Дидактические игры"Времена года"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Корзухина Наталия Евгеньевна

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры по временам года. Игры можно использовать для прогулок и на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx20.71 КБ
Файл vesna.docx22.6 КБ
Файл osen.docx2.21 МБ
Microsoft Office document icon d.i.ovoshchi-_frukty.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Овощи-фрукты»

                                                                               

                                                                                Составила воспитатель:

            Корзухина Н.Е.

                                                       

                                                   

Конспект сюжетно-тематической  игры на тему: «Зимний лес».

Задачи:

Область здоровья: Расширить знания детей о лесе; о пользе прогулок в лесу для организма.

Область физической культуры: Развивать основные виды движения и физические качества (ловкость, быстрота, выносливость); ориентир в пространстве.

Коммуникативная область:

Формировать и закреплять коммуникативные навыки общения детей.

Материал и оборудование: Картинки с изображением зимнего леса; спортивный бум, дуги.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций  с изображением зимнего леса; рисование снеговика, зимнего леса, снежинок; прослушивание и заучивание песни «Белые снежинки», стихов о зиме.

1 вариант.

Педагог:- « Посмотрите ребята, мы с вами попали в зимний лес. Какая вокруг красота. Все деревья стоят в снежном убранстве, вокруг искрится снег. Настоящее чудо. А что можно делать в зимнем лесу?»

Дети: - «Кататься на лыжах; на санках; играть в снежки; лепить снеговика; валяться в снегу».

Педагог: « Давайте встанем на лыжи и отправимся  дальше в лес (катание детей на лыжах). Вот мы с вами и попали на лесную поляну. (дети снимают лыжи). Ребята, а кого надо подкармливать в лесу зимой?»

Дети: - « Птиц ».

Педагог: «А как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

Дети: Зимующие птицы.

Педагог: Почему они так называются?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Физминутка  «Вороны»

Вот под ёлочкой  зелёной, скачут весело вороны.
Кар-кар-кар
(громко)
Кар-кар-кар
(громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар
(тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).

Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?  Вставайте  в кружок.

Педагог рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками.

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало.

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.

Вороны питаются очистками, остатками пищи.

Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!

Воспитатель:  Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

Дети размышляют.

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Дидактическая игра: «Птички на кормушках». Воспитатель загадывает загадки,  дети отгадывают.

В зимний день среди ветвей

           Стол накрыли для гостей.

    (Кормушка.)

Чернокрылый, красногрудый

    И зимой найдет приют.

    Не боится он простуды,

    С первым снегом тут как тут.

            (Снегирь.)

      Непоседа, невеличка,

      Желтая почти вся птичка.

      Любит сало и пшеничку.

      Кто узнал ее?

          (Синичка.)

  Уличный мальчишка

      В сером армячишке

      По двору шныряет,

      Крошки собирает,

      По полям кочует,

      Коноплю ворует.

         (Воробей.)

  Гладенький, аккуратненький.

      Урчит, воркует,

      Дружка целует.

         (Голубь.)

Педагог: Ребята, а давайте повесим  нашу кормушку вот на то дерево, под горкой. А спустимся мы туда на ледянках (катание детей на ледянках с горки). Дети с педагогом вешают кормушку и насыпают туда корм.

Педагог: Мы с вами ребята сделали доброе дело, но нам пора  отправляться в обратную дорогу. Но как мы попадем обратно на горку?  А вот с помощью этого каната.

Проводится игра « Перетяни канат» 2-мя командами.

По окончанию игры педагог обращается к детям: «Ребята, посмотрите друг на друга у вас у всех красные щечки и хорошее настроение. А это все сделал «Зимний лес».

2 вариант игры

Педагог:- « Посмотрите ребята, мы с вами попали в зимний лес. Какая вокруг красота. Все деревья стоят в снежном убранстве, вокруг искрится снег. Настоящее чудо. А что можно делать в зимнем лесу?»

Дети: - «Кататься на лыжах; на санках; играть в снежки; лепить снеговика; валяться в снегу».

Педагог: - « Давайте встанем на лыжи и отправимся  дальше в лес (катание детей на лыжах). Вот мы с вами и попали на лесную поляну. ( дети снимают лыжи). Ребята, а кого надо подкармливать в лесу зимой?»

Дети: - « Птиц ».

Педагог: «А как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

Дети: Зимующие птицы.

Педагог: Почему они так называются?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель:  Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

Дети размышляют.

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Дидактическая игра: «Птички на кормушках». Воспитатель загадывает загадки,  дети отгадывают.

В зимний день среди ветвей

           Стол накрыли для гостей.

