Главные вкладки

    Развитие речи детей в процессе уточнения знаний о зиме. НОД в подготовительной группе «Зима»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Мисик Нина Петровна

    НОД в подготовительной группе "Зима".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие речи детей в процессе уточнения знаний о зиме.

    НОД в подготовительной группе «Зима»

    Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.

    Задачи:

    • уточнить знания детей о признаках зимы и  зимних   явлениях;
    • учить образовывать качественные прилагательные, существительные с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций;
    • развивать  навыки  словообразования;   речевое дыхание;
    • активизировать словарь детей;
    • развивать тактильное восприятие, координацию движений и речи;
    • логическое мышление; совершенствовать  грамматический строй  речи;
    • прививать любовь к поэтическому слову;
    • воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

    Ход.

    Воспитатель. -Ребята! Отгадайте загадку:

    Тройка, тройка прилетела
    Скакуны в той тройке белы.
    А в санях сиди царица –
    Белокоса, белолица.
    Как махнула рукавом –
    Все покрылось серебром.

    Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?

    - А тройка скакунов - что это?

    Воспитатель. -И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

    Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на стульчик.
    (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).
    (Дети отвечают и садятся)

    Воспитатель. –Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы?

    - Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите  и отвечайте.

     -Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)

     - Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

     - Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий; снег укрыл всю землю.)

     - Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

     - Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки. Молодцы!

    Упражнение на речевое дыхание «Снежинка».

    Кружатся снежинки (Дети выполняют движения по тексту.)
    В воздухе морозном,
    Падают на землю
    Кружевные звезды.
    (Дети кружатся на носочках.)
    Вот одна упала
    (Дети медленно приседают, показывая плавное падение снежинки.)
    На мою ладошку.
    Ой, не тай, снежинка!
    (Дети делают вдохи, осторожно дуют на снежинку.)
    Подожди немножко!

     Дидактическая игра «Подбери слова»

    Воспитатель. - Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

    Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

    Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

    Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

    Упражнение на логическое мышление.

    Воспитатель. –Посмотрите на картинку-загадку и скажите, какого предмета не хватает?

    Игра «Назови ласково»  с мячом

    Воспитатель.- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

    Снег-снежок                 Сосулька — сосулечка

    Мороз- морозец            Дерево- деревце

    Ветер- ветерок            Горка — горочка

    Лёд- ледок                    Холод- холодок

    Зима- зимушка             Санки- саночки

    Игра «Доскажи словечко».

    Воспитатель.- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, предлагаю поиграть  со словом зима.

    (Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом зима).

    Тихо, тихо, как во сне,

    Падает на землю... (снег)

    С неба все скользят пушинки -

    Серебристые... (снежинки)

    На поселке, на лужок

    Все снижается... (снежок).

    Вот веселье для ребят -

    Все сильнее... (снегопад)

    Все бегут в перегонки,

    Все хотят играть в... (снежки)

    Словно в белый пуховик

    Нарядился... (снеговик)

    Рядом снежная фигурка -

    Это девочка..( Снегурка)

    На снегу - то, посмотри? -

    С красной грудкой... (снегири)

    Словно в сказке, как во сне,

    Землю всю украсил... (снег)

    - Какие слова вы добавляли?

    - На какое слово они все похожи?

    - Подберите похожие слова к словам:

    Зима - (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);

    Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

    Лед - (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.).

    Упражнение «Вот на улице мороз»

    Вот на улице мороз! (Руки на поясе.)
    Ну-ка, все потрите нос!
    (Трут кончик носа.)
    Ни к чему нам бить баклуши,
    (Грозят правым указательным пальцем.)
    Ну-ка, взялись все за уши:
    (Указательным и большим пальцем держаться за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад.)
    Покрутили, повертели,
    Вот и уши отогрели!
    По коленкам постучали,
    (Стучат ладонями по коленям.)
    По плечам похлопали,
    (Руки скрестили на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.)
    Ножками затопали!
    (Топают ногами.)

    А сейчас я загадаю вам еще одну загадку. И ее угадает тот, кто внимательно послушает и хорошо подумает.

    Загадка.
    Есть один такой цветок
    Не вплетешь его в венок
    Дунешь на него слегка
    Был цветок - и нет цветка
    (снежинка)

    Чтение  стихотворения  Н. Елкиной  «Звездочка-малютка»

    Воспитатель. - Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка -  малютка.

    Легкая, узорная звездочка - малютка

    Ты лети мне на руку

    Посиди минутку.

    Покружилась звездочка

    В воздухе немножко.

    Села и растаяла

    На моей ладошке.

    -Что же это за звездочка? (это снежинка)

     - Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку)

     - Как автор описывает снежинку? (легкая, узорная)

     - Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)

     - А можете вы показать как вам грустно? ( дети мимикой изображают грусть, печаль)

       - Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна и вот еще одна. Улыбнитесь им,  они засверкают на солнышке, как звездочки.

    - Вот они, полюбуйтесь. (на фланелеграфе – разные узорные снежинки)
    - Вот цветок с шестью лепестками.
    - А вот звездочка с шестью лучами. Какие они красивые! Давайте украсим их красивыми словами. 
    - Снежинки какие? (красивые, узорные, кристальные, снежные, прекрасные, волшебные, сказочные)

    -А давайте мы их нарисуем.


    Рисование  снежинок ( пальчиковое рисование)

    Воспитатель. -Дорогу мы с вами сделаем сами.

    -Нарисуем  пальчиком снежинку на дне тарелочки.

    (Дети рисуют пальчиком снежинку  по  муке)

    (Тарелочки выкладываются дорожкой к мольберту, дети рассматривают рисунки.)

    Воспитатель. -Красивые получились снежинки. Все такие разные, непохожие друг на друга.

    Воспитатель. -Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего?
    (Дети передают из рук в руки «волшебный снежок» и отвечают).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей в процессе экологического воспитания "Говори правильно"

    Для развития мышления речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира природы, общественной жизни....

    Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность.

    Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, раз...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)

    Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...

    "Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания"

    Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка, может и должно служить средством в развитии речи детей уже с дошкольного воз...

    Доклад «Развитие речи детей в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни» на родительском собрании «Давайте познакомимся»

    На третьем году жизни начинается благоприятный период для развития речи. И важно это время не упустить. Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможности постоянно расширять свои познания об ок...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа

    Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...

    Проект «Развитие речи детей в процессе приобщения к серии книжек-картинок Георга Юхансона» в средней группе

    Обучение родному языку является приоритетным в детском саду и осуществляется комплексно, в разных видах деятельности, на специальных занятиях по развитию речи и вне их, в повседневной и игровой деятел...