нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
проект по развитию речи на тему

Сомова Виктория Сергеевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ Детский сад № 1 пгт. Кесова Гора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

 

тема:

 «Жизнь и устои славян»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнила воспитатель: Орлова В.С.

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

 

   Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторический ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

   Любовь к русской народной культуре и ее традициям надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству она обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Она прямо связана с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, педагог должен в ребенке пробудить чувство любви к родине, к ее национальной культуре.

   Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
   Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

   Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность.

  Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, устному народному творчеству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

   Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.        

   Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

    В проекте "Жизнь и устои славян " подчеркивается о важности приобщения ребенка к культуре своего народа, воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, формирование основ духовной и эстетической культуры подраста­ющего поколения.

      Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

     Воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую следует рас­сматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.

    На современном этапе развития российского общества наблюдается рост интереса к духовной культуре нации. Люди пытаются глубже изучить историю своего народа, вникнуть в сущность национальных ценностей и интересов. Воспитание детей на основе этнографического материала является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

    Исходя из вышеизложенного, я пришла к выводу, что знакомить детей с историей своей Родины, с ее укладом и народными традициями нужно начинать в дошкольном возрасте.

Актуальность.

Моя тема является актуальной т.к. не все дети знают историю своей страны, своего родного края, историю русского народа, историю своей семьи, не ценят все то, что связано с родным краем и культурой своей малой Родины.

Проект разработан в силу особой проблемы нравственно- патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях - это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.

    Наши дети должны хорошо знать историю Российского государства, традиции национальной культуры малой Родины, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                МДОУ Детский сад № 1

Воспитатель: Орлова В.С.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.
Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Права детей и семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены
.

Тема «Древняя Руси» посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, русскому национальному костюму, внутреннее убранство избы, ведение хозяйства древних славян. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта.

Цель

Формирование духовности, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к русской народной культуре. Изучение истории русского крестьянского быта.

Задачи:

  • Расширять кругозор в области истории нашей страны;
  • Познакомить с русским национальным костюмом; с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; с ведением хозяйства древних славян;
  • Развивать творческие способности, речевые умения, умение рассуждать;
  • Умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию, делать выводы;
  • Воспитывать у детей любовь к истории русского народа.

Начиная работать по  воспитанию нравственно-патриотических чувств, уважения к русской народной культуре, можно обратиться к  презентации «Древняя Русь» (приложение 1)

Презентация состоит из разделов:

  • Древняя Русь (слайд № 1)
  • Русский национальный костюм (слайд № 5)
  • Русская изба (слайд № 18)
  • Внутренне убранство избы (слайд № 22)
  • Как древние славяне вели хозяйство (слайд № 38)

Древняя Русь (слайд № 1)

Цель: Развитие интегративного качества: «любознательный, активный» - расширение кругозора детей.

1. Развивать представление о времени (прошлое, настоящее, будущее). Понимать близкое и далекое  прошлое;

2. Прослушивание песни «Здравствуй Родина моя»;

3. Оснащение группы материалом по данной теме;

4. Рассматривание иллюстраций к стихам, рассказам, былинам.

Книги с картинками про русских богатырей;

4. д/ игра «Что лишнее»  (игра по теме «Древняя Русь») Цель: Соотносить современное и прошлое  время;

5. Просматривание мультфильмов («Василиса Никулишна», «Алеша Попович», «Добрыня»;

6. Русские народные подвижные игры;

7.Рисование на тему «Родина моя!»;

8. Экскурсия в музей.

Русский национальный костюм (слайд № 5)

Цель: Формирование гендерной принадлежности мужская и женская одежда. Проявление эстетического чувства, эмоции, эстетического вкуса, эстетического восприятие, интерес к искусству.

1.Рассматривание, обсуждение и сравнение иллюстраций с видами одежды мужчин и женщин Древней Руси;

2.Раскрашивание картинок  славян в народных костюмах;

3. Рисование «кокошник для барышни»;

4.Аппликация «узорные сарафан и рубаха»;

5.Лепка «лапти для куклы»;

6. Д/игра «Одень барышню» (знать  и называть разновидность одежды, учиться составлять свои комплекты одежды);

7. Сюжетная игра «на ярмарке» с использованием национальных  русских женских  и мужских костюмов;

8. Русские народные подвижные игры.