    (Кормушка.)

Чернокрылый, красногрудый

    И зимой найдет приют.

    Не боится он простуды,

    С первым снегом тут как тут.

            (Снегирь.)

      Непоседа, невеличка,

      Желтая почти вся птичка.

      Любит сало и пшеничку.

      Кто узнал ее?

          (Синичка.)

  Уличный мальчишка

      В сером армячишке

      По двору шныряет,

      Крошки собирает,

      По полям кочует,

      Коноплю ворует.

         (Воробей.)

  Гладенький, аккуратненький.

      Урчит, воркует,

      Дружка целует.

         (Голубь.)

Педагог: Ребята, а давайте повесим  нашу кормушку вот на то дерево, под горкой. А спустимся мы туда на ледянках (катание детей на ледянках с горки). Дети с педагогом вешают кормушку и насыпают туда корм.

Педагог: Мы с вами ребята сделали доброе дело, но нам пора  отправляться в обратную дорогу. Но как мы попадем обратно на горку?  А вот с помощью этого каната.

Проводится игра « Перетяни канат» 2-мя командами.

По окончанию игры педагог обращается к детям: «Ребята, посмотрите друг на друга у вас у всех красные щечки и хорошее настроение. А это все сделал «Зимний лес».



Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно-тематической игры на тему «Весна».

Задачи:

Область здоровья: Расширить знания детей о временах года; о  значении каждого времени года для организма; о пользе физических упражнений и закаливания.

Область физической культуры: Развивать основные виды движения и физические качества (ловкость, быстрота, выносливость); ориентир в пространстве.

Коммуникативная область:

Формировать и закреплять коммуникативные навыки общения детей.

Материал и оборудование: Картинки с изображением времени года:  весна; ледоход, первые проталины; спортивный бум, дуги.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций  с изображением леса;  загадывание загадок на тему «Что растет в лесу»; рисование грибов; ягод;  прослушивание и заучивание песни «Голубой вагон».

Конспект тематического занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Ход игры:

Педагог: Ребята, отгадайте загадку и  узнайте, какому времени года будет посвящена наша игра.

Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут ее … (весна).

Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное, …). Давайте найдем наше настроение и вспомним, какое еще бывает настроение.

Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова “весной”…

Весной… ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной появляются проталинки.
Весной появляются лужи.
Весной набухают почки
Весной прилетают птицы.
Весной появляются сосульки.
Весной бегут ручьи.
Весной просыпаются насекомые ?
Весной дикие животные меняют цвет шубки.
Весной у зверей появляются детеныши.
Весной появляются первые цветы: подснежники, мать – и - мачеха.
Весной появляется трава.
Весной идет дождь.

(Дети отвечают, воспитатель выставляет на мольберте картинки с приметами в две “дорожки”:ранняя , поздняя весна)

А какая весна у нас сейчас? (Ранняя)

Подвижная игра: “Весна, весна красная”.

Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью, (идут в другую сторону)
С великой милостью:
Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх встают на носочки, вдох)
С корнем глубоким, (приседают, опускают руки, выдох)
С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу).

Упражнение на дыхание: “Ах, как пахнет!” (предложить понюхать, как пахнут весной: воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться - несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом “Ах!”)

Весна приготовила для вас сюрприз.

Отгадайте, что это?

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)

Вот сколько сосулек. Возьмите по одной.

Потрогайте сосульку, какая она? (Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая)

Какая она по форме? На что она похожа? (На морковку)

Посмотрите на нее, какая она? (Прозрачная, блестящая, переливается на солнце…)

Если сосулька упадет, что произойдет? (Она разобьется). Давайте проверим. (Роняю). Значит, она какая? (Хрупкая). Что еще бьется при падении? (Стекло)

Что происходит с сосулькой в тепле? (Тает)

Возьмите сосульку в руку, что вы видите? (По сосульке стекают капельки). Послушайте, как звенят капли. (Подставить поднос)

Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель.

Пальчиковая гимнастика:

“Кап-кап-кап звенит капель – (барабанить пальцами по столу, имитируя игру на пианино)
Это к нам пришёл апрель”.

Послушайте стихотворение. (Чтение ребенком стихотворения “Капель”)

На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идет апрель,
Звенит капель
На улице весна.

Название какого месяца вы услышали в стихотворении?

Какие еще весенние месяцы знаете?

Давайте дружно скажем: “Март, апрель, май – их не забывай”.

Так что же весной ярко светит, греет, припекает?

Давайте позовем солнышко.

