Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе с использованием современной образовательной технологии: графическое моделирование. « Птицы прилетайте, весну - красну встречайте!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Стрижак Наталья Евгеньевна

Приоритетные образовательные  области:  «Развитие речи», «Познавательное развитие».

Интеграция областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»

Цель: Способствовать  развитию стойкого интереса к русской народной культуре: традициям, обычаям, праздникам, устному народному творчеству - фольклору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_priletayte.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект интегрированного занятия в подготовительной  логопедической группе с использованием современной образовательной технологии: графическое моделирование.

                     « Птицы прилетайте,  весну - красну  встречайте!»

 Приоритетные образовательные  области:  «Развитие речи», «Познавательное развитие».

Интеграция областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»

Цель: Способствовать  развитию стойкого интереса к русской народной культуре: традициям, обычаям, праздникам, устному народному творчеству - фольклору.

Задачи:

  • Расширять представления детей  о старинных русских обычаях, традициях и праздниках.
  • Уточнить знания о характерных признаках весны: весенних изменениях в природе.
  • Закреплять знания детей о птицах родного края: перелетных и неперелетных, упражнять в умении различать птиц по внешнему виду, правильно называть их.
  • Способствовать развитию всех компонентов правильной устной речи у детей .                                         Обогащать и активизировать словарь: названия перелетных птиц, пословицы, загадки по теме .
  • Упражнять в письменной речи.
  • Развивать внимание, память, познавательную  активность ,творческие  способности детей , мелкую моторику.
  • Воспитывать интерес  интереса к русской народной культуре: традициям, обычаям, праздникам, устному народному творчеству - фольклору.
  • Воспитывать  бережное, заботливое отношение к природе, птицам.

Материал к занятию: птичка, дерево на фланелеграфе,  конверты с заданием на каждого ребенка; шапочки птиц, темные очки,  шапочка  крота для инсценировки сказки «Чья проталина?»; графическая модель рассказа о весне; силуэты птичек из бумаги, бисер, бусинки, природный материал, карандаши цветные, пластилин.

Предварительная работа: рассматривание картин весенней  тематики,  чтение литературных  произведений, рассматривание картины « Праздник Сорок - сороков», заучивание закличек,  пословиц, загадок и поговорок о птицах ,о весне; выпечка  совместно с детьми  традиционных «жаворонков»(булочек),изготовление птичек в технике оригами.

  ХОД:

Воспитатель:- Ой, ребята, посмотрите, что я увидела сегодня в группе?

Дети: ( Стоят в природном уголке).

- Это гнездо (гнездышко). Это птичка в гнездышке.

В. - Как вы думаете, почему к нам прилетела птичка?

Д.- Пришла весна, стало тепло, появляются насекомые,  еда  для  перелетных птиц.

В.- Правильно! Вчера даже праздник был, совсем особенный праздник, какой?(22 марта)

Д.- Это Сорок-сороков - праздник прилета птиц. Это весенний праздник. В этот день по народным приметам начинает вить гнездо сорока (кулик) и кладет в гнездо 40 палочек, а с юга возвращаются 40 разных птиц.

В.- Сорок-сороков - праздник народный, поэтому приглашаю вас в избу

Дети рассаживаются.

Птичка: Ребята, вспомните весенние слова.

Д. Веснушки, веснянка, весенний …

В.- О чем можно сказать «весенняя»?

Д.- Весенняя погода, весенняя гроза, весенняя капель, лужа, проталина и т. д.

В.- А о чем можно сказать «Весеннее»?

Д - Весеннее солнце, небо, облако, утро, настроение …

В.- А теперь слово «Весенний».

Д. - Весенний  ветер, букет, ветерок, дождь, ручей,  день, вечер и  т. д.

Птичка:- Молодцы, сколько весенних слов вы знаете.

В.- Весну все очень-очень ждали. Как вы думаете, почему?

Д.- У людей уже заканчивались припасы и для себя и для животных.

В.- Какую вы знаете поговорку об этом?

Д.- «Зима надоела, весь хлеб поела»

Птичка:- Ребята, расскажите мне, пожалуйста, как раньше праздновали праздник Сорок-сороков.

Д.  РАССКАЗЫ  детей с использованием графических  моделей.

В.  А еще люди пели  заклички, весну встречали. Ну-ка, в круг вставайте, да заклички вспоминайте.

Дети встают в круг и начинают петь  заклички:

  1. - Жаворонки прилетайте к нам

Тепло, летечко принесите нам.

  1. - Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

- Кулик, кулик,

Замыкай зиму,

Отпирай весну,

Теплое летечко!

