открытое занятие "Жаворонок"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Глушенкова Светлана Александровна

 

Ознакомление воспитанников с произведением поэта-романтика В. А. Жуковского «Жаворонок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_zhavoronok.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Василий Андреевич Жуковский «Жаворонок».

Цель: Познакомить воспитанников с произведением поэта-романтика, нашего земляка В. А. Жуковского «Жаворонок».

Задачи:

1.Продолжить знакомство с творчеством писателя-земляка В. А. Жуковского. Вызвать интерес к творчеству поэта и желание познакомиться с другими его произведениями.

2. Формировать эмоционально-образное восприятие произведения.

3. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке.

4. Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи.

5. Совершенствовать общеречевые навыки: побуждать отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.

6. Приобщать детей к миру художественной литературы, развивать творческое воображение.

Оборудование:

проектор, выставка книг В.А. Жуковского, карандаши, альбомные листы, колокольчик, запись пения жаворонка, шапочки жаворонков.

Предварительная работа.

  1. Чтение произведений В.А. Жуковского: «Спящая царевна», «Мальчик с пальчик», «Кот в сапогах», лирические стихотворения.
  2. Экскурсия к памятнику В.А. Жуковского.
  3. Экскурсия в детскую библиотеку. Посещение выставки книг В.А. Жуковского.
  4. Конкурс чтецов.

Словарная работа:

  1. Жаворонок
  2. Темный лес зардел
  3. В долине пар белеет одинокий
  4. Лазурь
  5. Радушно
  6. Беспредельно

Ход занятия.

  1. Организационное начало
  1. Приветствие.

-Ребята, я рада всех вас видеть на нашем занятии. Сегодня мне будут помогать Наталья Николаевна и Надежда Николаевна. Наталья Николаевна будет демонстрировать слайды, а Надежда Николаевна снимать наше занятие на видео. Поэтому попрошу вас не отвлекаться, сидеть ровно, быть внимательными и активными.

II.     Основная часть.

         1.Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством нашего великого земляка, поэта-романтика В.А. Жуковского. (слайд №1)

-Ребята, а кто из вас вспомнит, какие произведения он писал? (Ответы детей: стихи, баллады, басни, сказки).

2.Работа с выставкой книг, обобщение полученных ранее знаний. Викторина по произведениям В.А. Жуковского.

- С некоторыми из произведений В.А. Жуковского вы уже знакомы. И сейчас мы с вами устроим маленькую викторину. Я узнаю кто из вас самый внимательный. Я вам прочту отрывок из произведения, а вы мне его назовете.

2.1. с выставки книг беру произведение В.А. Жуковского «Спящая царевна». Читаю отрывок:

«Неподвижно спит она.

Что ж разрушит силу сна?

Он души не удержал

И ее поцеловал.

Вмиг проснулася она;

И за нею вмиг от сна

Поднялося все кругом:

Царь, царица, царский дом;

Снова говор, крик, возня;

Все, как было; словно дня

Не прошло с тех пор, как в сон

Весь тот край был погружен.»

(ответы детей).

2.2. Чтение отрывка из произведения  В.А. Жуковского «Мальчик с пальчик».

Отрывок:

«Жил маленький мальчик:

Был ростом он с пальчик,

Лицом был красавчик,

Как искры глазенки,

Как пух волосенки.

Он жил меж цветочков;

В тени их листочков

В жары отдыхал он,

И ночью там спал он,

С зарей просыпался,

Живой умывался

Росой, наряжался

В листочек атласный

Лилеи прекрасной;

Проворную пчелку

В свою одноколку

Из легкой скорлупки

Потом запрягал он,

И с пчелкой летал он…»

(ответы детей)

2.3. Чтение отрывка из произведения В.А. Жуковского «Кот в сапогах».

 Отрывок:  

Жил мельник. Жил он, жил и умер,

Оставивши своим трем сыновьям

В наследство мельницу, осла, кота

И… только. Мельницу взял старший сын,

Осла взял средний; а меньшому дали

Кота. И был он крепко недоволен

Своим участком.. «Братья, - рассуждал он , -

Сложившись, будут без нужды; а я

Изжаривши кота, и съев, и сделав

Из шкурки муфту, чем потом начну

Хлеб добывать насущный?»

(ответы детей)

- Молодцы, ребята! Вы все хорошо знаете произведения нашего писателя-земляка В. А. Жуковского.

3.  Беседа по проведенным экскурсиям.

Дети, мы ходили с вами на экскурсию. Посмотрите на этот слайд (Слайд№2) и скажите, какому писателю поставлен памятник-бюст в нашем городе возле медицинского училища.

(ответы детей В. А. Жуковскому)

А есть еще в нашем городе памятники писателям?

(ответы детей Пушкину А.С.)

Хорошо, правильно, ребята! А теперь посмотрите на этот слайд (Слайд№3). Это тоже ваша фотография, и вы – с книгами. Вспомните, где была сделана эта фотография?