Русская изба (слайд № 18)

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы.

1.Рассматривание иллюстраций русская изба, изучение их строения;

2.Раскрашивание картинок  «хоромы князя»;

3. Лепка русской избы;

4.Рисование русской избы;

5. Русские народные подвижные игры

Внутренне убранство избы (слайд № 22)

Цель: Донести до понимания детей особенности внутреннего убранства избы.

1.Внесение в группу предметов утвари, которые использовали на Руси;

2. Рассматривание предметов утвари, которые использовались на Руси (прялка, глиняные горшки, чугунки, полотенца, ухват, деревянная посуда и т.п.);

3. Проигрывание в д/ игру «Что лишнее?» (знать, называть предметы и соотносить их с определенным периодом времени);

4.Разукрашивание древних предметов утвари;

5. Русские народные подвижные игры.

Как древние славяне вели хозяйство (слайд № 38)

Цель: Познакомить с трудом древних славян; первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

1. Рассматривание дидактического материала по старинным ремеслам и современным профессиям;

2. Оснащение группы дидактическим материалом по старинным ремеслам и профессиям;

3. д/ игра «Славянская семья: родство и занятия» (развитие фантазии и воображения, самостоятельное использование атрибутов  и костюмов  в игре);

4.Провести беседу, какие остались ремесла в наше время;

5.Сделать сравнительную характеристику какие сохранились ремесла, какие  появились новые профессии. (Дать цель поисковой деятельности: кем работают твои родители, что они делают на работе);

6. Рисование «Ярмарка»;

7. Аппликация «узоры на полотенце для ярмарки»;

8.Лепка «бублики для ярмарки»;

9. Русские народные подвижные игры.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1.Принести из дома старинные предметы утвари, которыми пользовались на Руси;

2.Повторить дома с детьми: предметы утвари, одежды, оружия, орудия труда, мебели, постройки и т.д;

3.Подбор д/материала с видами костюмов;

4.Помощь в приобретении кукол в национальных костюмах;

5.Изготовление и пошив  русских национальных костюмов;

6.Помощь в оснащении сюжетно-ролевой игры атрибутами и костюмами;

7.Составление мини- коллажа и рассказа о профессии родителей;

8.Составление мини-коллажа по древним ремеслам; 
9.Сделать поделку по теме «Древняя Русь»;

10.Совместное проигрывание в игры родителей и детей под  руководством воспитателя на вечерней прогулке;

11.Презентация проекта «Древняя Русь»на итоговом родительском собрании.

экскурсия в краеведческий музей

с детьми дошкольного возраста

Цель: дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников, материальной и духовной культуры нашего поселка;

 Воспитывать любовь к русским традициям.

Задачи:

  1. Познакомить детей с содержанием музея.
  2. Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.
  3. Знакомство с предметами домашнего обихода (прялка, крынка, ухват, корыто и т. п.)
  4. Расширить представления детей о жизни русского народа.
  5. Способствовать развитию познавательных интересов детей.
  6. Развивать память, воображение, словарный запас.

F:\детский сад\P1000333.JPG

F:\детский сад\P1000340.JPG



Предварительный просмотр:

                                                                               МДОУ Детский сад № 1

Воспитатель: Орлова В.С.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное патриотическое, эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание в детском саду - это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Начиная работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народным промыслам в презентации (приложение 3):

  1. Матрёшка (слайд № 2)
  2. Гжель (слайд № 9)
  3. Хохлома (слайд № 13)
  4. Оренбургский платок (слайд № 17)
  5. Дымковская игрушка  (слайд № 18)
  6. Городецкая роспись (слайд № 22)
  7. Палехская миниатюра (слайд № 25)
  8. Жо́стовская  ро́спись (слайд № 27)
  9. Тульский самовар (слайд № 30)
  10. Тульский пряник (слайд № 31)
  11. Скань (слайд № 33)
  12. Каслинское литье (слайд № 34)
  13. Шемогодская резная береста (слайд № 37)
  14. Холмого́рская резна́я кость (слайд № 41)
  15. Филимо́новская  игру́шка раоппа (слайд № 42)
  16. Финифть (слайд № 46)

Знакомство детей с народным промыслом -  разносторонне воздействует на развитие чувств, знаний, представлений, умений, навыков и характера ребенка.