Закличка “Солнышко” (с хлопками):

Солнышко ясное, нарядись! (хлопки по плечам, скрестив руки на груди)
Солнышко красное, покажись! (хлопки в ладоши)
Платье алое надень, (хлопки по коленям)
Подари нам красный день! (хлопки над головой).

(Внести нарисованное солнце с одним лучом).

Солнышко пока к нам добиралось, все свои лучики раздарило. Надо как-то исправить положение. Давайте поиграем с лучом.

Зрительная гимнастика: 

Лучик вверх, лучик вниз,
Лучик детям улыбнись,
Вправо, влево посмотри,
Вокруг солнца обойди.
Что же можно сделать? (Ответы детей)

Дети дорисовывают лучи фломастерами, воспитатель – глаза, улыбку. 

Солнышко благодарит вас за помощь и приглашает поиграть со своими друзьями - солнечными зайчиками.

Игра с зеркальцами.
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картину,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Вот и спрятался в кроватке.
С нами он играет в прятки.
1, 2, 3, 4, 5
Мы идем его искать.

(Если солнца не будет, то после загадки перед детьми возникает проблемная ситуация, которую они объясняют: “нет солнца – не может быть солнечных зайчиков”)

Как вы думаете, какие краски нужно взять, чтобы нарисовать весну? (Ответы детей: желтую – для солнца, синюю – для неба, зеленую - для листиков…). Мы с вами уже умеем, как волшебники, получать из двух цветов третий. Назовите, какой цвет получится в этом случае (показ карточек). Весна приготовила для вас интересный фокус. (Вношу цветовой волчок: на круге – 7 цветов спектра). Как вы думаете, что получится при вращении волчка? (Вращаю волчок, наблюдаем получение белого цвета)

Наше занятие заканчивается. Вы все меня порадовали. А весна с нами не прощается, ее следы мы будем замечать везде. Согласны?

На прощанье весна дарит вам свои маленькие солнышки.

Конспект сюжетно-тематической игры

на тему: «Весна красна идет».

Составила воспитатель:

Корзухина Н.Е

                             

                               


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                          Дидактическая игра « Овощи-фрукты».

Дидактическая задача: Учить рассказывать о продуктах, о пользе овощей и фруктов; быть вежливыми и внимательными друг к другу.

Игровые правила: Находить и приносить только овощ или фрукт согласно заданию.

Игровые действия: Загадывание и отгадывание загадок об овощах и фруктах.

Материал и оборудование: овощи и фрукты (игрушки), корзинки.

1 вариант:

Ход игры: Воспитатель сообщает, что сегодня мы отправляемся не в магазин, а на огород, где растут все овощи и фрукты.

Доехать туда можно на поезде. Мы с вами знаем, что поезд состоит из вагончиков. Каждый из вас будет – вагончик:

« Вагончики выстраиваются                        Ходьба чередующаяся с бегом.

 и в путь отправляются»

( можно использовать песню « Голубой вагон».

Вот мы с вами и приехали. Посмотрите вокруг (повороты головой влево - вправо, вверх-вниз).  Весь урожай нам надо собрать. Загадки об овощах и фруктах: ).

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
(Лук)

*
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)

*
Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет.
(Морковь)

*
Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина.
(Капуста)

 

Давайте разделимся на две команды. Одна команда будет собирать - овощи, а другая – фрукты.

По команде воспитателя:

Раз, два, три,

Витамины собери,

И в корзинку положи.

Дети бегут на огород, приносят и называют овощ или фрукт.

Игра повторяется 2-3 раза.

2 вариант.

 Можно проводить игру используя только - овощи, или только - фрукты. Усложнить игру можно прибавив к овощам и фруктам другие продукты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Времена года в городе"

Данная игра направлена на закрепление знаний детей о своем городе в разные времена года...

Дидактическая игра "Времена года"

Данный материал предназначен для детей дошкольного возраста при знакомстве их с временами года...

дидактическая игра "Времена года"

Дидактическая игра о временах года для детей старшего дошкольного возраста.В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются умения:определять время года по признакам и приметам;составлять пр...

дидактическая игра "Времена года"

Игра позволит различать изменения природы в разные времена года;понимать и ценить красоту родной природы;уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием кр...

Дидактическая игра "Времена года"

Данное пособие предназначено для детей возраста 5-7 лет. Направленно на познавательное и речевое развитие ребенка. Дополнительные атрибуты для игры:- 4 круга, изготавливаются  из цветного ка...

Дидактическая игра «Времена года»

Дидактическая игра«Времена года»Данная дидактическая игра рекомендуется для занятий по ОО Познание с детьми старшего дошкольного возраста.Цель: Выявление и обобщение знаний о природе....