Конспект ОД по познавательно-речевому развитию "Знакомство с русской народной сказкой "Жихарка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Павлова Елена Геннадиевна

Конспект ОД по познавательно-речевому развитию для средней группы ДС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: приобщение детей к устному народному творчеству через знакомство со сказкой

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать интерес к сказкам, способствовать созданию эмоционального отклика на увиденное

Образовательные: Познакомить детей с новым произведением, учить внимательно, слушать его, участвовать в беседе по содержанию сказки, обогащать и активизировать словарь

Развивающие: Развивать зрительное и слуховое восприятие

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие(это развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, усвоение нравственных ценностей, формирование основ безопасного поведения в быту);речевое развитие(это обогащение словаря - домовничал, горевал, находчивый, развитие связной речи, знакомство с детской литературой); художественно-эстетическое (формирование элементарных представлений о художественной литературе, фольклоре, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, восприятие музыки); физическое, познавательное развитие(развитие интересов детей, их любознательности; развитие воображения, мышления - дидактическая игра).

Материал и оборудование: домик, клубок, сундук, ложки, аудиозапись, иллюстрации к сказке, мольберты, разрезные картинки, игрушки – герои сказки, бревенчатые скамейки, книга со сказкой «Жихарка».

(Дети и воспитатель заходят в группу).

Воспитатель:Ребята,поприветствуем наших гостей.

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, солнце!

Мы проснулись!

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём!

С добрым утром, с ясным днём!

Вот как дружно мы живём!

Воспитатель:Посмотрите, ребята! Что это?! Клубок… (поднимает, рассматривает, начинает тихо звучать музыка «В гостях у сказки»). Клубок-то непростой – волшебный, из сказки!Вы любите сказки?! А хотите оказаться в одной из них?! Тогда этот волшебный клубок и поможет нам с вами попасть в сказку. Вы готовы?! Тогда в путь! (Клубок заранее размотан по направлению к избушке, воспитатель идет и сматывает его).

(Дети с воспитателем проходят по «дорожке» к избушке, рассаживаются на скамейках, у избушки стоит сундук)

Воспитатель: Ребята, смотрите – сундук! Интересно, что в нем находится?! Посмотрим?!

 (Воспитатель открывает сундук и достаёт из него конверт с загадками).

Воспитатель:Конверт! Это необычный конверт, а с загадками.Я буду вам их загадывать. Попробуем их отгадать?!

Хитренько взглянула,

Хвостиком махнула

И исчезла – чудеса!

Где ты рыжая …? (Лиса)

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами. (Петух)

Весь мохнатенький

Сам усатенький,

Лапки мягоньки,

Коготки востреньки. (Кот)

(На каждую отгадку из сундука вынимается игрушка).

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Как вы думаете, в какой сказке живут эти герои? (Ответы детей).

Воспитатель: А это кто тут остался?! (Воспитатель вынимает из сундука куклу-мальчика).

 Это герой русской народной сказки «Жихарка».Жихарха означает маленький, удаленький. Как вы думаете, удаленький это какой?!

Дети: Хитрый, ловкий.

Воспитатель: Покажем, какой он… (Проводится физминутка).

Жихарка наш молодец,

Жихарка наш удалец!

                 Подметёт, наварит щей,

                 Угостит своих друзей!

Воспитатель.Жихарка тоже хочет послушать вместе с вами сказку (усаживает куклу на стульчик рядом и достаёт из сундука книгу).

(Чтение сказки).

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?

Дети: Да.

(Воспитатель вместе с детьми переходят к мольбертам с иллюстрациями).

Воспитатель: Хотите посмотреть иллюстрации к сказке?Как называется сказка, с которой вы сегодня познакомились?

Дети: Жихарха.

Воспитатель: О ком эта сказка?

Дети: О мальчике, которого звали Жихарка.

Воспитатель: Какой он в сказке? Расскажите о нём.

Дети: Веселый, хитрый, непослушный, маленький.

Воспитатель: Кто жил вместе с Жихаркой в избушке?

Дети: Кот и петух.

Воспитатель: Что делал Жихарка дома?

Дети: Раскладывал ложки,домовничал-работал по дому.

 Воспитатель: В народе говорят: «Без хозяина дом плачет». Как вы понимаете эти слова?

Дети: В доме всегда должен быть хозяин и т. д.

Воспитатель: Кто украл Жихарку?

Дети: Лиса украла Жихарку.

Воспитатель: Как лиса это сделала?

Дети: Забрала ложку Жихарки.

Воспитатель: Как Жихарка перехитрил лису?

Дети: Он никак не мог сесть на лопату.

Воспитатель: Ребята, покажите, как кот и петух горевали? А как радовались встрече с Жихаркой? (Дети имитируют движения).

Воспитатель: Молодцы. Вы внимательно слушали сказку.Жихаркапредлагает вам собрать картинки, чтобы вы посмотрели, как он живёт. (Дети собирают картинки под музыкальное сопровождение, затем воспитатель проверяет вместе с Жихаркой выполнение задания).

Воспитатель: Ребята, Жихарка очень рад и говорит вам спасибо за то, что вы ему помогли.Пришло время возвращаться. Волшебный клубок поможет нам вернуться обратно.

(Воспитатель катит клубок в направлении к выходу, не разматывая).

Воспитатель: Вот мы и вернулись. Сегодня вы познакомились с русской народной сказкой «Жихарка» и ее героями, отгадывали загадки, собирали картинки и играли.Ребята, как вы думаете, что могло случиться, если бы Жихарка испугался лисы?

Дети: Лиса бы его съела.

Воспитатель: Верно! Мы сегодня ещё раз убедились, что надо слушать взрослых и не пускать в дом незнакомых людей! Жихарка-то каков: маленький да удаленький!В сказке, помните, как кот и петух горевали? Не зря в народе говорят: «Мал золотник да дорог».Все герои сказки останутся у нас в группе, чтобы еще поиграть с вами. Попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"

Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать...

Конспект познавательно-речевого занятия в средней группе "Народная мудрость"

В конспекте занятия использован материал, который способствует у детей углублению чувства дружбы, понимания, что такое совместный труд, уточнение знаний о весне, как о времени года, воспитывает умение...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей средней группы "Приобщение детей к русской народной культуре"

Цель: приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество.Задачи: знакомить детей с русскими традициями (приветствие поклоном); содействовать созданию эмоционального отклика ...

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию "Богатыри - защитники земли русской"

Конспект по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе детского сада с использованием программно - дидактического комплекта "Речевое развитие в детском саду"...

НОД познавательно-речевого развития по сюжету русской народной сказки "Колобок" тип: комбинированное занятие

Комбинированное занятие педагога-психолога и учителя логопеда познавательно-речевого развития по сюжету русской народной сказки "Колобок"...

конспект НОД ОО Познавательное, Речевое развитие по теме: "Светит свет в окошке" Ознакомление с истоками русской народной культуры для детей среднего возраста с 4-х до 5-ти лет

Цель: Познакомить с предметами обихода деревенской избы (лучина, свеча, керосиновая лампа, фонарь)Воспитывать бережное отношение к предметам русской культуры....