ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
статья по развитию речи на тему

Компьютерные технологие  имеют не только положительное, но и отрицательное влияние на развитие связной речи у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

О. Ю. Быкова, учитель - дефектолог

МБДОУ № 100 «Берегиня», г. Иркутск

Технический прогресс в XXI веке широко шагнул вперед. Современные технологии развиваются очень быстрыми темпами. Появились телевизоры, сотовые телефоны, компьютеры и т.д. различных моделей и уровней сложности. Большинство этой техники есть у современного ребенка.

Она влияет на развитие личности, значительно расширяет его образовательно-воспитательные возможности, систему коммуникации, досуга.

Наряду с положительным влиянием информационных технологий существует и негативное воздействие. Во-первых, проводя много времени, сидя за телевизором и компьютером, у ребёнка нарушается осанка и портится зрение. Во-вторых, играя в компьютерные игры, страдает, ещё не устойчивая, психика. У детей возникают различные страхи и фобии. На фоне игр у ребёнка, меняется реальное представление мира. В-третьих, дети умеют воспринимать только зрительную информацию, на слух же воспринимают плохо. А так же отмечается, в общении с детьми и взрослыми у них возникают сложности. Речь недостаточно внятная, выразительная, вялая артикуляция и нечеткая дикция. При составлении связного рассказа нарушена логическая последовательность изложения, пропуски смысловых звеньев, дети прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, у них узкое восприятие действительности, отсутствует самостоятельность в составлении рассказа. В свободных высказываниях преобладают простые не распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Во время просмотра мультфильмов и игр на компьютере ребенок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активной речи – он только слушает. Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. Долгое время провождение за компьютерными технологиями способствует потере интереса ребенка к творческим и спонтанным играм, к естественному движению.

Оградить ребенка в веке компьютерных технологий от современной техники не удастся. Следует ограничивать время просмотра телевизора и компьютерных игр. Для детей дошкольного возраста рекомендуется проводить время перед экраном и монитором не более 1 часа, для школьников – до 2 часов в день. Тщательно подбирать информационный материал, компьютерные игры, в зависимости от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывать принцип развивающего обучения, чередовать разные компьютерные игры, учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка. Следует обсуждать увиденное на экране с выделением в нем содержания, главных смысловых частей, побуждать к высказываниям оценок и суждений об увиденном, сопереживанию героям, стимулировать желание осуществлять перенос полученных знаний в различные виды детской деятельности (игра, конструирование, рисование, аппликация и т.п.)

Компьютерные возможности, необходимо использовать по мере необходимости. Развлечения в виде компьютерных игр, необходимо осуществлять с реальными активными действиями в реальном мире. Детство – это самая счастливая и беззаботная пора, где ребенок учится познавать мир. Телевизор, телефон, компьютер – источник информации, но не средства для полноценного развития ребенка.

Список используемой литературы:

1. Ребенок и компьютер: сб. материалов/ сост.: И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. - Клин: Христианская жизнь, 2009 — 320 с.

2. Санитерно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 15 мая 2013 года № 26 (СанПиН 2.4.1.3049-13).

3. Собкин В.С., Казначеева К.Н., Иванова А.И. Дошкольник у телеэкрана: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV. – М.: Институт социологии образования РАО, 2010.-с. 83- 95


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»...

Использование современных образовательных технологий для развития связной речи детей .

Открытое занятие по развитию речи. Младшая группа. "Любопытный зайка"...

Доклад "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста"

laquo;Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста»Одним из основных показателей уровня развит...