел плана

    Сроки

    Форма работы

    Практические выводы

    1

    Подготовительный этап.

    Аналитико-диагностический.

    В течении года

    Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

     

    2

    Основной этап.

    Сентябрь 2012 г. – Май 2013 г.

    Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

    Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.

    3

    Заключительный этап.

    Сентябрь 2013 г.- март 2014 г.

    Диагностика. Мониторинг.

     

    4

    Обобщение.

    Апрель – май 2014 г.

    Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

    Представление материалов на педсовете.

     

     

     

    Для реализации поставленной выше цели и задач программы самообразования было организовано наблюдение за развитием  выразительности речи детей дошкольного возраста на разных этапах. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, выразительности речи детей дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Используемая литература:

     
    1.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-  Москва, Творческий центр «Сфера», 2009 г – 128 стр.
    2.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.                                                                                   3.Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.                                                                                                         4.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.                                                  5.Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.                                                                                                                                                   6. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с                                                                                                                      7.Детство: основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др СПб:ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013 – 528 с.                                                                                                                      8.Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.                                       9.Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе "Детство",  Издательство «Учитель» Волгоград, 2014 – 445 с

    10.Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–1999.- N11.
    11.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
    12.Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /. Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 144с.                                                                                                                 13.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991                                                                                                                         14. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Го .15.Щеткин А.В.Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4–5 лет– Литера, 2009. – 96 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

    Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

    План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

    Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

    План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

    материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

    План работы по самообразованию учителя – логопеда Тема: «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

    От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

    План работы по самообразованию на тему " Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала"

    В материале описывается актуальность данной темы, определена цель, поставлены задачи, а также разработан перспективный план работы с родителями и детьми....