Роль системы знаний в обучении детей рассказыванию
статья по развитию речи по теме

Бибик Наталья Вячеславовна

Развитие речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_rasskazyvaniyu.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

В умственном развитии дошкольников огромное значение имеет формирование устной речи. В дошкольном возрасте дети овладевают всеми элементами родного языка – словарным запасом, грамматикой, фонетикой, синтаксисом. У них развивается умение связно, логически последовательно передавать события, составлять рассказы.

 Задача педагога – постоянно пополнять и активизировать словарь ребёнка, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную разговорную речь, умение грамматически правильно и точно выражать свои мысли. «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой предусмотрена определённая система занятий по обучению рассказыванию – описание предметов и игрушек, пересказ литературно – художественных произведений, составление творческих рассказов из личного опыта и по картине.

Чтобы эта работа осуществлялась успешно, надо обогащать знания детей по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью, используя для этого разнообразные виды детской деятельности: экскурсии, прогулки, беседы, встречи с известными людьми. Особое место стоит отвести сюжетно – ролевым играм, в которых дети более точно отражают окружающую их жизнь, передают характеры полюбившихся героев литературных произведений.

Важны также и дидактические игры, например, такие как «Что растёт на огороде?», «Что цветёт в саду?», «Найди предмет по описанию», и другие. Эти игры не только развивают способность логически мыслить, умение рассказывать, но и воспитывают у детей бережное отношение к природе, уважение к труду, учат любить и беречь свой родной город, край.

Разнообразной станет тематика рассказов из личного опыта и по воображению, так как будет отражать детские наблюдения, полученные во время прогулок, экскурсий. Например, «Как мы кормили животных в зоопарке», «Наш город осенью» и т.п.

 Педагог должен научить детей рассказывать выразительно, эмоционально, грамматически правильно строя предложения. Предложите детям составить небольшой описательный рассказ по картинке, например, «Сбор урожая». Акцентируйте их внимание на трудовые процессы людей, на характер труда, на технику, которую используют при работе. Следите за тем, чтобы дети в своих описательных рассказах старались найти точные и образные выражения: «Люди дружно работают. Они отправляют урожай в город на машинах» и т.д., чаще   использовали пословицы и поговорки о труде: «Не трудиться, так хлеб не родится», «Без труда нет плода» и др.  

При проведении беседы в ходе занятия, педагог, грамотно поставленными вопросами, подводит детей к пониманию причин действий, поступков людей. Это помогает ребёнку понять содержание картины и правильно построить свою речь. В конце занятия учите детей обобщать и делать выводы.

Эмоционально, активно, содержательно и интересно дети составляют рассказы тогда, когда у них есть достаточный запас знаний и представлений. Всё это достигается определённой системой занятий и взаимосвязью всех сторон воспитательной работы с детьми.

Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с теми детьми, у которых слабо развита речь и с теми, кто был менее активен на занятиях.

У родителей есть больше возможности в обогащении знаний детей об окружающем мире. Они могут сводить ребёнка в музей, театр, на выставку, зоопарк, показать достопримечательности города, отвезти на прогулку в лес и т.п.

Поэтому, педагогам следует проводить беседы и консультации с родителями, оформлять памятки, рекомендации, в родительский уголок помещать разнообразный материал на определённую тему, например, «Как разнообразить речь ребёнка», «Учите стихи играючи», «Недостатки речи у детей и пути их исправления», «Что читать детям?» и др.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"

Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...

Опыт работы по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8"Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок...

Обучение детей рассказыванию по картине

Презентация предназначена для воспитателей или студентов дошкольных отделений педагогических колледжей  и направлена на формирование знаний в вопросах развития монологической речи дошкольник...

Обучение детей рассказыванию по картине.

Материал из опыта работы учителя-логопеда на тему "Обучение детей рассказыванию по картине."...

Аналитическая справка по результатам контроля на тему «Система обучения детей рассказыванию».

Аналитическая справка по результатам контроля на тему «Система обучения детей рассказыванию»....

Аналитическая справка по результатам контроля на тему «Система обучения детей рассказыванию».

Аналитическая справка по результатам контроля на тему «Система обучения детей рассказыванию»....