Главные вкладки

    Занятие по развитию речи в старшей группе «Здравствуй, весна!»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Балыбина Ирина Александровна

    Программное содержание: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие по развитию речи в старшей группе

     «Здравствуй, весна!».

    Программное содержание: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

    Ход занятия:

    В-ль: - Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!

    Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.

    В-ль:

    - Собирайтесь скорее

    В необычный поход.

    Ждут вас тайны лесные,

    Вдоль тропинка зовет.

    - Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.

    - В лес по сказочной тропинке

    Попадем мы прямиком.

    Но пройти ее придется

    Нам, ребятушки, с клубком!

    Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.

    В-ль: - Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.

    Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли босиком по мху и т.п.

    В-ль: - Вот мы с вами и в лесу! На мольберте вывешены иллюстрации о весне.

    В-ль:

    - Здравствуй лес, дремучий лес,

    Полный сказок и чудес!

    Кто в глуши твоей таится?

    Что за зверь? Какая птица?

    Все открой, не утаи,

    Ты же видишь, мы свои!

    - В какой лес мы с вами пришли?

    Дети: - Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.

    В-ль: - Какое время года изображено на картинках?

    Дети: - Весна!

    В-ль: - Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?

    Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.

    В-ль: - Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце) А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков.

    Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона.

    Звучит звукозапись «голоса птиц».

    В-ль: - Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.

    Всех прилетных птиц черней,

    Чистит пашню от червей,

    Целый день на пашне вскачь

    И зовется птица грач.

    Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)

    Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. Отгадайте загадку:

    На шесте – дворец,

    Во дворе – певец,

    А зовут его….. (Скворец)

    - Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.

    Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.

    В-ль: - Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (дети - «Быстро!») значит на зем появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (подснежник)

    Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник».

    В лесу, где березы столпились гурьбой

    Подснежника глянул цветок голубой.

    Сперва понемножку

    Зеленую выставил ножку.

    Потом потянулся из всех своих сил

    И тихо спросил:

    Я вижу погода тепла и ясна

    Скажите, ведь правда, что это весна?

    В-ль: - А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?

    Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться что бы это могло быть.

    Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.

    В-ль: - Молодцы! Вы все правильно отгадали.

    За ширмой появляется кукла – Лесовичок.

    Лесовичок: - Вы зачем пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать?

    В-ль: - Нет, что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом любоваться!

    Лесовичок: - Да, а вы добрые ребята?

    Дети: - Да!

    Лесовичок: - Тогда помогите мне, пожалуйста! Нынче в лесу столько много снега. А как стало солнышко припекать, столько много воды стало, ну прямо половодье целое! У бедных мышат норку затопило, прятаться им от лисы негде. Как им помочь? Ума не приложу! Может быть вы знаете как?

    В-ль: - Давайте, дети, поможем маленьким мышатам.

    В небольшом и неглубоком тазу на горке камушек сидят мышата. Таз наполнен наполовину водой. Дети губкой выкачивают воду из тазика каждый в свое ведерко.

    Лесовичок: - Ай, да молодцы, ребята! Вы действительно не только добрые, но и находчивые.

    В-ль: - Лесовичок! А теперь ты нам помоги. Мы хотим весне преподнести подарок, но никак не придумаем что. Подскажи!

    Лесовичок: - Что ж, и я вам помогу! Весна по лесу ходит солнечная, звонкая, нарядная, а чтоб весна была еще наряднее. Подарите ей бусы.

    В-ль: - Ребята, давайте изготовим для весны цветные и нарядные бусы из бумаги.

    Дети накручивают полоски бумаги туго на карандаш, конец бумаги подклеивают и снимают заготовки, затем нанизывают их на шнурок.

    В-ль: - Вот, Лесовичок, наш подарок готов. Передай его, пожалуйста, весне от нас.

    Лесовичок: - Обязательно передам. Ну, прощайте, ребята! Мне по своим делам пора! А вы погуляйте по лесу, здесь много еще интересного.

    В-ль: (натыкается на «снежный» холмик) - А что это такое?

    Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.

    В-ль: - В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его – расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.

    В-ль и дети:

    - Весна! Весна!

    Приди, красна,

    С ясным солнышком,

    Колоколнышком,

    Принеси урожай

    В наш родимый край.

    Закличка сопровождается ритмическими движениями.

    В-ль: - Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки - необходимо отгадать их по запаху.

    Воспитатель достает из бочонка 2 мешочка. Дети закрывают глаза и по запаху пытаются определить их содержимое.

    В-ль: - В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Как она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?

    Дети: - Сладкое! Мягкое! Это мед!

    В-ль: - Молодцы! Давайте поблагодарим медведя за чудесные подарки и отправимся назад домой.

    В-ль и дети:

    Улыбаются все люди

    (Идут по кругу.)

    Весна, весна, весна!

    Она везде, она повсюду

    Красна, красна, красна!

    (Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши.)

    По лугу, лесу и полянке

    (Ритмично шагают на месте.)

    Идет, идет, идет!

    На солнышке скорей погреться

    (Взмахивают обеими руками к себе.)

    Зовет, зовет, зовет!

    И в ручейке лесном задорно

    (Ритмично щелкают пальцами.)

    Звенит, звенит, звенит!

    По камушкам в реке широкой

    (Потирают ладони.)

    Журчит, журчит, журчит!

    Разносит запахи по всюду

    (Делают из пальцев «бутон».)

    Цветов, цветов, цветов!

    И все живое сразу слышит

    (Прикладывают руку к уху.)

    Весенний звон!

    (Хлопают в ладоши.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ранняя весна».

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. «РАННЯЯ ВЕСНА».                   ЦЕЛИ.  Учить пересказывать литературный текст  ...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Весна»

    Занятие поможет закрепить полученные ранее в процессе наблюдений в природе признаки весны и активизировать слова в речи детей....

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Поможем Весне».

    Программное содержание:Цель: Формировать представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.Задачи:Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления де...

    Занятие по развитию речи в старшей группе тема:"Весна"

    Программное содержание:Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Весна».

    Занятие поможет закрепить представления о весне и ее приметах. Уточнить, расширить  словарь детей  по теме «Весна»....

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Здравствуй, Весна!»

    Цель: уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.Интеграция образовательных областей:1.     «Познание» - развитие у детей познавательных интер...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Здравствуй весна"

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Здравствуй весна"...