  1. - Жаворонки прилетите,

Холодную зиму унесите,

Теплую весну принесите!

Нам зима - то наскучила,

Без хлебушка замучила!

  1. - Синички - сестрички,

Чечетки - тетки,

Кулики - мужики,

Скворцы - молодцы

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите

С шелковой травой,

С жемчужною росой,

С теплым солнышком,

С пшеничным зернышком.

В: Спасибо! Очень вы меня порадовали. Совсем скоро прилетят наши  пернатые друзья. Хотите узнать, кто это? Тогда садитесь за столы. Вам птичка  приготовила задание, откройте конверты, достаньте карточки.  Дети достают  карточки с изображением птиц, и  карточки с зашифрованными названиями птиц ( безударные гласные вписаны). Впишите в клеточки название птицы.

В. -Теперь каждый сможет посадить свою птичку на дерево, но при одном условии: нужно вспомнить о птичке загадку, пословицу, поговорку.

Дети  по очереди сажают птичек (из конвертов) на дерево на  фланелеграфе  и рассказывают:

- Хитрую сороку поймать морока,

А сорок, сорок, сорок морок.

- Мал соловей, да голос велик.

- Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

- На шесте - дворец,

Во дворце певец (скворец)

- Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей (грач).

- Кто летает на охоту

За лягушками в болото? (аист)

-Травка зеленеет,

Солнышко блестит…(ласточка)

-Кто с  нами всю зиму и лето? (воробей)

В: - Каких еще перелетных птиц вы знаете?

Дети называют.

Птичка:  Как много вы знаете птиц! Какое весеннее дерево получилось!  Столько птиц!  Давайте поиграем «Какая птица улетела?» («Что изменилось»)

Проводится  игра. Дети отвечают предложением,  согласовывая окончание глагола прошедшего времени -  улетел, улетела, улетели  с  существительным (названием птиц) в роде и числе.

В : (обращается к птичке) Понравились тебе наши дети, Птичка?

Птичка: Да  очень. Они в школе будут получать одни пятерки.

В:  На нашем дереве все  птицы живут дружно, никто не ссорится. Но бывает и по-другому.   Ребята приготовили весеннюю сказку «Чья проталина?» по одноименному произведению Н.Сладкова.  

Драматизация.

Птичка: Спасибо, вам, ребята. Очень вы меня порадовали своими знаниями, четкими ответами. Я обязательно к вам прилечу еще. А теперь мне пора, искать свою проталину, весну встречать!  

В: Весной у птиц много забот, хлопот. А что было бы, если птицы не прилетели к нам? Как вы думаете?

Дети отвечают полными предложениями. (Я думаю, если бы …     Я считаю…)

В: Да, птицы радуют нас своим пением, спасают наши леса, сады и  поля. А что мы можем сделать для птиц?

Д: Кормить зимой, не разорять гнезда и т.д.

В: Рядом с гнездышком нашей гости я нашла вот эти силуэты птичек. Наверное, это птичка  оставила  вам  подарок. Давайте раскрасим  силуэты  птичек, украсим их бусинками, бисером, природным материалом.

Дети садятся за столы по подгруппам 5-6 человек, раскрашивают, украшают птичек.(Звучит фонограмма «Птичьи голоса»)

Итог занятия: Выставка детских работ.

Рассказы авторов -представление своих работ. (высокий уровень)

Какие птички понравились больше? Почему?

Угощение детей печеньем «жавороками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе с использованием сказкотерапии и технологии здоровьесбережения. Тема "Сказка о зайке".

Конспект интегрированного занятия в средней группе с использованием сказкотерапии и технологии здоровьесбережения. Тема "Сказка о зайке". Цель: закрепление основных навыков личной гигиены - мытье рук,...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием информационно-коммуникационных технологий «Люблю тебя – моя Чувашия!»

Программное содержание:- обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края;- познакомить с заповедниками, охраняемыми видами растений и животных Чувашии;- формировать осознанное действ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе с использованием современных технологий, тема: «Зимушка»

Конспект интегрированного занятия в средней группе с использованием современных технологий, тема: «Зимушка»...

ПРОГРАММА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в младшей группе с использованием современных образовательных технологий «ВЕСНА ИДЁТ!»

ПРОГРАММА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в младшей группе " ВЕСНА ИДЁТ!" составлена с использованием современных образовательных технологий.Образовательная область «Познавательное и речевое развити...

Конспект совместной деятельности в средней группе с использованием современных образовательных технологий на тему: «Осеннее дерево» РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Развивать у детей творческие способности, чувство композиции, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования;Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе, учить изображ...