Цель:  Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Задачи:

  • Изучение  Русского народного промысла, сопровождающийся наглядным материалом;  
  • Уточнить методы и приемы, используемые при «разработке, творение, работе» народного промысла;
  • Обучении детей определенным видам лепке, росписи, рисовании, аппликации на тему «Русские народные промыслы»;
  • Развитие координации движений, моторики рук, мышления, памяти, эстетического вкуса;
  • Ознакомление со стихами, загадками, рассказами, историей о народных промыслах.

      Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народным промыслам, чувство радости от встречи с прекрасным.
Воспитывать нравственные ценности, уважительное отношение к труду человеческих рук.
    Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с Русским народным промыслом оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
    Очень точно об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка
.

«Матрёшка».

Цель: Содействовать патриотическому воспитанию дошкольников; развивать художественный вкус; учить различать матрешек по форме, цветовому оформлению.

1. Чтение рассказа «Русская матрёшка»;

2. Дидактические и подвижные игр: «Разложи и собери матрешек вместе», «Что из чего сделано? », «Угадай на ощупь», «Собери матрешку», «Матрешки и карусели» «Народные промыслы», «Спрячь матрешку», «Найди сестричку для матрешки», «Разложи матрешек по величине», «Матрешки и ложки», «Прячем Матрешку», «Бегите к Матрешке», и т. д.

3.Стихи и загадки про матрешку;

4. Учить детей изображать игрушку матрёшку (в лепке, аппликации, рисунке);

5. Выставка детских работ «Моя матрёшка»;

 «Гжель» 

Цель - воспитывать интерес к искусству народных мастеров и желание создавать свой рисунок по гжельским мотивам. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

1.Предоставить наглядный материал;

2. Чтение стихов и загадок;

3.Гжельская роспись раскраска для детей;

3 Хохлома

Цель - Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, ее историей; воспитывать интерес и любовь к народному искусству. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

1.Учить детей видеть и выделять характерные элементы хохломской росписи, ее цветовую гамму;

2.Хохломская роспись раскраска для детей;

3.Познакомить детей со стихотворением и загадками о хохломской росписи;

4.Закрепление  приемов работы с красками; развитие  умения строить рисунок в стиле хохломской росписи;

5.Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Комаринская».

Оренбургский платок

Цель - Знакомить детей с народным промыслом Оренбургские пуховые платки ручной работы, искусно создавших их из нежного козьего пуха. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

1.Предоставить наглядный материал;

2. Познакомить детей с историей оренбургского пухового платка;

3. Чтение стихотворения – «Мне платок подарили пуховый»

 Выскубова Л.В.

Дымковская игрушка 

Цель - Развивать эстетическое восприятие через приобщение к декоративной деятельности. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

1.Познакомить с дымковской игрушкой, через наглядный материал;

2. Дидактические игры: дорисуй узор, нарисуй также;

3.Обучении их лепке и формировать навыки декоративного оформления дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов;

4. Чтение стихотворения и частушки о дымковской игрушке.

Городецкая роспись

Цель: Расширять знания детей об особенностях Городецкой росписи. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

1. Предоставить наглядный материал;

2. Познакомить с основными приемами городецкой росписи;

3. Изготовление поздравительной открытки-раскладушки к 8 марта;

4. Чтение стихов и загадок;

Палехская миниатюра

Цель - знакомить детей с Палехской миниатюрой, ее историей. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

1.Предоставить наглядный материал;

2. Чтение - Сокровища русского искусства - «Палехская лаковая миниатюра».