(ответы детей: детская библиотека)

4. Ознакомление с новым произведением В. А. Жуковского «Жаворонок».

4.1. Беседа перед восприятием произведения.

- Итак, ребята, вы молодцы, я очень рада что вы все хорошо помните и надеюсь, будете и дальше пополнять свои знания. А сейчас садитесь поудобнее, я вам прочитаю новое произведение В. А. Жуковского. Оно называется «Жаворонок».

- А кто такой жаворонок?

- Вы видели когда-нибудь жаворонка? (Слайд№5).

- Это небольшая птичка, чуть больше воробья, и похожа на него пестрым оперением. Обычно жаворонок поет над полем, лугом. Его не услышишь в лесу. Поет жаворонок, когда светит солнце, и разглядеть его в небе очень трудно. Но голос его звонкий, сильный – слышен далеко.

- А вы слышали как он поет? (запись пения жаворонка).

4.2. Чтение произведения «Жаворонок».  

-Вот об этой птичке я и прочитаю вам стихотворение, которое написал В. А. Жуковский.

 Читаю стихотворение «Жаворонок».

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,

Так беспредельно, так воздушно;

Весь божий мир здесь вижу я,

И славит бога песнь моя!

  1. Беседа о прочитанном. Словарная работа.

- Понравилось вам стихотворение?

- О каком времени года здесь говорится?

- Значит жаворонок приносит весну? Он вестник тепла, солнца?

- В этом стихотворении встречались трудные слова. Как вы считаете, что такое «лазурь»? как вы поняли «темный лес зардел»?

4.4. Повторное чтение стихотворения.

- давайте я прочитаю стихотворение еще раз, а вы послушаете и попробуете себя представить утром, в поле. И над вами поет жаворонок.

Читаю стихотворение. (Запись музыки).

- Понравилось?

5. Динамическая пауза. Подвижная игра «Жаворонок».  

 - Ребята, а давайте представим, что мы тоже стали птичками. И поиграем в игру «Жаворонок».  

Ход игры:

Дети стоят в кругу.

- В небе жаворонок пел

Колокольчиком звенел

Порезвился в тишине

Спрятал голову в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается внутри круга. С концом песни останавливается, и кладет колокольчик на пол, между 2 детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первый возьмет колокольчик, становится «жаворонком». Игра повторяется.

- Молодцы, поиграли, отдохнули, теперь за дело.

6. Рисование жаворонка по подготовленному шаблону.

6.1. Беседа перед рисованием.

- Ребята, сейчас мы с вами попробуем нарисовать жаворонка. Чтобы вам было легче, я сделала контур птички. А ваша задача – дорисовать ей клюв, глазки, лапки.

- Кто скажет, на что похож глазик, на какую геометрическую фигуру? А клювик?

- для чего птичкам нужны глаза, клюв?

- Что еще можно нарисовать?

- Какого цвета карандаши вы будете использовать?

- Держите карандаши правильно, спинки ровно, низко не наклоняйтесь.

6.2. Повторное чтение стихотворения.

- А пока вы будете рисовать, я вам еще вам прочту стихотворение «Жаворонок». (запись музыки)

6.3. Выставка детских работ. Анализ и самоанализ.

- Давайте прикрепим ваши работы на стенд. Вы все старались, молодцы. Смотрите, сколько жаворонков у нас! Теперь у нас скоро наступит весна, ведь жаворонок – первая весенняя птичка, которая прилетает к нам после долгой зимы.

-А как вы думаете, о какой из этих птичек написал свое стихотворение В.А. Жуковский?

- Почему вы так думаете?

7. Итог занятия.

- Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, с каким произведением вы сегодня познакомились? А кто его автор? Понравилось вам это стихотворение? Если кто-то захочет, я помогу выучить это стихотворение наизусть.

- А что еще мы с вами сегодня научились делать? (рисовать птичек)

- А вам понравилась игра? Будете еще в нее играть?

- Спасибо за работу. Вы все были внимательны, отвечали на все мои вопросы. Молодцы! А на следующем занятии мы познакомимся с другими произведениями В.А. Жуковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

Открытое итоговое родительское собрание с элементом открытого показа НОД

Примерный конспект открытого итогового родительского собранияв старшей группеНОД по математическим играм Тема: «Что умеют наши дети?»Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития у ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» (открытый просмотр на «Дне открытых дверей»)

Занятие по рисованию в первой младшей группе с использованием натрадиционной техники "Закрашивание с помощью кусочка поролона". Занятие проводится в игровой форме, в нем воспитываются добрые чувства, ...

«Открытие Малых Олимпийских игр, посвященных открытию ХХII Зимних Олимпийских игр «Сочи 2014».

Цели и задачи: популяризация зимних видов спорта среди детей дошкольного возраста, привлечение детей к занятиям спортом, воспитание чувства патриотизма.Время и место проведения: 7 февраля 2014, спорти...

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"

Цель:  Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...