Жо́стовская  ро́спись

Цель: Познакомить детей с особенностями жостовской росписи. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

1.Предоставить наглядный материал;

2.Чтение истории  создания;

3.Формы подноса и композиции схем;

4. Рисование подноса.

Тульский самовар и Тульский пряник

Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

1.Обобщить знания детей о народных промыслах Тульского края;

2.Предоставить наглядный материал;

3.Чтение загадок;

4.Подвижные игры;

5.Учить украшать силуэт пряника, используя элементы росписи фигурного пряника: линии, мазки, точки.

Скань

Познакомить детей с определенным способом выполнения узорных изделий из тонкой проволоки, которая вытянута из драгоценных металлов (серебра, платины, золота). В результате чего получаются проволочные кружева. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

1.Предоставить наглядный материал;

2.Чтение истории  создания;

3.Изготовление из тонкой металлической проволоки простые фигурки: круг, квадрат, треугольник, змейку, спиральку.

Каслинское литье

Познакомить детей с народным промыслом Южного Урала: чугунным литьем. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

1.Предоставить наглядный материал;

2.Дидактическая игра: «куча-мала «(образцы модулей для разрезания);

3.Чтение стихов и загадок;

4. Лепка «фигура коня».

Шемогодская резная береста

Знакомить детей с традиционным русским народным художественным промыслом резьбы по бересте. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

1.Предоставить наглядный материал;

2.Рассказать о том из чего и как делается художественный промысел резьбы по бересте;

3. Аппликация «плетенные коврики».

Холмого́рская резна́я кость

Цель - знакомить детей с резьбой по кости народным художественным промыслом, ее историей. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

1.Предоставить наглядный материал;

2.Чтение истории  создания;

Филимо́новская  игру́шка раоппа

Цель: познакомить детей с филимоновской игрушкой, дать представление о характерных элементах декора и цветосочетания. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

1.Предоставить наглядный материал;

2. Учить детей расписывать изделие ярким узором, располагая рисунок кругами и полосками по образцу воспитателя и используя в узоре элементы филимоновской росписи;

3. Чтение стихотворения и частушек о филимоновской игрушке;

4. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками: сочетать разные формы и линии, самостоятельно выбирать цветовую гамму.

Финифть

Знакомить детей с особым видом декоративно-прикладного искусства Финифть с использованием эмалей, получивший развитие в Вологодском крае. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

1.Предоставить наглядный материал;

2.Чтение истории  создания.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

  1. «Консультация для родителей «Знакомим детей с народными промыслами»;
  2. Совместное изготовление родителей и детей «Народное творчество - дымковская игрушка»;
  3. Помощь родителей в подборе (совместно с детьми) познавательного и наглядного материала по теме «Народные промыслы»;
  4. Консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»;

  5. Презентация проекта «Древняя Русь» на итоговом родительском собрании.



Предварительный просмотр:

                                                                                 МДОУ Детский сад № 1

воспитатель: Орлова В.С.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО

 Устное народное творчество – это художественное слово русского народа, дошедшее до нас из глубины веков. Русские люди передавали слова песен, сказки, народные игры,  из уст в уста, от родителей к детям. Мы никогда не узнаем имена рассказчиков, в чьих устах звучало живое народное слово, которые бережно хранили никогда не умиравшую традицию великого русского народа и донесли ее до наших дней.

Художественная система русского фольклора своеобразна – былины, сказки, легенды, песни, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки,  язык которых прост, точен, выразителен. 

Народ создал множество   колыбельных песен, детских песенок и потешек для эмоционального контакта с ребенком. С красочным и причудливым миром русской народной  сказки ребенок встречается с самого раннего детства и не расстается с ним уже никогда.

Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течении многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.

 Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать  речь детей. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. 

Цель: Знакомить детей  дошкольного  возраста с русской народной культурой  посредством  устного народного творчества. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Задачи:

  • Знакомство детей с фольклором  русского народа. Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературой;
  • Использовать в процессе театрализованную деятельность;
  • Приобщать детей к русской культуре в игровой деятельности;  
  • Развивать творческие способности, речевые умения, умение рассуждать,
  • Умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию, делать выводы.

Чтобы работа была живой, увлекательной, эффективной  и главное, вызывала интерес и любовь к родному языку, и  художественному слову применялись разнообразные формы работы с детьми. От поставленных речевых задач и творческого подхода зависела форма работы с детьми: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1. Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, песенки).

2. Тематические беседы  по устному народному творчеству.

3. Народные подвижные и  словесные игры на прогулках  и в группе (см. приложение 2.3).

4. Совместное рассматривание книг, иллюстраций и презентации.

5. Дидактические игры на занятиях и в свободной деятельности. «Разрезные картинки по сказкам», «Матрешки», «Жили-были», «Пазлы сказок», «Кубики по сказкам, загадкам, былинам», «Чудесный мешочек», «Конструирование сказки», «Пальчиковый театр», «Большой – маленький» и др.

6. Театрализация  русских народных сказок на фланелегафе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.

7. Пение  народных песенок, потешек, игра на русских народных инструментах, музыкальные игры.  

8. Литературный досуг «Угадай сказку?»

9. Рисование, лепка, аппликация  по народному творчеству.

10. Пальчиковые игры.

11. Веселая зарядка «Тушки-татушки, испекли ватрушки», «Две старушки старые пирожки поставили», «матрешки».

12. Выставки детского творчества.

13. Итоговые занятия

14. Театрализация «Играем сказку»

15.  Слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.

Для ознакомления детей по устному народному творчеству я создала презентацию (приложение 2).

Презентация состоит из разделов:

  • Песни, потешки, прибаутки (слайд № 3)
  • Былина (слайд № 6)
  • Заклички (слайд № 9)
  • Сказки (слайд № 11)
  • Пословицы, поговорки (слайд № 17)
  • Загадки (слайд № 19)

       

Песни (слайд № 3)

Воспитывать в детях способность наслаждаться словесным словом русского народа. Формировать интонационную выразительность в речи, имитацию движений. Воспитание у детей любви к русской народной культуре.

  1. Разучивание детских песенок по устному народному творчеству, игра на русских народных инструментах;
  2. Хороводные игры: «Каравай», «Пирог», «Западня», «Заинька попляши», «У бабушки Меланьи»,«Жили у бабуси», «Серенький козлик», «Зайка», «Яша»;
  3. Слушание Русских народных песенок;
  4. Совместное рассматривание книг, иллюстраций и презентации.

Потешки, прибаутки (слайд № 3)

Познакомить с жанром потешки и прибаутки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки. Воспитание у детей любви к русской народной культуре.

  1. Знакомство детей с потешками:  «Потянушки – потягушки», «Ладушки, ладушки», «Котик»,«Водичка», «Расти, коса, до пояса», «Где же наши ручки?», « Каша из гречки Где варилась? В печке»;
  2. Знакомство детей с прибаутками:  «Конь бежит», «Та-ра-ра!», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду...», «Ах ты совушка-сова», «Барашеньки – крутороженьки», «Из-за леса, из-за гор», «Куда, Фома, едешь?», «Привяжу я козлика», «Вдоль по реченьке лебедушка плывет»;
  3. Дидактические игры  по русским народным  сказкам;
  4. Совместное рассматривание книг, иллюстраций и презентации.

Былина (слайд № 6)

Познакомить детей с Героями былин - это своеобразное олицетворение духа народного, который не склоняется перед страшными врагами, посягнувшими на землю родную. Воспитание у детей любви к русской народной культуре.

  1. Знакомство детей с былинами: «Три поездки Ильи Муромца», «Добрыня и Алёша», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»;

  2. Дидактические игры  по русским народным  былинам;

  3. Совместное рассматривание и чтение книг, иллюстраций и презентации.

Заклички (слайд № 9)

Учить понимать значение закличек. Помочь запомнить заклички русского народа. Воспитание у детей любви к русской народной культуре.

  1. Знакомство детей с закличками: про весну, про солнце, про дождик;
  2. Дидактические игры  по русским народным  сказкам;
  3. Совместное рассматривание книг, иллюстраций и презентации.

Сказки (слайд № 11)

Поддерживать интерес к русским  народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания детей по содержанию сказок. Учить точно отвечать на вопросы. Подвести к моделированию.   Обогащать и активизировать словарный запас.

Помочь детям эмоционально  воспринимать образный язык сказки. Участвовать самим в действии.  Запоминать действующих лиц, передавать сюжет сказки. Замечать образные слова. Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать  их словарный запас.

Воспитание у детей любви к русской народной культуре.

  1. Чтение русских сказок «Лисичка – сестричка и волк»,«Теремок»,«Лиса и заяц», «Кот и лиса», «Иван – царевич и серый волк», «сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка»,»Баба- Яга», «Гуси – лебеди», «Иванушка – дурачок»;
  2. Рассказывание сказок «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Зайкина избушка», театром игрушки;
  3. Пальчиковый театр «Теремок», «Заюшкина избушка», «Три медведя»;
  4. Театр картинок сказки «Гуси-лебеди»на фланелеграфе;
  5. Игра–драматизация  «Лиса и волк», «козлятки и волк», «Теремок»;
  6. Дидактические игры  по русским народным  сказкам;
  7. Слушание аудиосказок «Маша и медведь»,«Заюшкина избушка»;
  8. Совместное рассматривание книг, иллюстраций и презентации;
  9. Литературный досуг «Угадай сказку?».

Пословицы, поговорки (слайд № 17)

Учить понимать значение пословиц. Помочь заучить текст.

Помочь запомнить поговорки русского народа. Воспитание у детей любви к русской народной культуре.

  1. Знакомство детей с поговорками;
  2. Организовать игры с помощью считалки,   игра «Ловишки», «Волк и зайцы», «У медведя во бору»;
  3. Знакомство детей с пословицами (см. приложение 2.4);
  4. Дидактические игры  по русским народным пословицам, поговоркам;
  5. Совместное рассматривание книг, иллюстраций и презентации.

Загадки (слайд № 19)

Уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки. Воспитание у детей любви к русской народной культуре.

  1. Знакомство детей с загадками  русского народа;
  2. Дидактические игры  по русским народным  загадкам;
  3. Совместное рассматривание книг, иллюстраций и презентации.

  

Итоговое:

 «Русская народная мудрость - Устное народное творчество»

Выставка детского творчества – «Моя любимая Русская народная сказка»

Цель: Воспитание у детей любви к русской народной культуре.

Задача: Отвечать на вопросы воспитателя. Выявить у детей знания русских сказок, песен, пословиц, поговорок, закличек, потешек: узнавать героев сказок, выполнять творческие задания. Выражать образ мимикой, жестами, речевой интонацией. Развитие воображения, творческой активности при рисование.

Работа с родителями.

  1. Помощь в подборе наглядно-дидактических пособий;
  2. Подбор аудио фонотеки по детскому устному народному творчеству (сказки, песенки, русские мелодии);
  3. Рекомендовать прочитать художественные произведения с элементами русского фольклора, русских былин;
  4. Участие в оформлении книжной выставки по теме «Русский фольклор»;
  5. Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»;
  6. Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут сказки»;
  7. Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»;
  8. Консультация «Как выбрать полезную сказку для малыша»;
  9. Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам;
  10. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая Русская народная сказка»;
  11. Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на итоговом родительском собрании.

Развлечение «Русская песня»

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель

Формирование духовности, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к русской народной культуре.

Задачи:

  • Расширять кругозор в области истории нашей страны;
  • Воспитывать у детей любовь к истории русского народа;
  •  Широкое использование фольклора ( песен, частушек, пословиц, поговорок.);
  • Приобщение к русским народным играм.
  • Создать эмоционально положительное настроение от развлечения.

Под звуки музыки дети входят в русских народных костюмах, встают полукругом.

Вед. Ребята, мы с вами собрались, чтобы попеть, поиграть, поводить хороводы, поговорить о народной песне.

А сейчас давайте послушаем стихотворения о нашей Родине.

Реб (1).

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая земля?

— Отвечал он, пролетая:

— Лучше нет родного края!

Реб (2).

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое-

Это все мое, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!»

                               

Реб (3).

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.

Вед. Начнем наше веселье, заведем хоровод.

         Веселая и грустная, Здравствуй песня русская!

Песня - Во поле береза стояла

(В конце хоровода в домике раздвигаются занавески, и хозяюшка из окошка наблюдает за детьми)

Вед. Извините нас, уважаемая хозяюшка, мы вас не потревожили?

 (хозяйка выходит из избы к детям).

Хозяйка. Нет, вы мне не помешали. Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы. А зачем вы здесь собрались?

Дети. Чтобы попеть, поиграть, хороводы поводить.

Хозяйка. В старину у русского народа была традиция: вечерами после работы или в праздники выходили люди на околицу, за деревню на народное гулянье, попеть, поиграть, хоровод поводить. Во время гулянья веселили друг друга смешными стихами да песнями. А какой же праздник без веселой пляски!

Позову-ка я вас ребята на посиделки!

Будут песни, будут пляски и игра в горелки.

Эй, девчонки – девчушки,

Веселушки, хохотушки

 

Эй, мальчишки – молодцы,

Озорные удальцы,

Выходите поиграть!

Подвижная игра «Горелки»

Вед. Молодцы ребята, как вы дружно играли.

Ребята, а в чем же ходили русские люди на гулянья?

(Дети рассказывают о русском народном костюме и о традиционной русской обуви - лапти).

Плясовая: «лапти да лапти мои…»

Вед. Молодцы, а давайте вспомним Русские народные пословицы и поговорки.

-По одежке встречают, по уму провожают.

-Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

-У ленивой пряхи нет про себя и рубахи.

-Семь раз отмерь-один раз отрежь.

-Без топора-не плотник, без иглы – не портной.

-Аккуратность человека красит.

-При солнышке тепло, при матери добро.
-Нет такого дружка, как родная матушка.
-Изба детьми весела.
-Вся семья вместе, так и душа на месте.
-Материнская ласка конца не знает.

-Все равны детки - и пареньки, и девки. 
-Не спеши языком, спеши делом.

Хозяйка. Умницы, столько много пословиц и поговорок знаете!

Ребята, а частушки вы знаете?

Дети: Да, и сейчас мы вам споем!

Исполняют частушки:

Девочки:

Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом зале
Половицы лопнут?

Эх топни, нога,

Топни ровненькая

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

 

Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

 

Выйду. Выйду я плясать

В новеньких ботинках.

Все ребята говорят,

Что я как картинка.

 

Мой дружок ох, хорош,

Да росточком очень мал.

Проводил меня до дому,

Я чахнула, он упал.

- А чем ответят нам мальчики? Знаете ли вы частушки?

Мальчики:

                    начинаем петь частушки

                     Просим не смеяться,

Хором         Тут народу очень много,

                     Можем растеряться.

 

Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу

Вот характер какой!

 

Раздайся народ,

Меня пляска берёт.

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу!

 

Я нашёл себе невесту,

Говорят богатая.

Две подружки у неё,

И коза рогатая.

 

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А по лужам босиком

Прыгали девчушки.

 

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал.

Прямо скажем молодец!

Вед. Ой да молодцы, ребятушки. Повеселили нас.

Хозяйка. Как вы думаете, что в песне главное: музыка или слова?

Дети. И слова и музыка одинаково важны.

Вед. Без слов они теряют смысл, а без мелодии напевность. Веселые и озорные, грустные и задушевные песни сопровождают человека в течение всей жизни.

Инсценировка «Гармонист Тимошка».

 Вед. Вот и подошла к концу наша встреча .

Хозяйка. А вы знаете, что в старину любили чаевничать: «Чай пить-не дрова рубить».Сейчас я приглашаю вас почаевничать. Милости просим. А вот и пироги поспели. Как говорит народная пословица: «Что ни есть в печи, все на стол мечи!

Чаепитие в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...